Во время Исхода сразу после Пророчества, емнип, говорится что оно начало действовать и нолдоры стали опасаться предательства.
а до этого они так не опасались, что выковали чертову кучу оружия против дорогих родственников. Как можно не опасаться предательства со стороны чувака, который только что ограбил и перебил тех самых эльфов, которым за пару дней до этого предлагал союзничество?)
Турин и без вмешательства Глаурунга много чудил, даже в Дориате под Завесой.
поведение Турина в Дориате без всяких проклятий понятно: непростой характер в мать, потеря сестры и отца, переживание за мать и вторую сестру, горечь что он, наследник Дор-Ломина, вынужден жить беженцем у чужих, а его страна разорена, еще и провокации Саэроса.
Моргот не мог, а вот воздействие Проклятия Мандоса есть даже во время осады в Гондолине:
это подается как мнение Идриль:
For it seemed to her a thing strange and crooked in him, as indeed the Eldar ever since have deemed it: an evil fruit of the Kinslaying, whereby the shadow of the curse of Mandos fell upon the last hope of the Noldor. И в случае с Маэглином, опять же, другие обстоятельства его поведение объясняют - плохая наследственность и воспитание Эола. Вот если бы Мандос заколдовал его чтобы Маэглин так себя вел - другое дело.
Трудности наоборот могут и сплотить.
каких-нибудь абстрактных эльфов - наверное, но вот эти конкретные уже свою модель поведения показали.
Когда человека предупреждают что если он будет принимать наркотики, то потеряет здоровье, близких и работу, можно ли сказать что его прокляли, после того как это все сбудется? Так же и здесь, Мандос предупредил эльфов о негативных последствиях их выбора и дал возможность их избежать. Валар не нужно предпринимать никаких дополнительных шагов, достаточно не вмешиваться.