просьба вообще была Эарендила от лица народов Средиземья.
Просьба была обращена в первую очередь к Валар, сама инициатива войны против Моргота принадлежала им. Без инициативы со стороны Валар ваниар воевать с Морготом готовы не были. Что интересно, тут разительное отличие от аналогичного сюжета из Лостов, ну да я об этом уже писал.
вполне понятно пересекаться с людьми ваниар могли только во время Войны Гнева, а так они живут на другом континенте, где людей нет, а не то что они их намеренно избегают.
У них нет интереса к Средиземью, они ни разу не отправлялись туда с какими бы то ни было целями, кроме военных. В то время как в рамках пресловутого "замысла Эру" эльфы должны были стать учителями людей. Что характерно, нолдор справились с этой ролью наилучшим образом, никто больше этой идеей не заинтересовался вообще. Результат - 9/10 человечества в Войну Гнева воюют за Моргота. Что характерно, никаких оргвыводов сделано не было, Истари прислали уже после Саурона.
Именно потомки ваниар были наиболее дружественны к людям.
Этот аргумент не верифицируем содержательно, поскольку "потомками ваниар" является до двух третей финвионов (то есть ключевых персонажей со стороны нолдор). Впрочем, я сомневаюсь, что потомок ваниар Маэглин относился к людям лучше, чем тот же Карантир, скорее наоборот.
им не "ничего не надо", им надо что-то такое, чего злу не понять и чего зло предложить поэтому не может.
В смысле, зло в музыку не умеет? Ну не знаю, Саурон вот с Финродом как-то соревновался. Но опять же, тут мы возвращаемся к вопросу "может ли служить маркером благостности только лишь тот факт, что злу тебе просто нечего предложить", который я уже ставил в истории с Эру и Кольцом.
в Первую он был однозначно наименее негален, там не было даже обмена информацией.
Я к тому, что я не знаю, могли ли физически рандомные нолдор в Средиземье отправиться.
чем совет высших сил в данном случае хуже решения вождя?
Ну вот я и говорю, высшая степень благостности = ничего глобально не предпринимать, кроме как по совету / в рамках инициативы высших сил.
400 лет Осады, чем занимались эти "отозванные" армии? я понимаю есть смысл стягивать армии перед решающим ударом за несколько лет, но просто так держать их в крепости столетиями, когда на Востоке раздолье, как-то совсем нелогично. Еще и на севере, где жить тяжелее и жрать что-то надо.
Против гномов боевые действия не велись, об этом есть в тексте. О каких-то серьезных военных мероприятиях Моргота на востоке в поздних текстах (а не в Лостах, но там "илькоринди" с востока и в войне на стороне нолдор участвуют) тоже ЕМНИП ничего не сказано.
от кого тогда племена эдайн бежали с востока, если там лучше?
Эдайн отправились на запад по другим причинам.
«Тьма лежит за нами, – говорил Беор, – но мы отвернулись от нее и не желаем возвращаться к ней даже в мыслях. К Западу обратились сердца наши, и верим мы, что там обретем Свет» ("Сильмариллион"). Про войну ничего не сказано. Напротив:
" — Не знаю. Тьма лежит за нами, и из тьмы той немного пришло преданий. Отцам наших отцов, верно, было что рассказать — да только не рассказали они ничего. Даже имена их и то позабыты. Горы стоят между нами и той жизнью, что оставили они, спасаясь от беды, а какой — никому ныне неведомо.
— Их пригнал страх? — спросил Турин.
— Может статься, и так, — отвечал Садор. — Может статься, мы бежали от страха пред Тьмой" ("Дети Хурина").
Эдайн бежали из Хильдориэна от человеческих почитателей Мелькора, а не от орков. И было это так давно (Толкин под конец, на стадии "Преображенных Мифов", даже подумывал сдвинуть пробуждение людей к временам перед уничтожением Утумно), что точные предания забыты, а имеющиеся, вроде "Легенды Аданель" - предельно расплывчаты, так, что даже имен героев той эпохи в памяти людей не сохранилось (ср. с эльфийским преданием о Трех Прародителях, где имена, пусть и условные, присутствуют). В "Преображенных Мифах", конечно, пробегали стремные идеи типа переписывания всей космологии в сторону "реалистичности", но факт есть факт. Ну ладно, я понимаю сомнительность апеллирования к "Преображенным Мифам" - возьмем снова Сильм:
"Возглавили недовольных Берег из рода Беора и Амлах, один из внуков Мараха, и они открыто заявляли: «Много дорог исходили мы, ища спасения от опасностей Средиземья и рыскающих там порождений тьмы; ибо слышали мы, будто на Западе сияет Свет. Но теперь ведомо нам, что Свет – за Морем. Не дано нам попасть в те края, где в блаженстве живут Боги. Все, кроме одного: ибо Властелин Тьмы тут, перед нами, и мудрые, но беспощадные эльдар ведут с ним бесконечную войну. На Севере обитель его, говорят эльфы; там – боль и смерть, от которых мы бежали. Мы туда не пойдем»".
Тут есть упоминания о "порождениях тьмы", но, опять же, они к оркам не сводятся (Средиземье вообще место довольно опасное, см. существ вроде Старца Ивы) - те же создания в волчьем обличье, скажем, наводнили Белерианд (в том числе южный) ещё даже до возвращения Моргота. Напротив, ряд людей - те же сторонники Берега и Амлаха - рассматривают земли восточнее Белерианда как более безопасное место, чем сам Белерианд. Не меняя мнения даже после того, как его меняет Амлах. И после Нирнаэт некоторые прежде проживавшие в Восточном Белерианде люди, согласно "Сильмариллиону", точно также бежали за Синие Горы.
так они союзники Моргота к тому времени, им не с кем особенно воевать
Опять же, опубликованный "Сильмариллион" с вами не совсем согласен:
"Говорится, что в эту пору впервые объявилось в Белерианде Смуглое племя. Некоторые втайне уже подпали под власть Моргота и теперь пришли по его зову; но не все – ибо слухи о Белерианде, его землях и водах, его войнах и сокровищах разнеслись по всему свету; люди же, странствуя по земле, пути свои в те дни всегда направляли на Запад. Вновь пришедшие были коренастыми и низкорослыми, с длинными, жилистыми руками; кожа у них была смуглая или желтоватая, а волосы и глаза – темные. Немало родов насчитывал этот народ; и многие охотнее водили компанию с горными гномами, нежели с эльфами. Но Маэдрос, видя, что нолдор и эдайн слабеют, в то время как резервы подземелий Ангбанда казались неистощимыми и постоянно пополнялись, заключил с пришлецами союз и дарил своею дружбой самых могущественных их вождей, Бора и Улфанга. Моргот остался тем весьма доволен: этого он и добивался. Сыновья Бора звались Борлад, Борлах и Бортанд: они служили Маэдросу и Маглору и остались им верны, обманув надежды Моргота. Сыновья Улфанга Черного звались Улфаст, и Улварт, и Улдор проклятый; они служили Карантиру, и присягнули ему в верности, и изменили клятве".
То есть:
1) в союзе с Морготом находились лишь "некоторые, но не все",
2) даже у них этот союз являлся "тайным", а вовсе не явным,
Ваш тезис, что "союзникам Моргота восточнее Белерианда не с кем особо воевать" тоже сомнителен, поскольку восточнее Белерианда жили и враждебные почитателям Моргота народы, те же родичи эдайн. Или эльфы-нандор. Или гномы.