Gotcha
Обитатель
А где увидеть что они должны выполнять хотелки Феанора, отчитываться перед ним о людях, начинать войну по свистку? Мне кажется просто по используемой риторике видно чью сторону в конфликте принимает автор - Манве в худшем случае заблуждается, и то от излишней доброты, а действия нолдор описаны гораздо более резкими выражениями, типа "глупость", "безумие" а в целом этот сюжет характеризует как "падение"В самом деле, ведь король ничего не должен своим подданным, правда? А так - хотелось бы увидеть, где Толкин писал, что Валар никому ничего не должны. Я уж не говорю о некотором лицемерии коллизии из серии "мы никого силой не держим, но покинуть наше королевство можно только через ледяную пустыню, подгонять вам остров мы не будем, передачу кораблей не санкционируем, а за попытку захватить корабли силой накажем, хотя помогать тем, кто корабли защищает, не будем тоже". А то ведь в самом деле, порази Манвэ Феанора молнией у Альквалондэ - нолдор бы, возможно, вовсе от Исхода отказались, и кем тогда прокси-войну вести?
В общем, 81-ый псалом Библии вспоминается:
1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Падение эльфов является следствием собственнического отношения Фэанора и его семерых сыновей к этим камням. Враг завладевает ими, вставляет их в свою Железную Корону и хранит их в своей неприступной твердыне. Сыновья Фэанора дают ужасную, кощунственную клятву вражды и мести, — против всех и кого угодно, не исключая и богов, кто дерзнет посягнуть на Сильмарилли или станет утверждать свое право на них. Они сбивают с пути большую часть своего народа; те восстают против богов, покидают рай и отправляются на безнадежную войну с Врагом.
для чего нужны "вещественные улики", Тингол же не призывает отлавливать нолдор и вешать их на деревьях. Это вопрос доверия и взаимоотношений, каждый имеет право сам определять кому ему доверять, а кому нет. Отношения между синдар и наугрим развивались по другому сценарию, но видно что вопрос о малых гномах между ними был решен. Малые гномы сохранили обиду, которую перенесли на всех эльфов, и это тоже было бы их дело, если бы эта обида не доходила до нападений, а ограничилась нежеланием общаться, как это было в случае между нолдор и дориатрим.У них не было самой возможности сделать вид, что ничего не было. Альквалондэ никто из синдар не посещал (а после Закрытия Валинора даже при желании не мог бы посетить) и даже после признания Ангрода у Тингола нет вещественных улик (максимум, если привлекать идеи Толкина из "Истории Средиземья", он мог ему как-нибудь картинки по осанвэ показать в подтверждение своих слов), а Малые Гномы жили в Белерианде аж до времен Турина.
Эльфийское общество в моральном плане сильно опережает общество людей в реальной истории (а в чем-то даже и современности), там очень низкий уровень насилия, почти отсутствует преступность и т.д. Данный шаг я рассматриваю как пример альтернативного, более культурного ответа. В отличие от варварской, но и более доступной реакции тех же гномов или нолдор "круши-ломай-объявляй войну", бан квенья - тот случай где был дотигнут позитивный результат. Ведь гномы не только разрушили Дориат из-за нескольких своих мошенников-сограждан, но и погубили там всю свою армию и тоже потеряли короля, а также эта история испортила отношения между народами на многие годы вперед. Если бы ограничились баном синдарина, безусловно лучше было бы всем. Бан квенья не повредил никому, но укрепил культуру синдар, усилив позиции их языка. И еще, язык - это вечная память, ведь Альквалонде и Лосгар преступления непоправимые, любое материальное возмещение принижало бы их значимость, это просто откупиться и забыть.Скажите, а где вы у нормальных людей в реальном мире (который по отношению к миру Толкина всё же первичен, даже эльфы это "эстетический идеал человека", как писал тот же Толкин) встречали требование к другим людям в знак раскаяния не говорить на неком неправильном языке?
Не в любом, Мелькор мог спрятаться на юге Амана (как он уже делал) или на другом континенте, а нолдор притащились в Средиземье и сожгли корабли. Вся эта поспешность объясняется черным по белому, и отнюдь не стратегическими соображениями борьбы с Мелькором.Выяснили по прибытию. В любом случае, чем раньше прибудешь - тем лучше.
В Лостах все гораздо проще с моралью, потому что это вторичное произведение, подражающее мифам. Оно интересно в плане языка и как справочная информация "что где стояло", но видно что там еще нет какой-то связной идеи, которую автор хотел бы донести, нет его позиции. Набор тропов с битвами богов, проклятыми сокровищами, но там нет личностей, интересных взаимоотношений между ними, моральных дилемм, все персонажи действуют практически на рефлексах, как это свойственно мифам. Первобытная наивность, так сказать, все делают что хотят. Может Манве и Нолеме несколько выделяются.То есть в произведении, в которой нет идеи коллективной ответственности в сочетании с использованием того, кого ты проклял / с кем ты отказался иметь дело, в качестве своего прокси по принципу "сдохнуть я тебе не дам, но и помогу лишь тогда, когда сделаешь ку", хуже с моралью, чем в произведении, где эта идея есть?
его представления - ядро истории. Лосты сами по себе никогда бы не взлетели, придумать волшебных существ и богов с крутыми способностями немногого стоит, органично вписать в свою историю свои принципы гораздо сложнее (надо их хотя бы иметь), да, неизбежно будут противоречия, но это единственный путь хорошей книги. Сеттинг без морали - это например днд, неплохое развлекалово, но нормальной литературы в нем нет.Автор не "начал продумывать мораль", автор начал натягивать свои религиозные представления на свой сеттинг*, благие ангелы Божии с половым диморфизмом не дадут соврать. В Лостах они ещё и друг с другом размножались, но такого разврата Толкин в итоговую версию Легендариума не допустил.
* - апогея процесс достиг в "Атрабет", где оказалось, что у людей до грехопадения было бессмертие. И нафига тогда нужны эльфы?
1) в чем хамство, предупредить что некоторые земли уже заняты? судя по обиде нолдор, они не вполне это понималиЯ уже разбирал этот эпизод:
1) Тингол начал хамить по отношению к не сделавшим ему ничего плохого нолдор первым,
2) По факту Маэдрос принял требования Тингола и увел свою родню на те территории, где синдар вообще не жили.
2) чтобы требования были соблюдены, их надо сначала озвучить
Маэдрос был посреди битвы, Тингол у себя дома. Как ему следовало поступить, вот наехали на него гномы с требованием отдать ожерелье вместе с Сильмарилом, надо было притвориться что согласен, солгать, а потом напасть на них? Или просто отдать? Маэдросу ложь на переговорах в свое время впрок не пошла.Обнаружив кидалово истерлингов, Маэдрос начал их убивать. Обнаружив кидалово со стороны гномов, Тингол начал им хамить на расовой почве. А надо было убивать. Но, видимо, он или был безоружен (молодец, чо), или даже в такой ситуации не поверил, что на него кто-то осмелится поднять руку.
Эарендил избранный задолго до своего рождения, он должен сломать систему и остановить Проклятие1) К вопросу о этичности Проклятия,
2) Эарендил - не нолдо по матери?
он полагал что им придется "вымаливать путь в клетки" (whine their way back to the cages of the Valar) или "искать другой путь". То есть, не факт что еще примут (Мандос при всех озвучил что нет), а если не примут то путь через Хелькараксе, который Феанор считал невозможным.Он полагал, что они вернутся в Валинор, это есть в тексте.
подробно история Азога и войны гномов против орков описана в приложениях к Властелину Колец (Род Дурина), которые написаны именно для раскрытия и пояснения лора....появляющийся: 1) спустя много тысячелетий после правления Моргота, 2) в книге, исходно писавшейся даже не по сеттингу Легендариума. В "Хоббите" вообще градус серьезности на порядок ниже, там не то что "обычный очень сильный орк" Азог целым королем является, но и дракона можно убить стрелой в брюхо.
потому что недооценивал эльфов и аж до 155 года считал что орков будет достаточно. Имея на службе балрогов и Саурона он не посылал их в Дагор Аглареб например, почему?То есть, имея на службе умайар, по вашему мнению, Моргот не посылал их против эльфов, потому что... что? А так - "Болдог" (или "болдог") тоже вот назван "орком". Слово "орк" вообще происходит от "раук", термина, обозначающего злого духа вообще (тут у Толкина отсылка на реал, "Орк" - название преисподней).
Финрод очень сильный маг, не думаю чтобы все эльфы по дефолту умели делать то же самое что и он, и вряд ли он, будучи королем далекого от границы военных действий государства, имел необходимость раньше притворяться орком. В приведенном отрывке Моргот боится повторения истории с Сауроном (которая случилась в его отстутствие), то есть лазутчиков, под видом орков. Он сам видит сквозь личины, но он не общается с каждым орком, чтобы их всех проверять.Из текста этого не следует. Думаете, эльфам до Финрода такая магия была неизвестна? Или Финрод ей применял впервые? Моргот умел видеть сквозь личины - см. его встречу с Лютиэн. То есть подозревал он именно орков, а не подозревал, что перед ним не орки, а другие существа.
целая крепость с гарнизоном, мешающая захватить регион, тоже должна раздражатьДортонион, в отличии от Химринга, уже был целиком оккупирован, там даже сопротивляющихся крепостей не осталось. То, что кто-то даже в такой ситуации продолжает воевать против Моргота на уже прочно "его" территории, с которой даже мирное население ушло, могло его раздражать.
непростое, но это другого уровня деяние относительно Берена, как даже доблестный народ Халет на другом уровне относительно Турина. Вообще Маэдрос годный персонаж, там много довольно забавной (хотя и злой) иронии, он нормальный военно-политический деятель, но "не орел".Бесспорно. Это как-то отменяет то, что оборонять крепость, полностью отрезанную от помощи союзников - дело, мягко говоря, непростое?
См. оборону Орлеана в Столетнюю войну.