Ну на деле им тоже пришлось бы несладко: это изгнанники устроили резню и ушли, а оставшимся нужно было устраивать похороны, отстраивать гавани, восстанавливать отношения между народами. То есть не они навалили эту кучу - но им разгребать.
Да и в Тирионе тоже как после взрыва нейтронной бомбы - здания целые, но основная часть пустует, лучшие мастера и просто работники ушли, Ауле и скорее всего Яванна с нолдор больше не общается - кто будет обслуживать и кормить все это? Как говорят сейчас - нарушены все экономические цепочки. Имидж у нолдор в Амане и у королевского дома - ниже плинтуса. Вокруг темно несколько лет, да и с восходом светил деревьев больше нет - а значит снизилась благодать, урожайность, дети рождаются более слабыми и т.д.
Про лучших мастеров, это, положим, преувеличение, сказано что большинство тех, кто остался, остались именно из любви к своему городу и к своей работе. Например, остались такие легендарные мастера, как Румиль, Махтан, сама Нерданель, и, надо думать, прочие члены их клана, ученики Ауле. Со своими преданными сторонниками он наверняка общался. Из ушедших безусловно лучше только Феанор, но с тех пор, как он ударился в политику, он ничего особо не создавал. А кого хоронить жителям Тириона? В Альквалонде участники событий с обеих сторон наверняка сами своих захоронили, не ждать же им пару недель среди трупов, пока тирионцы подтянутся.
Прочие проблемы, конечно же актуальны, но показанный нам глазами Эарендила Тирион, говорит что аманские эльфы успешно справились с этими проблемами. И это описание - очень мощный символ, когда беженец из опустошенного Морготом и междоусобицами Белерианда, видит безлюдный город, он опасается какой-то беды, но это на самом деле оказалось общим праздником воссоединившихся народов Амана, раз туда позвали всех горожан. Никакой политической и социальной изоляции, процветание и благополучие. И на войну они тоже пошли все вместе, даже телери помогли.
Это и есть ответ, чем занимались местные эльфы - успешно реализовали программу "make Aman great again", сделали это для себя, чтобы самим хорошо и красиво жить, а не плакали, обложившись фотографиями. Кстати, для женщин там должно было быть много подходящей работы, отстраивать особо ничего не нужно, а вот заботиться о пострадавшей флоре и фауне, исцелять природу - очень актуально.
Другое дело, что изгнанники могли не создавать всю эту ситуацию (своим уходом) для себя и для оставшихся, а у оставшихся выбор был куда меньше. Они вообще хотели бы чтобы все было максимально как раньше - но ушедшие на этих хотелках поставили крест. И получается, что изгнанники сами выбрали себе что хотели, а у оставшихся и того нет.
как раньше по определению быть не могло, потому что погибли Древа, а это огромный удар по всем эльфам, и по всей экологии континента, и по всему образу их жизни. Оставшиеся выбрали остаться (или вернуться, в случае Финарфина), хотя у них была возможность уйти, и Толкин однозначно дает понять что не прогадали.
Вообще Толкин - и этим он мне приятен - в трагедии любит не страдания и переживания своих персонажей, или смакование ими своих страданий, а как раз деятельную часть, борьбу, превозмогание трагичных обстоятельств и силу личности. В том же случае с Маэглином, я даже не спорю что объективно есть
очень много оснований считать что он стал таким из-за психологических проблем и абьюза в семье. Но это если бы дело касалось какой-то абстрактной истории, а про конкретного персонажа автор прямо написал что проблема в плохой наследственности, и все прочее неканон. Делается акцент не на том, что он весь такой слабый и поломанный, он сильный, но злой. Даже отказ от жизни у Толкина, как правило, не является признаком слабости духа, а показывает или силу любви (Мелиан, Лютиэн, Риан), или последний вызов обстоятельствам (Турин, Ниниэль, Аэрин, вероятно Маэдрос). Так что вообще не вижу оснований считать что автор подразумевал будто после Исхода, оставшиеся там эльфы и эльфийки, должны накрыться простыней и ползти на кладбище.