Как Моргот, которому не нужно счастье, нужно лишь, чтобы ничего не существовало помимо его воли.
То же самое нужно и Эру. Точнее, помимо этого ему еще нужна слава.
Совместить это со счастьем для всех не может даже Эру, он, наверное, мог бы стереть прежнюю личность Моргота и создать новую, но фактически это ничем не отличается от небытия для прежней личности.
Это справедливо не только для Мелькора. Просто его характер автор не пытается ломать в угоду своему замыслу, как характеры того же ПД или Боромира.
Кстати, вы хотели примеры абсурда — пожалуйста, сколько угодно. Сущность, восставшая против самого господа бога, боится Тургона и его потомков. Сириусли? Эльфийка, любящая лишь однажды и души не чающая в детях, бросает семью в смертельной опасности ради подруги. Из множества возможных причин (любовь к остающимся родителям, просьбы близких не подвергать себя опасности, да хотя бы просто разлад, как в случае с Нерданель) выбрана самая неправдоподобная
Гений, всю жизнь расчитывавший материалы при работе, заядлый путешественник, глава высокородной семьи и старший брат зятя начальника вокзала не может выяснять, дадут ли ему флот
или просто покажут, стоя на берегу океана с тьмой народа и обозом. Домосед Бильбо может, Феанор, хоть в каком душевном состоянии — нет. Финголфин, увидев там, где его брату предстоит столкнуться с Морготом, зарево пожара, приходит к выводу, что это дело рук брата. Что за грибы росли в Арамане и как их потребители доносили ложки до ртов? К высадившимся тот же вопрос. Либо отказ от подкрепления при полном отсутствии данных о противнике и поджог запаса древесины на голом и холодном берегу, либо осмысленная жизнедеятельность, но не то и другое вместе. И это только Сильм и только характеры, логика решений и поступков персонажей, причем далеко не все эпизоды с ее отсутствием. А есть еще матчасть и многое другое.
Кстати-2, про нуменорцев: вы уверены, что стереть с лица земли родину человека и утопить его близких — это хороший способ его образумить? Что этот способ работает со всеми людьми?
Вы уверены, что ваше представление об этом совпадет с моим?
Не уверена. Хотя надеюсь на это, чоуж.
Вообще-то сильмариллы стали таким чудом благодаря свету Варды, без него они просто очень искусные драгоценные камни.
для своего творения он воспользовался чудом (светом Варды).
Вообще-то вся Арда была создана для Детей Эру и их творчества. Свет Древ предназначался для ее освещения и был такой же частью природы, как все, что под ним росло и бегало. И на Сильмариллы у Феанора прав было ровно столько же, сколько на все остальные результаты его труда, созданные с использованием природных ресурсов. И говорить об исключительном праве, праве собственности на оригинал и роли всех этих конструктов в развитии творчества я в силу своей профессии могу бесконечно, просто не вижу смысла делать это здесь ради аргументов вроде "Арданенашмир" и "эльфыженелюди". Эльфы люди, потому что весь худлит про людей и людские проблемы, из-за чего персонажи сочувствие и вызывают. К тому же Феанор позаботился о "чуде" валар гораздо лучше них самих, что само по себе справедливое основание для притязаний.
Гипертрофированное проявление этих качеств
Оно там не гипертрофированное. Оно (лично мне, во всяком случае) настолько близкое и понятное, что хочется забрать этих замечательных ребят из их мира и переселить в какой-нибудь другой. А там оставить Финарфинов, Гэндальфов, Тургонов, Элрондов, ваньяр и прочих "мореходов", ни разу не сражавшихся со стихией. Пусть живут и радуются жизни, мне не жалко.