король Ходор
Гость
В хоббитов не очень верится. В реале их бы высокие люди загнобили, я думаю.сравнительно реалистичный вымышленный мир
В хоббитов не очень верится. В реале их бы высокие люди загнобили, я думаю.сравнительно реалистичный вымышленный мир
Попробуйте. Может оказаться, что они не столь уж и абсурдны.Вы правда хотите, чтобы я начала перечислять все абсурдные моменты из ВК и Сильма здесь?
Разумеется, я понимаю, что Толкин считал рабство выдумкой дьявола и атрибутом исключительно стороны Зла. Но рабство — это просто способ хозяйствования, додуматься до которого самостоятельно люди способны в любой вселенной, где они существуют, независимо от желания автора. Вот хоть обпишись он, что не могут и от лукавого это все!11 — все равно смогут и в случае надобности придумают. Сами. Без чьих-либо подсказок.О! "Штаны Арагорна" подъехали! ...
Но с использованием фразы, которая как раз на "штаны Арагорна" и выводитЯ лишь допускаю, что оно могло там быть
А может там были индийские касты и племена. Неспроста Гондор похож по названию на гондов - племя (или группа племён) в Индии.Если что, я сама не склонна считать, что в Гондоре было рабство.
Тем не менее, она есть.Как показывают исторические примеры, связь довольно условна, по крайней мере если речь о рабовладении и крепостной зависимости.
Корректно вполне. Этот мир достаточно похож на наш, чтобы применять к нему наши понятия.Зря ерничаете. Если применять наши понятия (что не совсем корректно по отношению к толкиновскому миру),
Сейчас я лежу под столом.то да, некий микс условного "коммунизма" и монархии, плюс демократии. По форме осуществления власти - монархия, по степени участия всех членов общества в политической жизни - демократия, в социальной сфере нечто близкое к коммунизму (социальное расслоение сведено к минимуму, если вообще имеет место).
Ага, прошляпив Свет, вызвали того, кто сумел его сохранить, на ковер, окружили его, одного эльфа, вчетырнадцатером и, не соизволив даже объяснить ему (ему объяснить, а не между собой пошушукаться), почему Сильмариллы нужно непременно разбить, ничего не гарантировав и ничего не предложив в качестве компенсации, "попросили". Такие "просьбы" называются вымогательством и достойны только гопоты на раене. Причем один из кодлы уже знал, что Сильмариллы украдены. Но его моральных достоинств хватило только на то, чтобы сообщить сыну, у которого убили отца, о том, что он не первый умрет в Валиноре. Дно.Спасибо, посмеялся. Такая теократия, что Валар просят Феанора отдать сильмариллы.
Ну как же! Обыкновенная толкиновская. Если Добро будет просто хватать и брать, никакие эпитеты и дифирамбы его в глазах читателя середины 20 в. не спасут. Нужно действовать тоньше: пассивной агрессией, деморализацией (проклятья в спину), работой с потенциальными (телери) и действующими (Тургон с Финродом) союзниками... Чтобы читатель поверил, что нолдор сгубила гордыня, и понял, как нехорошо отказывать божиим ставленникам.Это что ж за теократия такая, когда божеств посылают открытым текстом, а те ничего не могут или не хотят сделать?!
Там же, где у людей. Неравенство связано с разделением труда, которого не могло не быть и у эльфов. Маэдрос не мог и править, и войска водить, и грядки полоть, и хлеб печь, и полы в Химринге мыть лично, а дружина неспроста так называется — это ближайшее окружение князя, друзья или дети друзей его отца. И вы всерьез считаете, что слово пахаря, пекаря или прачки имело для него тот же вес, что слово дружинника? Земледельцы переставали участвовать в управлении не потому, что воины и вожди не уважали тех, кто их кормил, а потому что отрыв от с/х работ слишком дорогое удовольствие. Да, ээээльфийские князья вряд ли клали на простой народ и злоупотребляли его доверием — но простой народ от этого простым быть не переставал. Леший с ней, с военной демократией: тупо калькировать общественное устройство Х на общество Y действительно некорректно, постольку на развитие конкретного социума даже ландшафт влияет. Но приписывать эльфам социальные новшества последних 200 лет все равно нелепо. Они родились, выросли и провели большую часть жизни в еще более жесткой иерархии, чем любая когда-либо существовавшая на нашем шарике. И с шовинизмом у них все было прекрасно, в лучших людских традициях. На местных эльфов (не только достойного такого отношения Тингола, но и всех остальных) нолдор смотрели свысока и их мнением при расселении не интересовались. Патриархат тоже цветет и пахнет. Тургон указывает своей взрослой сестре, где ей бывать и с кем общаться, та еле вырывается, а потом, вся из себя дерзкая охотница, 70 лет живет с мужем-тираном, с сыном тайком разговаривая. Идриль не наследница, как и Финдуилас. Тингол отправляет возлюбленного своей дочери на верную смерть, и то, что она при этом помалкивает, всем ок и норм. Потом он же запирает ее, давно взрослую, на дереве, и снова внутрисюжетный хронист это дикостью не считает. Никаких значимых достижений у женщин нет, их сюжетная функция органичивается деторождением. Даже тысячи лет спустя Элронд с Арагорном обсуждают судьбу Арвен без ее участия и не интересуясь ее мнением. И даже владычица Галадриэль замужем за каким-то невнятным типом — видимо, потому что даже женщине-правительнице хотя бы формальный муж и господин нужен. Иначе нехорошо.Реальная военная демократия предполагает жесткое неравноправие между военной знатью (дружиной) и членами племени, которые не участвуют в походах. Где это в случае эльфов?
Наместник, которого королю сложно было контролировать и который не особо нуждался в короле сам, неизбежно культурно его посылал и со временем превращался в феодала. Все упиралось в расстояния, как и у эльфов. "Король тот, кто может удержать свое" (с) Короли Франкии удержать свое не смогли, и их огромное королевство распалось.И где вы видели в реальном раннем средневековье, чтобы подданный мог культурно послать короля и ему бы за это ничего не было?
В критических ситуациях даже Сталин обращался к тем, кого мог стереть не то что приказом, а жестом, "братья и сестры". И что приказывать, что убеждать правитель может только в русле настроений народа. Иначе результат и убеждения, и приказа будет примерно одинаков, даже у Феанора. Разве что приказу сильнее возмутятся.Феанор во время Исхода из Валинора тоже никому не приказывает (хотя как старший сын он наследовал Финвэ), только убеждает народ пойти за ним.
Одного постулирования умному человеку не может быть достаточно. Охарактеризовать кого-то набором эпитетов может любой пьяный бомж. Задача писателя — показать, каков его персонаж, сюжетными средствами. Правдоподобно показать. Чтобы читатель увидел персонажа таким же, каким его видит автор, а не плевался с диаметрального расхождения характеристик персонажа с его поступками.Он не раскрывает Эру и Валар как личностей (это невозможно именно по названной вами причине), он лишь постулирует - всеведение в случае Эру и мудрость в случае Валар.
Может, конечно. Но если эти качества противречат друг другу (а они в случае Эру таки да, см. проблему теодицеи), какое-то из них мне придется считать авторским косяком. Потому что верить во все взаимоисключающие параграфы одновременно я не умею и учиться желания не имею.Толкину не надо знать, как надо обустраивать вселенную. Как демиург вне истории он может просто прописать определенные качества демиурга внутри истории.
Доказательством правоты Горы и Рамси служит сам сюжет ПЛиО, отчетливо показывающий, к чему приводит выбор стороны Старков.А доказательством правоты служит сам сюжет, отчетливо показывающий, к чему приводит выбор темной стороны.
Похоже, что штаны Арагорна интересуют вас не меньше, чем меня интересует социально-экономическое устройство Гондора. Ничего, каждому своеНо с использованием фразы, которая как раз на "штаны Арагорна" и выводит
В нашем мире - нет, конечно. Но в мире, где точно есть Демиург, где действуют его агенты, где есть существа, живущие тысячи и десятки тысяч лет, имеющие при этом абсолютную память и общающиеся с высшими силами, имеющие иную, нежели у людей, психологию (подробно освещенную в "Законах и обычаях эльдар" и некоторых других текстах), - вот в таком мире в подобные общества я вполне могу поверить. Тут как раз было бы странно калькировать реальные исторические примеры.Сейчас я лежу под столом.
Вы действительно верите в жизнеспособность такого винегрета?
Есть куда. Показательно и жестоко наказать Феанора со всеми сочувствующими ему на глазах у всех, лишить посмертия или и вовсе превратить во что-то в назидание другим. Моргот с Сауроном так бы и сделали. Вы скажете, что тогда читатель не поверит, что это Добро. Верно. Ну так в этом и есть разница - в целях и способах их достижения. Это и есть то, что в книгах Толкина разделяет Добро и Зло. Писатель себе не противоречит.гнев божий настигнет тебя везде. Днище теократичнее некуда.
Ради интереса, а что тогда сгубило нолдор, если не гордыня?Чтобы читатель поверил, что нолдор сгубила гордыня, и понял, как нехорошо отказывать божиим ставленникам.
Хорошо, приведите пример из любого произведения мировой литературы, где правдоподобно показаны существа уровня как минимум Валар, где их атрибуты не постулируются, а раскрываются так же, как раскрываются поступки и мотивы человеческих персонажей. Вы требуете априори невозможного - раскрыть бога как персонажа.Одного постулирования умному человеку не может быть достаточно. Охарактеризовать кого-то набором эпитетов может любой пьяный бомж. Задача писателя — показать, каков его персонаж, сюжетными средствами. Правдоподобно показать. Чтобы читатель увидел персонажа таким же, каким его видит автор, а не плевался с диаметрального расхождения характеристик персонажа с его поступками.
Вы можете как угодно относиться к философии автора и его персонажам. Я, например, фэйспалмлю от Достоевского, но это не мешает мне признавать его гуру психологизма.И ее жертв я тоже не могу считать злодеями лишь потому, что они противостоят этой сущности. Просто не могу и надеюсь не смочь никогда. Автор такой же человек, как и я, и его мнение законом для меня не является. Он вправе устанавливать какие угодно законы в своей вселенной и давать какие угодно характеристики своим героям, но он не вправе и не может указывать мне, как оценивать эти законы и этих героев.
Есть три принципиальных различия:Доказательством правоты Горы и Рамси служит сам сюжет ПЛиО, отчетливо показывающий, к чему приводит выбор стороны Старков.
Толкиену удалось нарисовать полную карту Средиземья?И при этом ни один из писателей не имеет такого проработанного и правдоподобного мира.
Мне не нравится, что граница между ними проведена по первой заповеди. Я не могу симпатизировать Добру и антипатизировать Злу — только добру и злу соответственно. А добрые поступки на стороне Зла совершаются неизбежно, потому ни один социум, даже сатанистский, не может состоять только из убийц, насильников, воров и прочих асоциальных элементов. Правдоподобно изобразить такое общество ни у одного автора никогда не получится, и у Толкина не получилось тоже.Вам не нравится само противопоставление Добра и Зла?
Дело не в банальности. Противопоставляйте сколько угодно, лишь бы Добро действительно было добрым в гуманистическом понимании, а Зло в том же понимании — действительно злым.В его время это не было банально.
Мда. Я начинаю понимать, почему к сабжу у вас никаких претензий...Валар стремятся к благу для всех, т.к. свет Древ важен для всех жителей Амана
Это многое объясняет, да, но не обязывает меня разделять его ценности. Кроме того, жил и творил Толкин все же не в 15 веке. И даже не в 19. Человечество давно додумалось до такой вещи, как веротерпимость, пережило Реформацию, Ренессанс, Эпоху Просвещения, романтизм с его идеалом бунтаря. Но я не нахожу в творчестве Толкина следов этого багажа. Вернее, у меня ощущение, что он относится к нему негативно: великие творцы и все, кто полагается на свои силы и разум, а не на милость свыше, у него остаются ни с чем, а воспеваются смирение, покорность и вера в чудо — идеал Темных Веков.Да, Толкин был монотеистом и монархистом. Он жил и творил в другую эпоху, что нашло отражение в его творчестве.
Гордость, самоуважение и чувство собственного достоинства. И стремление к свободе и независимости. В мире Толкина эти качества сгубят кого угодно.Ради интереса, а что тогда сгубило нолдор, если не гордыня?
Вы правы, такого произведения не существует и оно никогда не появится. Так может, тогда не стоит вводить бога в произведение вообще? А писать только о том, что хорошо себе представляешь?Хорошо, приведите пример из любого произведения мировой литературы, где правдоподобно показаны существа уровня как минимум Валар, где их атрибуты не постулируются, а раскрываются так же, как раскрываются поступки и мотивы человеческих персонажей. Вы требуете априори невозможного - раскрыть бога как персонажа.
Ну вот хотя бы приведенные мною выше примеры с Феанором.Но что касается "диаметрального расхождения характеристик персонажа с его поступками", то в чем в случае Эру и Валар вы заметили это расхождение? Где они над кем-то издеваются.
По-моему, они именно это и делали большую часть времени.По-вашему, Эру и Валар должны были посторониться и дать ему возможность делать в Эа все, что он хочет?
Есть одно принципиальное сходство: художественная литература не может что-либо доказывать в принципе. Она может только отражать позицию автора и предлагать читателю составить свое мнение о происходящем в сюжете. Мое мнение с авторским расходится. Почему всех это так возмущает, для меня загадка.Есть три принципиальных различия
С некоторыми упрощениями на глобальной картинке. Вот те же харадрим - были ли там хорошие люди, которые не хотели дружить с Сауроном?Профессору удалось показать неоднозначных персонажей: Феанора с сыновьями, Берена, Хурина, Турина, Боромира, Денетора, в несколько меньшей степени - других эльфийских владык Первой эпохи.
И были лично знакомы с Профессором, причем настолько, чтобы иметь возможность сравнить? Правда?)))Я лично знакома с десятком людей, которые как минимум не глупее него.
Да? Но, очевидно, тупее себя, раз уж Вы считаете себя вправе давать такие оценки?Я не называла его туповатым, не передергивайте. Я лишь не отношу его к числу велич...
В том числе и Профессора, не так ли? Или это другое? И у Вас есть право оценивать умственные способности лично Вам незнакомого Джона Рональда Руэла, а вот у других права давать оценку тоже лично им незнакомого форумчанина нет?пытаться оскорблять тех, чье мнение отличается от вашего.
Хотелось бы понять, о чем Вы вообще? Вы позволили себе уничижительно отозваться об умственных способностях лично незнакомого Вам Толкина. Какая тут связь с мухами?Вспомнив Моську, вы дали мне полное право вспомнить о мухах. Может, их многомиллионная туча и есть тот "слон", на которого она лает?
Ну, я тоже надеялась, что проповеди с трибуны на тему "Профессор был неправ, я лучше знаю" остались еще в прошлом тысячелетии. Увы(((А вообще, я надеялась, что со времени появления на Фикбуке этой статьи фандом родил какие-то новые аргументы.
Ну что Вы, какая непредсказуемость? Все ходит по кругу и нет ничего нового под солнцем.С другой стороны, непредсказуемости в мире и так хватает, правда?
Об уме писателя судят по тому, что он пишет. Если я вижу на фикбуке очередной щидевр со сьюхой и дебильным сюжетом, мне не нужно знать автора-ЙАшку лично, чтобы судить о ее уме.И были лично знакомы с Профессором, причем настолько, чтобы иметь возможность сравнить? Правда?)))
Ахахахах, так и знала, что уши Крокодилицы торчат.P. S.: А вообще, я надеялась, что со времени появления на Фикбуке этой статьи фандом родил какие-то новые аргументы. С одной стороны, разочарование штука неприятная. С другой стороны, непредсказуемости в мире и так хватает, правда?
Я могу вас понять. Но замечу, что в творчестве Толкина нет никакого намека на "Страшный Суд" и т.п. Более того, из сведений про Дагор Дагорат известно, что там на стороне Добра сражаются нуменорцы Ар-Фаразона, которые точно нарушили первую заповедь. Исходя из этого, я склонен интерпретировать "Айнулиндалэ" буквально: каждый, кто думает сделать что-то вопреки Творцу, лишь окажется инструментом для создания чудес более совершенных, чем он мог вообразить. Иными словами - "счастье для всех, даром, и никто не уйдет обиженным". Исключение составляют лишь те, кто пал в такую бездну, поднять из которой не может даже Эру. Как Моргот, которому не нужно счастье, нужно лишь, чтобы ничего не существовало помимо его воли. Совместить это со счастьем для всех не может даже Эру, он, наверное, мог бы стереть прежнюю личность Моргота и создать новую, но фактически это ничем не отличается от небытия для прежней личности.Мне не нравится, что граница между ними проведена по первой заповеди.
А что такое гуманистическое понимание? Вы уверены, что ваше представление об этом совпадет с моим?Дело не в банальности. Противопоставляйте сколько угодно, лишь бы Добро действительно было добрым в гуманистическом понимании, а Зло в том же понимании — действительно злым.
Это бы не решило проблему гибели Древ и угасания Мира. Первоочередной задачей было спасти Древа. И это не говоря о том, что личное появление Валар в Средиземье грозило последнему катастрофическими разрушениями. И что такого невыполнимого было в просьбе (без кавычек) Яванны? Вообще-то сильмариллы стали таким чудом благодаря свету Варды, без него они просто очень искусные драгоценные камни. Об этом Валар Феанору, кстати, деликатно не напомнили, потому что вошли в его положение.Стремись валар к благу для всех, кто почитает Эру, они бы не дергали Феанора заведомо невыполнимыми "просьбами", а поговорили бы с ним на равных, отправили бы сразу в Средиземье армию и вынесли бы Моргота вместе с нолдор.
Забавно. Назовите фэнтези, где соблюдаются права человека Это не говоря о том, что права человека зачастую не соблюдаются и в реальности)Но я понимаю, что права человека и мир Толкина — вещи несовместимые
Во-первых, есть разница между веротерпимостью в случае, когда истина не известна (как в нашем мире), и в случае, когда некоторые точно знают, как обстоят дела на самом деле. И даже в этом случае эльфы и Верные не лезут к другим народам устанавливать там свои порядки, они просто защищают себя от поползновений других. Упрек разве что можно адресовать Нуменору в период Затемнения, ну так потому это и Затемнение.Это многое объясняет, да, но не обязывает меня разделять его ценности. Кроме того, жил и творил Толкин все же не в 15 веке. И даже не в 19. Человечество давно додумалось до такой вещи, как веротерпимость
Во-первых, в случае Толкина это вещи не противопоставленные: Феанор великий творец, но для своего творения он воспользовался чудом (светом Варды). Во-вторых, я только "за", чтобы появилось фэнтези, которое было бы столь же проработано, как книги Толкина, но описывало бы свершения выдающейся личности. Но почему-то нет такого фэнтези. Толкин занял свою нишу, которая тоже должна быть. Пусть другие занимают другие ниши.Вернее, у меня ощущение, что он относится к нему негативно: великие творцы и все, кто полагается на свои силы и разум, а не на милость свыше, у него остаются ни с чем, а воспеваются смирение, покорность и вера в чудо — идеал Темных Веков.
Гипертрофированное проявление этих качеств в мире Толкина и есть гордыня. Если что, лично я не считаю это плохим, но глядя на авторский мир, принимаю эти правила. Опять же, это - своя ниша. Это может не нравиться, да, но внутри истории никаких противоречий нет.Гордость, самоуважение и чувство собственного достоинства. И стремление к свободе и независимости. В мире Толкина эти качества сгубят кого угодно.
Так может, тогда не стоит вводить бога в произведение вообще? А писать только о том, что хорошо себе представляешь?
Это приведет к другой проблеме - как создать "зеленое солнце", которое будет правдоподобным. Профессор создал свою мифологию не просто так, а чтобы объяснить, как его мир пришел к определенному состоянию. Конечно, можно пойти по легкому пути и сказать "я хочу писать про рыцарей, поэтому пусть у нас будет типа западноевропейское средневековье", но это ни что иное, как картонные декорации, воспринимать которые серьезно невозможно. Чтобы читатель действительно мог поверить в "зеленое солнце", писатель должен проделать колоссальную работу. Это необязательно должна быть мифология, но он должен показать, каким именно образом нынешнее состояние его мира получилось. Ни у кого, кроме Толкина, это до сих не получилось. Так что по факту могу сказать, что никто в жанре фэнтези не пишет про то, что себе представляет, и ни у кого не получилось сделать мир лучше.И по-моему, ни Мелькора, ни Эру, ни валар в мире не должно быть вообще. Это сделает его гораздо лучше и справедливее.
Прошу не надо этого Профессор был неправ. Толкиен написал свое произведение как считал нужным. В рамках своей задачи ВК раскрыт полностью.Он по определению не умнее своего автора — обычного человека, причем не самого выдающегося интеллекта (был бы выдающегося, не противоречил бы самому себе и не писал бы абсурд в таких количествах).
Гондора не существует вовсе -- это условное СВ шное королевство из СКАЗОК и искать тут скрытые смыслы...А даже если на рабовладельческом, нигде не сказано, что рабства не было Гондоре. Во всяком случае, моральных препятствий к использованию рабского труда у гондорцев, судя по их заботе о чистоте нуменорской крови и отношению к иноверцам, точно было не больше, чем у васпов из южных штатов.
Зачем в каждого. Просто иногда напрягает некая блочность. Вот есть условно люди запада и люди юга и востока. И они иначе не могут, кроме как воевать блоками. Как будто у того же Харада нет своих интересов, кроме как за Саурона впрягаться.А если углубляться в каждого условного харадрима,
Разве воевал весь Харад поголовно? Это условное обозначение (емнип слово означает просто "юг" ) огромной области, сразу на обеих полушариях Арды. Там множество племен и народов, которые даже внешне существенно отличаются. Скорее всего в войнах участвовал в основном ближний Харад, где было сильно влияние темных нуменорцев из Умбара. Про дальний Харад ничего не известно.Зачем в каждого. Просто иногда напрягает некая блочность. Вот есть условно люди...