О (не)сбалансированности развития Нуменора
Арторон: На мой взгляд, парадокс в том, что Нуменор не просто достигает какого-то определенного уровня. Там все дисгармонично, непропорционально, - как в цивилизациях, скажем, нового Света, у которых был неолит и одновременно государство с развитым обществом. У нас, в старом свете, до индустриальной революции было четыре великих изобретения: порох, книгопечатание, бумага, компас. У китайцев были эти изобретения, но они ими не воспользовались. Я могу себе представить культуру, в которой нет ружья, но есть паровая машина. Если нуменорцам противостоят только дикари, а друг с другом они не воюют, то нет необходимости так затачивать прогресс на военную технику. Но мне очень сложно представить себе цивилизацию, в которой есть суперсовременная техника на уровне 19-20 века, но нет печатного станка и книгопечатания. А если допустить, что печатный станок был, то он был забыт в течение третьей эпохи, а здесь появляется другая проблема – обратимости и необратимости прогресса. В первичной реальности есть много таких простых изобретений, которые не забываются. Разве что предположить, что в Арде было другое книгопечатание.
Морваэн: Почему мы вообще говорим о диспропорции? Мы знаем множество цивилизаций, развивавшихся по совершенно иному принципу. Римляне с их механикой, канализацией, гражданским строем и прочим не знали пороха. Майя с их математикой, астрономией, системой счисления не знали колеса. Предположительные факты: в Нуменоре были стальные корабли, паровые машины, возможно – артиллерия, возможно – воздухоплавание, и не было книгопечатания. Это из того же ряда.
Лоссэ: У меня было возражение оратору Морваэну как востоковеда. У нас есть куча традиционных цивилизаций, которые много чего наизобретали. Печатный станок был известен в Корее в 10 веке и не получил никакого распространения, его распространение – в Европе, с 15 века. Возьмем порох – он был изобретен в Китае и использовался очень долго для фейерверков. А взяты на вооружение пушки были в Возрождение. Все эти цивилизации были прекрасны, но ни у одной из них не было того, что было в Европе и позволило сделать эти технические новинки повседневностью: массовости. Когда эти механизмы становятся не просто декоративным украшением, изыском, а чем-то повседневным – это только Европа, весь мир пользуется европейским путем развития.
Арторон: понимаете, мне тоже хотелось бы, чтобы в Нуменоре была высокая техника, это интересно. Проблема в том, что такая техника требует определеного распространения знаний, хотя бы для того, чтобы было определенное число рабочих, способных произвести стандартизированные детали. С одной стороны, есть свидетельства против развития техники в Нуменоре. Если на Алькарондасе были весла, это может послужить свидетельством против кораблей, которые плавали без парусов и весел.
О книгопечатании в Нуменоре и еще о (не)сбалансированности развития
Арторон: Мне кажется, что с книгопечатанием не так просто, что все-таки для того, чтобы в массовом порядке воспроизводить высокие технологии, нужна определенная массовость, нужна эффективная передача знаний, тоже массовая. Мне кажется, это возможно было в двух случаях: либо Нуменору не так нужно было книгопечатание, как нашей цивилизации, если у них была более акустическая культура, то есть основная информация передается не от человека к книге, а от человека к человеку, не как в Средние века – человек читает книгу, а как в античности – говорит оратор, и все слушают.
Истарни: Или они не успели просто его изобрести. Мы видели, какой перекос был недавно, в 30х годах, когда все развитие было направлено на ВПК, а всякие другие мирные отрасли отставали. Поэтому если брать, что самый-самый всплеск развития был во времена Саурона, то никому не было дела до книгопечати, изобретения мирных вещей. Все Армаду строили.
Хруммса: Или просто книга у них была не такая, какую мы привыкли видеть.
Арторон: Второй момент – или книгопечатание у них могло возникнуть немножко другое. Это мог быть не рассыпной набор, а ксилография, когда что-то вырезается целиком на куске дерева – как было в Китае. Дальше можно было пойти по другому пути – не знаю, покрыть это дерево каким-нибудь таким слоем, через который можно легко что-то процарапать. Это крутая техника, а потом Нуменор падает, и этой техники – нету, потому что неизвестно, как произвести этот самый материал – и все. Таким образом мы можем представить себе некую деградацию – почему к концу Третьей Эпохи книгопечатания в Гондоре у нас нет.
Истарни: Мне хотелось бы предположить, почему книгопечатание было потеряно. Все, что мы знаем про летающие корабли, это то, что видели дикари. Поэтому я представляю вполне возможным, что многие изобретения были в метрополии, а само производство в колонии не экспортировалось. В колониях производство, во-первых, наладить было сложно, во-вторых, не очень нужно. И мне представляется ситуация, когда Нуменор затонул и вся инфарструктура вместе с ним, то Верные, они в первом поколении знали, что делать, то у них не было материалов – качественной стали, скажем – и все угасло.
-Грубо говоря, они знали, что такое компьютер, но не могли его воспроизвести.
Арторон: мне кажется, здесь мог произойти такой цивилизационный слом в Третьей Эпохе. С одной стороны, они были подобны тем же китайцам, у которых была масса изобретений, и они не могли их использовать. Или произошли очень сильные социокультурные изменения, и изобретения легли под спуд.
Чтобы подвести итоги: мы согласились, что в Нуменоре высокая техника была, была, как минимум, паровая машина, и – дискуссионно – навороты на уровне конца 19-начала 20 века, вопрос массовости цивилизации у нас обсуждается. И еще с точки зрения европоцентричного сознания нуменорская цивилизация была дисбалансной по развитию, - одни изобретения уже были, другие – уже не были, хотя для нас и то, и то принадлежит к одному времени. Хотя Нуменор нельзя одновременно сравнить ни с одной из привычных нам эпох – он одновременно содержит элементы жуткого модерна и глубокой архаики.