Прочел очень интересную работу аспиранта Ю.Н. Никитенко об "Королеве фей" Эдмунда Спенсера ("Историко-политическая аллегория в "Королеве фей" Э. Спенсера) - "программном" произведении елизаветинской эпохи, своеобразном отражении идеального образа Англии в умах тогдашней английской элиты (. К Толкину это формально отношения не имеет - но ознакомиться крайне полезно и в свете знакомства Толкина с творчеством Спенсером.
"К традиционной оппозиции белый/черный добавляется оппозиция белый/золотой, хотя и белизна и золото, согласно средневековой традиции, ассоциировались со светом, в тексте «Королевы фей» золото переосмысляется как «фальшивый свет»".
У Толкина золото тоже имеет неоднозначные коннотации - вплть до того, что в "Преображенных Мифах" прямо сказано, что это элемент Моргота в материи.
"В одном из эпизодов поэмы в руки Артура и эльфийского рыцаря сэра Гийона попадают хроники Британии и королевства фейри, соответственно".
В "Книге Утраченных Сказаний", где Эльфвине попадает на Тол-Эрессеа, происходит "встреча" человеческих и эльфийских преданий.
"Существует апокриф, в котором рассказывается, как Господь вошел в красильню, бросил в котел ткани разных расцветок и достал их белыми [8, с. 15; 10, с. 281]. Здесь белый цвет символизирует божественное единство, противопоставлен многоцветью, множественности мира вещей".
Этот пассаж про цветовую символику объясняет, почему падение Сарумана сопровождается его превращением из Белого в Многоцветного.
Первого эльфа создал Прометей, похитивший огонь, чтобы оживить свое творение, и лишенный за это жизни Юпитером. Как пишет Панофски, ссылаясь на Боккаччо и Марсилио Фичино, факел Прометея несет небесный огонь, символизирующий чистоту знания. [2, с. 85, 113] Кассирер, также ссылаясь на «Генеалогию богов» пишет: «он [Боккаччо] различает в творении человека два этапа – один, когда человек обретает свое бытие, и второй, на котором только это бытие и наполняется духовным содержанием» [3, c. 106]
Здесь, как и у Толкина, присутствует образ жизнетворного огня, наделяющего бытием.
Прометеевский миф помещает эльфийскую хронику в мифологическое античное время, тогда как в «Британских памятниках» время христианское: в качестве хронологического ориентира там указано рождение Христа. (FQ.:II, x, 50) Таким образом, мы видим, что в тексте сосуществуют две параллельные реальности. Но они не являются непроницаемыми, напротив, сливаясь в эльфийской хронике, поскольку первые Эльф и Фея (так звали первых людей, сотворенных Прометеем) (FQ.: II, x, 71) в то же время оказываются подобны Адаму и Еве, и живут они в саду Адониса, который является в тексте Спенсера своего рода райским садом – на это обращают внимание также Барт Ван Эс [5, p. 118] и Майк Гот [4, p. 187
Интересно, что, судя по соотношению Эльфа и Феи с Адамом и Евой, а сада Адониса - с Эдемским садом, Прометей здесь - аллегория Бога. Спенсер был верующим человеком и вряд ли его интересовал образ Прометея как противника Бога (если, конечно, соотносить в мифе о Прометее с Богом Юпитера...).
Творение Прометея в тексте названо словом «man» (FQ.: II, x, 71), позже жена эльфа названа «прародительницей женщин», их потомки названы «могучими людьми» (FQ.: II, x, 72). Если можно предположить, что слова «мужчина» и «женщина» в данном контексте обозначают половую принадлежность, а не принадлежность к роду людскому, то по отношению к слову «люди» не позволяет сделать подобного умозаключения. Принимая во внимание наличие в поэме нескольких эпизодов, когда человека принимают за эльфа и наоборот, можно сделать вывод, что эти понятия не противопоставляются.
У Спенсера, как и у Толкина, эльфы - подвид людей, между ними нет строго противопоставления.
Потомки Эльфа и Феи подчинили своей власти весь мир и все народы (FQ.: II, x, 72). Вместе с тем владения первых эльфийских королей Спенсер локализует в Америке и Индии, возможно, отчасти намекая на притязания Британии на американские территории.
Я бы не сводил всё в политике - ещё в кельтской (и античной) традиции царство блаженных находилось на дальнем западе. Это знал Толкин - и это должен был знать также и Спенсер, который, как образованный человек, не мог не быть знаком с античной мифологией.
Действительно, завоевательных войн правители фейри не ведут, ибо с самого начала им подвластны все народы. Тем не менее, в тексте упоминается о борьбе эльфийских вождей с гигантами и гоблинами, что позволяет говорить о намерении Спенсера отделить фейри от последних, хотя такое противопоставление не всегда подразумевалось современникам
Как и Толкин, Спенсер отделял эльфов от злых, нечеловеческих существ и чудовищами. Как и у Толкина, эльфы враждуют в первую очередь с чудовищами.
Города в королевстве фейри строят из редких и драгоценных материалов: хрусталь, золото, стекло.
В принципе, в эстетику Толкина тоже отчасти укладывается, хотя и в меньшей степени.