Ватсонианский обоснуй: автор Клятвы был наиболее известным лингвистом своего народа и мог активно заниматься изобретением новых слов.
Тогда чего остальные прифигели от его слов. Все прекрасно поняли эти слова. Или что Феанор нес перед народом тарабащину
Речь для толпы толкают именно с тем чтобы толпе было максимально понятно.
Дойлистский обоснуй: у Толкина мир, по-видимому, функционирует по законам платонизма, с объективным существованием абстрактных идей / знанием о них (платоновская концепция "знания как припоминания"). Скажем, тот же Шиппи в своей работе про толкиновские образы зла ЕМНИП отмечал, что орки (пример которых интересен тем, что они как бы "эльфы наоборот" - и по одной из версий из этих самых эльфов выведены, хотя есть и иные версии) знают о моральных категориях, но не очень их используют.
Ну это спорно, что они знают. Откуда? у орков есть школы? у орков есть семьи? кто в теории им может "о моральных категориях" сообщать? к тому же можно знать формулы силы тока, но совершенно не иметь понятия что это и какое это значение имет.
Так что в теории у эльфов, наоборот, могли быть знания о названных вами понятиях ("ненависть", "месть", "преследование") и без практического опыта.
Но знания не подкрепленные практикой это пшик... так-то. Опять таки если воображение хорошее можно в красках все представить. НО это не совсем то. Это как с людьми. Что-то абстрактное непонятное и... о ужас смертное. Это как подойти к современному человеку и сказать представляешь ты бессмертное человекоподобное существо? и чето по фольклору там кощеи, вампиры... и там прочие создания не слишком лапочки. Сейчас авторы конечно переоценивают это понятие, только вот даже Толкин своих бессмертных отправил нафиг из мира смертных.
То есть представление о понятии не равно знанию и уж тем более практическому опыту. А если говорить о ненависти... то Феанор ее без условно испытывал лично к Морготу. И если представить, что подобные чувства у него вызовут все кто тронет его камушки, то да мстить преследовать ок. НО опять таки не факт что вызовут. То есть в клятве есть пям классная лазейка про ненавидеть... Ненависть это чувство его нельзя вызвать по заказу. Нельзя заставить себя ненавидеть кого-то. Можно заставить себя кому-то мстить, кого-то преследовать это да... но ненавидеть это уже как карта ляжет.
Но вообще, думаю, слово "ненависть" после художеств Мелькора в Валиноре у них точно должно было появиться.
Да... но это так сказать конкретное чувство к конкретному существу. И перекладывать это чувство (а это именно чувство) на абстракции это уже немножечко не понимание, что это такое.
А термин "преследование" мог быть и до того. Преследовать можно и дичь на охоте, а те же принцы нолдор любили поохотиться, и не только Келегорм.
Ну это же мало имет отношение к тому, что звучит. Преследование это прям очень растяжимое не точное определение.
Типа охоться на эльфов и айнур? Они как себе это представляли? Эльф и айнур это так сказать добыча специфическая.
Слово "месть"... не знаю, как оно будет на квенья, но вообще термин "месть" довольно легко образовать от слова, обозначающего "возмещение", а оно у нолдор точно было, см. концепцию виры в разговоре Карантира с Халет.
Ага в Беерианде. Было. По тому, что месть и возмездие нужно. А нафига месть в Валиноре? Кого-то обижали? С кем-то поступали не справедливо?
Судя по всему в Валиноре не было не воровства, не убийств... ни голода, ни тем более налогов, не было даже строгой иерархической структуры. То есть идеальное общество в вакууме. И тут появился у них Мелькор.
Кстати по клятве я читала интересную статью не помню уже где и как она называется но меня зацепила интерпретация. В клятве как верно отмечено если пройти по ссылке "вообще-то говорится не о добыче Сильмарилей как таковых, а о преследовании тех, кто «возьмет, сохранит и т.д.» Камни, причем преследовать их будут «до скончания Мира»."
Так вот... в той статье было на мой взгляд самое логичное объяснения. Клятва произносится не сама по себе а в контексте речи Феанора:
«Прекрасный итог ждет нас, хотя путь будет долог и труден! – восклицал Феанор. – Распрощайтесь с рабством! Но распрощайтесь также и с покоем! Забудьте о слабых! Забудьте о своих сокровищах! Еще немало всего создадим мы! Отправляйтесь налегке; но возьмите с собою мечи! Ибо мы пойдем дальше, чем Оромэ; явим бо́льшую стойкость, нежели Тулкас; преследуя врага, мы не повернем вспять. За Морготом, на край Земли! Война – удел его, и неутолимая ненависть. Но когда победим мы и вернем Сильмарили, тогда мы, только мы станем безраздельными владыками немеркнущего Света и хозяевами великолепия и красоты Арды. Никакой другой народ не потеснит нас!»
И поклялся Феанор ужасной клятвой.
Феанор подвел итог своей речи и в в своем воображении уже вернул камни. И клятва ну если иди по ее содержанию больше напоминает угрозу от хозяина у которого вновь попытаются что-то украсть.