Профессор писал для своих современников — европейцев второй половины 20-го века, и рассчитывал на понимание своего творчества и идей, которые он хотел донести, указанными европейцами, а не обитателями Арды. Мораль и, так сказать, уроки, заключенные в книге, должны быть понятны не жителям Арды, а европейцам второй половины ХХ векаP. S.: А вообще, я надеялась, что со времени появления на Фикбуке
этой статьи фандом родил какие-то новые аргументы.
Ну вот например:
"Пожалуй, самый распространенный аргумент-долгожитель. Применяется в ироническом смысле к любому, кто указывает на неувязки канона, особенно на невозможность или неправдоподобность тех или иных событий" - я вовсе не против указания на нестыковки в каноне, но чаще всего указание на подобные нестыковки (в толкиновском каноне вполне имеющиеся, что я не отрицаю, как и законности их поиска) используются как оправдание для
выражения идеологизированной неприязни к автору сочинения под соусом "логичного объяснения" очередного извода ревизионистского фанфикшна на тему "Мелькор / Саурон / <username> был хороший" (или, наоборот, очернения персонажей, автору симпатичных). Хотя, как заметил один мой друг (не состоящий ни в хэйтдоме, ни в фэндоме Толкина, да ещё и воинствующий атеист, что взглядам Профессора полностью противоречит) - правда, на счет Роулинг, но это и с Толкином работает - сюжетные несостыковки Роулинг говорят о сюжетных несостыковках, а не о дамбигадстве Дамблдора.
"По той простой причине, что люди в принципе не могут себе представить никого, кроме людей, поскольку других разумных никогда не видали. Даже если в произведении изображают эльфов, марсиан или семируких пятичленов, все равно в сухом остатке получаются люди. Да, сплошь и рядом авторы уверяют, что вот те или эти существа обладают нечеловеческой-де психологией/моралью/этикой, но показать эту нечеловеческую психологию/мораль/этику — еще раз: именно показать на конкретном примере, а не просто уверить, что таковая имеется — ни один автор на свете так и не смог. Даже в тех случаях, когда автор пытается показать конкретно, все равно не выходит ничего такого, что было бы абсолютно не свойственно людям и/или абсолютно им непонятно. Да и по большому-то счету неинтересны людям никто, кроме людей. Вся литература фактически о людях, их месте в мире, взаимодействиях с миром и себе подобными и прочих таких вещах" - в таком случае, если руководствоваться принципом "и не может писатель ничего, кроме человека [или любого иного животного / объекта нашей реальности], вообразить", придется утилизировать большУю, а то и бОльшую, часть фантастической и фэнтезийной литературы. Впрочем, тут у меня с автором цитируемого текста более общее расхождение, чем конкретно на счет Толкина и придуманного им мира.
"Часто повторяют, какие эльфы не, но почему-то никто еще не сказал конкретно, а какие они да" - Сказал. Сам автор: "Но я полагаю, что Квенди этих преданий по сути имеют мало общего с европейскими эльфами и феями; и если бы от меня потребовали рационалистического объяснения, мне следовало бы сказать, что на самом деле они олицетворяют собою людей, наделённых многократно увеличенным эстетическим и творческим потенциалом". Другой вопрос, насколько он этот принцип выдержал.
"Все это свидетельствует о том, что с точки зрения естественных наук Арда точно такая же, как наша Земля" - разве на нашей Земле жили, например, гигантские пауки? Древолюди-энты с точки зрения биологии нашего мира тоже довольно сомнительны, как и тролли. Ну и так далее, и тому подобное. Фэнтези без итсмэджика никуда.
"Профессор писал для своих современников — европейцев второй половины 20-го века, и рассчитывал на понимание своего творчества и идей, которые он хотел донести, указанными европейцами, а не обитателями Арды. Мораль и, так сказать, уроки, заключенные в книге, должны быть понятны не жителям Арды, а европейцам второй половины ХХ века" - хм, а не вы ли (или я обознался? странно, вроде бы
это сообщение отправлено от вашего имени) доказывали, что сарумановских урук-хаев нельзя судить нормами современной морали, как и мордорских рабовладельцев - рамки эпохи, вояки догуманных времен, то-сё - параллельно при этом жалуясь, что нехорошие Мерри и Пиппин веселились на развалинах Изенгарда? Или вышеупомянутое оправдание действует только для отрицательных персонажей и с "в Ангмаре не осталось ни человека, ни орка [после геноцида населения Арнора и бактериологической войны Саурона против западных стран]", а также с "истреблены доблестью людей", не работает?
"Применяется в ответ на любое упоминание о недочетах в сюжете, морали, матчасти и прочих деталях канона. Подразумевается, что канон на самом деле не так плох, раз оппонент его все же читает. Или же — есть и такой вариант — что оппонент мазохист, если продолжает читать/обсуждать якобы столь отвратительный ему канон" - если человек пишет о недостатках некого текста, он имеет полное право это делать, причем сколь угодно резко. Но вот если он под видом внешней критики произведения в плане морали и/или достоверности занимается внутри сеттинга ревизионистским фанфикшном на тему "плохиши на самом деле няшки, потому что <нужное вставить>...", это вызывает вопросы по ряду пунктов (хотя так-то я за абсолютный копилефт и считаю, что каждый может извращаться фанфикшном как хочет), особенно если занимающийся подобного рода ревизионистским фанфикшном хохмит про "щитдевр", "сьюх" и пр. То есть человек как бы одновременно декларирует, что презираемый им автор создал глупую агитку - и при этом пишет по нему фанфик. Что характерно, на выходе чаще всего получается та самая глупая агитка с банальной перестановкой знаков, но у авторов обычно другое мнение, да.
P.S. Там же в комментах, правда уже другим автором, Толкин назван "британским имперцем", а Киплинг "честным католиком", о май гаааад... Там же - на этот раз уже от самого автора статьи - перлы типа:
"Но! При всем сходстве обстоятельств и взглядов Киплинг все же в разы и разы моральнее Профессора... У Профессора же если белые (читай нуменорцы) чему-то и учат дикарей, то исключительно слову божию. В этом, собссно, их миссия и заключается". Мало того, что это прямая ложь (нуменорцы и прогрессированием туземцев / освобождением их от тварей Моргота занимались, см. "Акаллабет" в Сильмариллионе), так ещё и бред откровенный - какое ещё "слово божие" в Арде?
И так у них всё(с). Про "Киплинг моральнее Профессора" тоже забавно, учитывая, что Толкин колониализм не одобрял и про бремя белых применительно к реальному миру ничего не писал, а Киплинг одобрял и писал - но рыдать мы, конечно, будем по вымышленным lesser men (когда угнетают их дунаданы, а не мораданы, вестимо дело), а не по реальным туземцам. При том, что Толкин описывает вымышленное псевдо-Средневековье, а Киплинг писал о вполне реальном мире. Ну и нравоучительные сказки о мангусте, убивающем не только взрослых змей, но и их детенышей - это ж орков истреблять фашизм, а вот с мангустом это другое, понимать надо! Оттуда же (комментатор) шикарное:
"Вот "Бремя белых" меня всегда слегка коробило, несмотря на то, что я могу прочесть его наизусть. Коробило из-за того, что бравые английские колонизаторы заявляя, что "несут цивилизацию", на самом деле искали собственной выгоды. И киплинговский герой может быть всерьёз намеревается "накормить голодных, болезни изгнать из страны", но закончится-то всё банальным выкачиванием ресурсов из колонии в пользу метрополии. А сейчас понимаю, что Киплинг заблуждался в своём благородном намерении учить, лечить и стягивать за хвосты с пальм местных папуасов. Ибо неблагодарное сие занятие и в перспективе - бесполезное. Судя по тому, как радостно отрастили хвосты и ломанулись обратно на пальмы братья наши меньшие из бывших союзных республик. Грубую силу аборигены понимают хорошо, и даже её уважают".
А потом тем же ртом про нуменорский шовинизм, да-с.
Я не могу считать разумную сущность, издевающуюся над ни в чем не повинными или не заслуживающими своей участи героями, мудрой, доброй и справедливой только потому, что ее охарактеризовал так автор
над ни в чем не повинными или не заслуживающими своей участи героями
А что, над повинными и заслуживающими издеваться можно? Это так, для протокола.