• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.
  • Не пропустите! Начался второй сезон "Дома Дракона"!
    Обсуждать сериал (в целом или отдельные серии) приходите в тематический раздел сериала.

Творчество Толкина

Moricar

Обитатель
Мысль нового дня: в альтернативной реальности Мандос стал главным (анти)героем трагикомического сериала "Лучше звоните Намо".

56d268a841bfe656a25c8a8dd4ce3daf.jpg
 

Нимврод

Обитатель
Или оно им нужно, по статусу и (балрогам) в силу выполнения прямых обязанностей. Впрочем, я-то считаю, что как минимум церемониальное и если-придется-боевое оружие у Саурона было, и оно даже сохранилось в преданиях позднейших Эпох.
А что Вы думаете про следующее место из "Лэ о Лэйтиан":
«Men called him Thu, and as a god
in after days beneath his rod
bewildered bowed to him, and made
his ghastly temples in the shade»
.
На Ваш взгляд, "скипетр" (rod) следует понимать сугубо как метафору власти ("под его властью") - или всё же и буквально? Скипетр в Арде нередко встречается как атрибут власти (у Тургона, у нуменорских королей, у Сарумана, у Дэнетора).
 

Нимврод

Обитатель
Продолжая (около)лавкрафтовские ассоциации, можно вспомнить Хастура и жреца в желтой маске с плато Лэнг, или... или реальных религиозных лидеров Востока, вроде прятавших лица Аль-Асвада и Муканны или вечно сидевшего в своей крепости Хасана ибн Саббаха
Вы будете смеяться, но толкиновед Шиппи тот же мотив выделял применительно к его сопернику-неудачнику, Саруману:
Интересно также, что Сарумановы орколюди называют своего вождя Шарки (241) – на орочьем языке это означает «старец». Специалисту по Средневековью это имя обязательно напомнит Горного Старца, предводителя ордена асассинов, описанного в «Путешествиях» Мандевиля. У Мандевиля слово «старец» – попросту неточный перевод арабского шейх(ср. с оркским «шарку»!). Мандевилевский Старец безраздельно господствовал над своими подчиненными, внушая им – разумеется, не без помощи гашиша —мечты о потустороннем парадизе.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Обитатель
Неожиданно понял, что трагическая история Наместника Дэнетора - отчасти ремейк трагической истории Хурина.
Просто сравните:
Пытка, придуманная им для Хурина, — «видеть глазами Моргота». Отец пояснил, что это значит: если принудить кого-то посмотреть Морготу в глаза, жертва станет «видеть» (или воспринимать в сознании через разум Моргота) крайне убедительную картину событий, искаженную Морготовой беспредельной злобой; и если кому-то и удалось бы воспротивиться повелению Моргота, то не Хурину. Отчасти потому (как объяснял отец), что Хурин, горячо любя своих близких и измученный тревогой за них, стремился узнать о них хоть что-нибудь из любого источника. Отчасти же причиной была гордыня: Хурин полагал, что одолел Моргота в споре и теперь сумеет «переглядеть» его или по крайней мере сохранит способность мыслить критически и отличать истину от злобных домыслов.
Хурин был, возможно, единственным человеком, способным смотреть в глаза Морготу и не сломаться - но враг, не сумев его подчинить, тем не менее, сумел затуманить его восприятие. Саурон не сумел подчинить Дэнетора, но довел его до отчаяния:
На то Хурин ответил, Хитлума вождь -
его очи сияющие алым окрасил
гнева огонь: "О гибель несущий!
Свободен от страха, бился я долго с тобой
и ныне не боюсь ни тебя, неприятель Богов,
ни рабов твоих демонов, бесов иль привидений!"
Волосы влажные, что закрывали лицо, -
темные, спутанные - он откинул за плечи
и взор погрузил в глаза злодея:
с той страшной поры посмотреть в те очи
не имел смертный мощи душевной.
И во мрачной мгле разуменье Хурина
под взором бездонным сгинуло и померкло,
но не поддались ни его сердце, ни непреклонная гордость.
 

Corvo Attano

Обитатель
Толкин сознательно не пошел на полное копирование христианской метафизики именно в силу вымышленности Арды.

Давайте здесь, а то оффтопим. Будем уважать зрителей и критиков Колец Власти.)

Арда вымышленная, конечно, но вот в "Беседе Финрода и Андрет" Толкин практически напрямую увязывает Арду с реальной Землёй и даже упоминает пришествие Эру в мир Поздних Эпох Владычества Людей (то есть Иисуса Христа, как Богочеловека) А ещё у нас есть Нуменор-Аталантэ (Атлантида древних греков)
И вот тут к уважаемому Профессору появляются определённые вопросы... Если бы он жил в Англии до Реформации Генриха VIII, то на эти вопросы он вполне мог бы отвечать церковному суду по обвинению в ереси.)
 

Нимврод

Обитатель
Арда вымышленная, конечно, но вот в "Беседе Финрода и Андрет" Толкин практически напрямую увязывает Арду с реальной Землёй и даже упоминает пришествие Эру в мир Поздних Эпох Владычества Людей (то есть Иисуса Христа, как Богочеловека) А ещё у нас есть Нуменор-Аталантэ (Атлантида древних греков)
Скажем так - Арда, в рамках замысла Толкина, это "прошлое Земли", но прошлое именно вымышленное (в реальности не было никаких эльфов и орков, например), поэтому он и не считал нужным адаптировать её под свои реальные религиозные взгляды.
Что не мешало отдельным "пасхалочкам".
 

Corvo Attano

Обитатель
Скажем так - Арда, в рамках замысла Толкина, это "прошлое Земли", но прошлое именно вымышленное (в реальности не было никаких эльфов и орков, например), поэтому он и не считал нужным адаптировать её под свои реальные религиозные взгляды.
Что не мешало отдельным "пасхалочкам".

Я считаю, что здесь он перегнул уже палку. Уподобляя себя Творцу реального мира и его самого. Это не этично с христианской точки зрения, было бы лучше, если бы Толкин писал про другую планету, ведь человек не может ограничивать масштабы акта творения субъективным сознанием. Вот у Клайва Льюиса мир Нарнии в этом плане более этичен, пусть и менее проработан.
 

Corvo Attano

Обитатель
Незнание элементарной ангелологии.

У Ангелов меньше полномочий и они не участвуют непосредственно в творении нашего мира. Под личиной ангелов фактически у Толкина получился пантеон младших богов, а сама Арда приобретает черты Асгарда. Ну, а падшие айнуры - это аля-йотуны и живут они поначалу в довольно похожем на Нифльхейм месте.)
 

Джей

Волшебный единорог
включая низведение Эру почти до отстранённого от Арды начальника младших богов-валаров, что-то вроде верховного бога Эля у хананеев.
низведение Илуватара до уровня Эля.

Как звучит, как звучит!
 

Corvo Attano

Обитатель
низведение Илуватара до уровня Эля.

Как звучит, как звучит!

Вы же не хотите сказать, что Эль и Яхве являются одной сущностью? Или что Аллах мусульман идентичен Богу Авраама и Моисея? С точки зрения христианской теологии это вовсе не так.
Толкин ведь и сам понимал, что увлёкся в своем творчестве. Отчего и его оправдания, что он просто писал художественную литературу. Потому что некоторые вопросы к нему у католической общественности возникли ещё при его жизни.
 

Bratislaw

Обитатель
Ох, раз уж здесь зашёл такой спор про Толкина, Легендариум и религию, выскажу и я своё мнение о сём.

А мнение у меня такое - ничего плохого с религиозной точки зрения Толкин тем, что придумал Арду, не сделал. Он же не поклонялся валар, майар и прочему, а просто фантазировал на эти темы. Потому что у него была от природы богатая фантазия + он работал с разными языками и мифологическими текстами, отчего его фантазия и утекла именно в эту сторону. Причём его произведения относятся к абсолютно разному времени. Т.е. куда-то он мог вставлять отсылки на христианство, пытаясь увязать придуманный им мир со своей верой. Но потом, если не получалось, спокойно отказывался от этого.

Скажу я даже больше, и по своему опыту (хотя это будет немного оффтоп). Для христианина придумывать фэнтези-мир, полный язычества - нормально. Потому что тяга к мифам и сказкам есть у большинства людей, т.к. их предки долгие поколения верили в магию, духов и прочее. И чтобы изжить эту привычку, тоже потребуются десятки тысяч лет и сотни поколений, просвещённых наукой. А, если забивать эту тягу насильно, то (в случае людей верующих) начинаются фантазии на тему религии и конкретные ереси. Потому, как по мне, уж лучше придумать пантеон богов и переслэшить их по-чёрному, но понимать, что они - лишь плод твоего воображения, нежели выдать "типа христианскую" книгу вроде "Хроника Нарнии". Вот серьёзно. Там ереси куда больше, нежели во всём Легендариуме, даже с учётом валар и Финрода с Андрет.
 

Corvo Attano

Обитатель
нежели выдать "типа христианскую" книгу вроде "Хроника Нарнии". Вот серьёзно. Там ереси куда больше, нежели во всём Легендариуме, даже с учётом валар и Финрода с Андрет.

Клайв Льюис писал аллегорию, а не эпос, да ещё и ориентированный на детскую аудиторию. Но по духу его книги вполне себе христианские. С протестантским душком, но тем не менее.
 

Bratislaw

Обитатель
Но по духу его книги вполне себе христианские. С протестантским душком, но тем не менее.
Ну, не знаю. Меня от них в детстве всегда коробило (да и коробит до сих пор). Т.к. я попросту не понимала, зачем лев похож на какое-то божество и все ему поклоняются. Да и само по себе приписывать Богу какие-то действия, которые Он не совершал и животные образы - как по мне, с точки зрения христианства, это - лютая ересь. Уж лучше честно оттягиваться фантазией на придуманных пантеонах. Как поступал Толкин, как поступаю я... да и многие другие люди:proud:
 

Corvo Attano

Обитатель
Т.к. я попросту не понимала, зачем лев похож на какое-то божество и все ему поклоняются

Лев - распространённый эгрегор-аллегория Бога. Он много где встречается, от Библии до средневекового "Физиолога". "Лев из колена Иудина", разве вы не слышали?

Да и само по себе приписывать Богу какие-то действия, которые Он не совершал и животные образы - как по мне, с точки зрения христианства, это - лютая ересь

Толкин тоже много чего приписывает Эру, что реальный (или библейский, если угодно) всемогущий и всеблагой Создатель совершить бы не мог, даже в ином мире и акте творения. Или он у него не делает того, что должен бы делать по статусу, а не спихивать проблемы на валаров. Таким образом, его тоже можно назвать еретиком?) Тем более, что он дерзнул увязать своё творчество с реальной историей, даже допотопной. В Средние Века и за меньшее можно было на костёр попасть, не исключено. Но я не буду, конечно, такие ярлыки на Профессора вешать и считаю, что он просто немного увлёкся в своём творчестве и с благими намерениями, опять же. Раз Церковь его не осудила, как РПЦ Льва Толстого в своё время.
 

Bratislaw

Обитатель
Лев - распространённый эгрегор-аллегория Бога. Он много где встречается, от Библии до средневекового "Физиолога". "Лев из колена Иудина", разве вы не слышали?
Ну, это всё-таки поэтическое обозначение, а не прямое. Насчёт же изображения Бога в качестве животного всё было прямо высказано ещё в сцене с золотым тельцом, когда Моисей его грохнул, запретив евреям всякого рода тотемизм. *мда уж, никогда не думала, что буду на семибастардье обсуждать такие вещи:D:confused:*
 

Corvo Attano

Обитатель
Ну, это всё-таки поэтическое обозначение, а не прямое

Ну так и весь нарнийский цикл Льюиса представляет собой аллегорию, от и до. Его надо не буквально понимать, а уметь читать между строк. В конце "Покорителя Зари" Аслан прямо говорит героям с Земли: «В вашем мире я зовусь иначе. Учитесь узнавать меня там...»

Насчёт же изображения Бога в качестве животного всё было прямо высказано ещё в сцене с золотым тельцом, когда Моисей его грохнул, запретив евреям всякого рода тотемизм.

Аллегория - это не тотемизм. Христос часто изображался как агнец или даже рыба. Четверо зооморфных серафимов у Престола Божия упомянуты в Откровении Иоанна Богослова. Таким образом, Льюис опирался на определённую христианскую традицию, так же как и Толкин ориентировался на некоторые традиции средневекового христианства в Северной Европе и Англии (апокрифические, в основном, или даже прямые пережитки язычества)
 
Сверху Снизу