все познается в сравнении.
Да, познается.
У Валар уровень сил многократно бОльший, чем у нолдор, но количество фэйлов и обосрамсов и до, и после Первой Эпохи несравненно больше, как и продолжительность этих фэйлов (Гил-Гэлад действовал против Саурона вполне компетентно, в то время как деятельность Валар во Вторую Эпоху - как обычно, череда провалов, единственным умным решением было послать на восток Синих Магов, но по поводу того, насколько успешно они с Сауроном боролись, у Толкина показания расходятся от версии к версии), способность учиться на ошибках меньше (если не отсутствует вовсе) и т.д. и т.п. При этом не моя оценка, такими их автор объективно нарисовал. При этом автор подает стремление действовать независимо от них как проявление гордыни, причем упирается всё в окончательной версии Легендариума не в компетентность Валар, а в то, что эти Валар - Божьи наместники и потому даже избыточно критиковать их, согласно "Законам и Обычам Эльдар" - признак "затемненности" и зла (!), хотя сам же автор написал, что они могут ошибаться (!!!). Напоминает отношение католиков ко многим Папам Римским. Вот к этому у меня и вопросы.
Компетентны валар или нет, они в любом случае компетентнее эльфов.
То есть вы не различаете "компетентнее" и "сильнее от природы"?
"Компетентность" Валар это "компетентность" носорога из анекдота про то, что у носорога плохое зрение, но при его размерах это не его проблемы. Они могут позволить себе любое количество фэйлов, потому что при их уровне силы они всегда могут начать по новой, а в крайнем случае за них всемогущий Эру всё разрулит. Впрочем, в итоге даже это не помогло, Эру пришлось физически изымать Валинор из реальности, иначе нуменорцы его бы разнесли. Вот это компетентность, да. Я уж не буду вдаваться в подробности из серии, просто изъяли Валинор из реальности (одна версия) или до кучи развоплотили всех живших там эльфов (другая). Ну а особенно компетентность Валар могли оценить тэлери - когда Валар сначала не сделали ничего, чтобы помочь им против напавших на них нолдор, а потом в Проклятии Мандоса специально оговорили, что на мнение тэлери им покласть три раза (мол, даже если тэлери простят нолдор и будут просить за них, Валар их не послушают). Особенно показательно и то, что простили нолдор Валар тоже вообще не советуясь с тэлери, хотя Валар (а не тэлери) нолдор ничего плохого не сделали и с ними не воевали.
эта непротиворечивость из серии "не ошибается тот, кто ничего не делает"
Неверно.
Манвэ и Ульмо там сразу предлагают оказать населению Средиземья военную помощь. И указывается, что это решение было бы правильным, реализуй Валар его.
гордыня не может распространяться на Эру, как в христианстве она не может распространяться на бога, потому что сама суть этого греха во всех религиях - самодовольство и самонадеянность смертных относительно богов. Эру всесилен в своем мире, его самоуверенность соответствует его возможностям.
А на Валар гордыня распространяется?
Но вот тут мы и упираемся в вопросы расхождения авторского восприятия с читательским, а точнее религиозного фактора. Объективно Эру создал не самый удобный для его жителей мир (впрочем, хотя бы не Планетос, и на том спасибо, что называется), но при этом убежден, что даже из страданий и боли его обитателей родится некая великая красота. Что это, если не гордыня в нормальном, человеческо-общеупотребительном смысле* (включающая игнорирование чужих страданий) - я не понимаю. На мой взгляд, оно и есть. У меня не получается всерьез воспринимать парадигму "абсолютное могущество = совершенное Добро", вы уж извините.
* - под гордыней я имею в виду не то, что он заблуждается, а убежденность в праве "создавать красоту" за чужой счет, даже если красота действительно появится. Главное, я не имею ничего против Эру как персонажа, но для меня невозможно воспринимать его как положительного героя, а не как лавкрафтианскую НЁХ.
Его открыто свергли и при жизни игнорят полностью.
Всё это произошло уже после экстраординарного обосрамса с Древами. Валар в Лостах Мелькора смогли посадить в Мандос, а не упустили; то, что он убежал, разагитировав местных духов - уже другой вопрос*. Так или иначе, меры были приняты, Мелькор не разгуливал по Аману где хотел.
* - тут можно взять противоположный пример, а именно сладкую парочку КиК: они посадили Лютиэн под стражу и объективно она бы из неё не вышла бы, если бы Хуана не разагитировала. Что она это сделала - она молодец, но объективно КиК сделали всё, чтобы удержать её в Нарготронде. Аналогично, в версии Лостов Валар Мелькора не упустили, а посадили в зиндан. Да, Мелькор нашел способ из этого зиндана выйти, но: 1) лишь сагитировав местных, 2) он хитрый, ему положено.
Из-за деления Затмения на два эпизода - сначала похищение камней, а потом атака на Древа, более умные и логичные валар облажались три раза подряд: даже поймав ничего не сделали, а потом точно так же дважды не смогли поймать и дважды пропустили открытое нападение.
Ну вот это мне как раз в окончательной версии канона скорее нравится (совмещение атаки на Древа и похищения камней). А вот Непокой Нолдор в итоговой версии полный фэйл Валар - у них под носом ведут агитацию, куют мечи, враждуют финвионы, а они нифига не делают. В Лостах такого не было. И ещё один важный момент. В Лостах не было заявки на то, что Манвэ "не ведает зла", общается с Эру, и всё такое прочее. При таких условиях с него и спрос ниже, чем с итоговой версии.
Статут Финве и Мириэль? Встреча с Лютиэн?
В Статуте Финвэ и Мириэль он именно что отыгрывает банального цербера с "не дай Эру мой приговор окажется разрушен". Встреча с Лютиэн,
по словам автора, это вообще
единственный случай в мировой истории, когда он испытал к кому-то жалость*. По-моему, это исчерпывающая характеристика. Что самое интересное, неприятной персоной он был и в Лостах, но в Лостах не было попыток добавить ему дополнительной благости, типа он на самом деле хороший парень. И связано такое изменение образа персонажа, повторюсь, с причинами сугубо религиозными - Валар в восприятии автора стали Божьими наместниками.
* - впрочем, на один раз больше, чем Мелькор - это тоже успех.
записано в судьбе участие Эарендила аж в Дагор Дагорат
В Дагор Дагорат и Турин участвует, даром что самоубился. А также убитый балрогами и сидящий в Мандосе до конца света Феанор. Это не аргумент. Эарендиля вполне можно было казнить по прибытию и возродить к Дагор Дагорат. В итоге Манвэ пришлось искать промежуточный вариант, типа "взят живым на небо".
Я уж не говорю о том, что поздний Толкин подумывал о том, чтобы от Второго Пророчества Мандоса отказаться:
"Эльфы считали, что Конец Арды будет катастрофой. Они думали, что тогда будет до основания разрушена если не вся система, то, по крайней мере, Имбар. Разумеется, Конец Арды - это совсем не то, что конец Эа. О последнем они не могли сказать ничего, кроме того, что Эа конечна. Примечательно, что у эльфов не было никаких мифов и легенд о конце света. Миф в конце "С" нуменорского происхождения; он явно создан людьми, хотя эти люди были знакомы с эльфийскими преданиями".
Хотя мне сюжет про Второе Пророчество Мандоса скорее нравится.