Новая весна
Приквел многотомного цикла «Колесо Времени», написанный когда уже немалое число томов вышло из под пера Джордана. И нынешнему читателю начинать следует с него, поскольку тут подаётся заявка на серьёзное фэнтези. Чего не скажешь о первом романе цикла, представляющим банальную историю, копирующую «Властелин Колец».
Этим славятся многие циклы, по тем или иным причинам. Джордан исходил из того, чтобы привлечь читателя чем-то знакомым и понятным.
Но вернёмся к приквелу, повествующему о знакомстве Лана Мандрагорана с Морейн Дамодред. Если вы начали знакомство с сагой с этого произведения, то о Лане изначальное представление будет как о живом человеке. Тогда как в первом романе он казался больше эдаким эпическим образом. Но и тут в нём есть претензия на героичность. И ещё полнейшую обречённость. Просто олицетворение самурайской решимости, судя по всему Джордан черпал вдохновение и со средневекового Востока в том числе. Всякие техники для самоконтроля на такое указывают.
Морейн тут ещё юная, со всеми вытекающими. Видна склонность к ребячеству и импульсивности. Взять те же пакости, которые она делала Лану, когда путешествовала в его компании. Ещё упоминается о её проделках совместно с подругой Суан во времена обучения в Белой Башне. В данном романе оба персонажа только недавно получили звание Айз Седай, на которых обучаются девушки обладающие силой саидар. Эдакой женской магией. С мужской же саидин проблемы, она запятнана Тёмным, местным властелином зла.
Ещё до становления как Айз Седай, Морейн с Суан становятся свидетелями предсказания о рождении Дракона Возраждённого, мальчике обладающим огромной мужской силой саидин. В нём надежда на спасение мира, но в нём же и угроза.
Предсказавшая появление дракона Айз Седай по имени Гайтара Мороссо сразу же после этого умирает. Тамра Оспения, являющаяся Престолом Амерлин, то есть главой Белой Башни, после этого направляет на поиски сестёр, магичек можно ещё тут так звать. Но оглашает это пророчество не всем Айз Седай, поскольку каждая из них может иметь своё мнение на счёт родившегося мальчика. И в самой Белой Башне есть несколько специализаций, называющихся Айя. Красный Айя занимаются поиском мужчин, способных направлять в силу. И потом укрощать их, отрезать от саидин, которая поражена порчей. А из-за порчи мужчины сходят с ума, потому представляют опасность. И как знать, не прибегут ли красные Айя к радикальнам мерам в отношении Возрождённого Дракона.
Морейн и Суан услышали пророчество не будучи Айз Седай. А став ими, начинают поиски самостоятельно. У Морейн есть ещё повод убежать из Белой Башни на неопределённое время, поскольку она родовитая, родственница Ламана Дамодреда, из-за которого началась Айильская война. Она как раз только что закончилась, после того как народ айил убил виновника войны. Морейн опасается что Белая Башня хочет посадить её на трон Ламана.
Вскоре Амерлин Тамра умирает, дальше при загадочных обстоятельствах начинают умирать сёстры, ищущие Возрождённого Дракона. Кроме того говорится о странных смертях вроде бы случайных людей.
Пути Лана и Морейн пересекутся, в восторге друг от друга они не будут. Но вместе окажутся перед лицом общего врага, пусть ожидаемо, но получилось интересно.
Персонажей будет довольно много, в лучших традициях саги читатель будет знать имена даже проходных персонажей. Правда не всегда определишь кто будет проходным. Элайда а'Ройхан может сразу запомниться, поскольку тут показаны предпосылки неприятия с Морейн и Суан. А вот ту же Верин можно проглядеть. Будет куча других имён, вспомни потом кто в дальнейшем. Вот с описанием всего и вся будет полегче чем в основном цикле. «Око мира» задумывалась Джорданом как повесть, Сандерсон же расширил до романа.
Под конец будет целый ряд смертей нескольких колоритных персонажей. От рук предателя Рина погибнет Букама, соратник Лана. По вине Мериан Редхилл, оказавшейся Чёрной Айей на службе Тёмного, погибнут принц консорт Брис, его сын Дайрик и Изелле, дочь Эдейн Аррел. О ней позже.
Видя такое количество смертей, ожидаешь что в самом цикле романов персонажи будут умирать с постоянством ПЛиО Мартина. Это если не читал цикл до «Новой весны». А если читал, то может и удивить.
С Эдёйн связана история, что она начала собирать людей под знаменем Золотого Журавля, символом погибшего королевства Малкири. Лан как раз является наследником этого королевства. А Эдейн его первой женщиной, что налагает на него кучу условностей. А в «Колесе времени» всяких условностей целая куча.
«Новая весна» само по себе произведение хорошее и интересное. Оно способно вызвать интерес к циклу, но при этом будут завышенные ожидания. А куча текста в этом цикле ожидания не оправдают, хотя ознакомится с ним стоит, если вам нравится глобальное фэнтези.
Око Мира
Что должна делать первая книга цикла, не важно на сколько он большой? Заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Не знаю как в своё время сработало подрожательство Толкиена, но сейчас это не работает. Конечно и сейчас найдётся те, ксто может проникнуться в «Колесо Времени» с первого романа, но таких всё меньше. Не зря был написан приквел «Новая весна», который говорит, что в цикле всё не таке плохо, как показывает первый роман.
О самих заимствованиях у Толкиена, которые вроде как должны облегчить читателю вхождение в новый мир. Конечно в своё время многие писатели неплохо придумывали миры, но сюжетная составляющая оставляла желать лучшего. Взять те же однотипные приключения, где злодей ловит героя, не убивая при этом. А герой затем благополучно находит выход из ситуации, при этом низвергая злодея. Да и вообще многие циклы начинают банальной историей про того же Тёмного Властелина, которого низвергают герои. Однако читая «Око Мира», создаётся впечатление, что Джордан поставил себе задачу сделать так, чтобы ни у кого не возникло сомнения откуда всё передрано.
И ладно бы что тут сразу обозначена борьба бобра с ослом, пусть тут есть зло в обличие некого Тёмного, есть герои, противостоящие злу. Не сильно мозолит глаза, что Эдмондов Луг напоминает Хоббитанию, герой из отдалённого уголка в принципе встречается часто. Как и маг наставник, коим тут выступает Морейн, правда она женщина. Но это и не важно. У тёмного есть своё пушечное мясо, навроде орков — это троллоки. Это тоже ни о чём не говорит, всяким злым властелинам положено иметь в услужении различных страшилищ. Да и сами троллоки внешне скорее напоминают зверолюдей из Вархаммер ФБ. Во всём этом конечно можно увидеть сходство с «Властелином колец», на такие сходства есть много где. Значит добавим свою версию назгулов, которые будут тут мурддраалами, првда более лёгкой версией. В качестве главных помощников Тёмного выступают Отрёкшиеся, чьи имена вызывают ужас. Это Аббадон, Азазель, Вельзевул, Саргатанас... Ладно, не так что прям такие имена носят, но аналогия понятна. Отрёкшиеся — это могучие волшебники, переметнувшиеся к силам зла. Но в принципе можно увидеть названия и имена, схожие в мифологии разных народов. Например среди имён Тёмного встречается Шайи'тан, один из отрядов троллоков зовётся Да'волы. Упоминается великий король прошлого Артур Пендраг. Ладно, сам Толкиен заимствовал названия из мифологий, правда более систематично, т. к. лингвист был. Джордан заимствует больше и откуда в голову пришло.
И да, отвлёкся от темы заимствования у Толкиена. У волшебницы Морейн, которые тут зовутся Бене Гессерит Айз Седай есть страж по имени Лан. Чтобы не возникло сомнений очередной отсылки к «Властелину Колец», этот Лан окажется неким последним лордом Семи Башен. Ну ещё будет тут свой Древень, который Зелёный Человек, так же свой Голлум тоже будет. Это Падан Фейн.
Подобная откровенная Калька с Толкиена как минимум вызовет у многих предвзятость. Это помимо того что сам сюжет тут банален, вплоть до победы над главным злодеем. Конечно в следующих книгах окажется, что то был не сам Тёмный, а один из Отрёкшихся. Но изначально читатель об этом не знает. Кроме того в финальной битве данного романа кроме Псевдо-Тёмного будут фигурировать ещё двое Отрёкшихся, Агинор и Балтамел.
Может отпугнуть обилие всяких описаний деталей быта, архитектуры, одежды, природы. К тому же обилие персонажей, где читателю сообщаются имена чуть ли не каждого. И не важно, имеет ли он роль в этом романе, в последующих или же чисто проходной. Кроме имени мы всё равно можем узнать детали его внешности, характера и во что тот одет. Вы поняли за счёт чего большой объём книги.
При чём после всех продираний через описания всего и вся может возникнуть диссонанс, когда герои оказываются в Запустении, эдаком Мордоре. Хотя по характеристикам эта земля напоминает вархаммеровские земли, граничащие с Хаосом. Где происходят всякого рода мутации. Вот и в Запустении вся флора и фауна агрессивна, правда подробного описания тут уже Джордан не даст. Только что фауна снащена всякими когтями и зубами, а деревья пытаются поймать путника ветвями. Ну и многое ещё ядовито. Более-менее подробно узнаем о неком палочнике, то ли насекомом, то ли ещё пойме кто это. Действительно, зачем заморачиваться описанием Запустения, про описание простой природы любителю фэнтези читать куда интереснее. Хотя ближе к концу романа читатель только спасибо скажет. Ещё глядишь, даже спустит то, что единственная глобальная битва в романе тоже описана без подробностей. Ну вроде как войска пограничных с Запустением короллевств сражаются с превосходящими силами троллоков, положение безнадёжно. Но появившийся тут непонятно как главный герой сам не понимая как уничтожает большую часть троллоковой армии. Пришёл, увидел, победил. Не многим лучше показана и победа над главным злодеем.
В книге говорится об избранном, который может одолеть Тёмного. Мало кому из читателей будет не очевидно что это главный герой, Ранд ал'Тор. Ну у меня конечно была надежда на вотэтоповорот, где избранным внезапно окажется Мэт. Однако автор постоянно толсто намекает что им является Ранд и ни кто иной. Концовка романа вообще не оставляет никаких сомнений.
Читать «Колесо Времени» я начал после знакомства с ПЛиО. А о «Колесе» я слышал как о подобном эпике. Понятно что получился тот ещё диссонанс, кроме банального сюжета напрягало то, что практически все ПОВы ведутся от лица Ранда. Лишь когда команда героев временно разлучается при бегстве из Шадар Логота, мы получаем ПОВы от лица друга ранда Перрина и Мудрой Эдмондова Луга Найнив. Когда же герои снова соединяются, то снова один Ранд. Это рушит ощущение эпичности, хотя автору всё же удаётся показать, что мир «Колеса» действительно масштабен. Различные земли и страны, со своими культурными особенностями. При повторном чтении можно увидеть предпосылки сюжетных линий в будущих книгах. Хотя и в этом случае довольно проблематично отделить их от всего проходного и по сути ненужного.
Немного о самом мире «Колеса времени». Здесь правит суровый матриархат, чему даётся объяснение. Дело в том, что в роли магической составляющей тут выступает Единая Сила, делящаяся на мужскую Саидин и женскую Саидар. Но Саидин запятнана Тёмным, из за чего способные направлять мужчины в итоге сходят с ума. Потому их принято укрощать, то есть лишать возможности прикасаться к Единой Силе. Вследствие чего те впадают в аппатию и умирают, впрочем кого это волнует... Разве что есть пророчество о Возрождённом Драконе, который станет последней надеждой против Тёмного. А это способный направлять мужчина. Так что в мире периодически появляются те, кто объявляет себя Возрождённым Драконом. В последних событиях таковым объявил себя некий Логайн. Закончил он впрочем как и остальные до него. Последователей разбили а его самого везут в Тар Валон, где находится Белая Башня, оплот Айз Седай. Там Логайна ждёт укрощение, что немногим лучше смертного приговора.
Направлять силу законно могут только женщины, да и то безопасно она это делать может при правильном обучении. Такое даётся в Белой Башне, которая нисколько не поощряет свободное владение Единой Силой. Ещё Белая Башня выступает эдакой духовной силой для других, а-ля Папа Римский. Не стоит удивляться, что при таком положении вещей царит матриархат. Впрочем Айз Седай многие скорее боятся, чем боготворят, есть те кто вообще активно против них выступают. Например Белоплащники, вобравшие в себя черты рыцарского ордена и инквизиции. Они считают Айз Седай друзьями Тёмного, посему не доверяют им и не прочь уничтожить.
Сначала с белоплащниками в романе сталкивается Ранд, узнаём даже имя одного из них, Борнхальд. И назрел конфликт, которого главный герой не желал. Но если белоплащники прицепятся, отвязяться трудно. Товарищи считают себя вправи указывать другим не меньше, чем Айз Седай. Потом пути белоплащников пересекаются с Перрином и Эгвейн, когда компания героев разделилась. И читатель знакомится с главой ордена белоплащников, Джефрамом Борнхальдом. Интересно, это тот же Борнхальд, с которым столкнулся Ранд, может подумать читатель. Это потом будет ясно, что есть ещё сын Джефрама, тоже белоплащник.
Теперь о незамысловатом сюжете. Жили были трое друзей, Ранд ал'Тор, Мэт Коутон и Перрин Айбара. К слову, все трое являются та'верен, то есть людьми, вокруг которых нехило закручиваются нити судьбы, свои и окружающих. Этим самым автор неплохо так оправдал многие рояли в кустах, тут респект. И вот все трое непонятно зачем понадобились Тёмному, но им на помощь пришли Морейн с Ланом, которые решили что им лучше отправиться в Тар Валон. С ними навязались вроде как возлюбленная Ранда Эгвейн ал'Вир, бард Том Меррилин, а позднее и Мудрая Эдмондова Луга Найнив ал'Мира. Последняя мудрой в общем-то совсем не кажется, типичная истеричка, не любящая когда что-то идёт не так как она хочет. Эгвейн в принципе не многим лучше, самовлюблённая карьеристка. Собственно если основные женские персонажи «Ока Мира» вызывают у вас раздражение, то готовьтесь — в последующем то ещё будет. Женские персонажи Джордана — это прям отдельная тема.
Теперь о мужским основным персонажам, которые по сути часто встречающиеся типажи. Уравновешенный здоровяк Перрин, забияка и плут Мэт, железный и непробиваемый Лан. Том Меррилин типичный такой менестрель. В общем ничего необычного. Ну а главный герой Ранд ал'Тор — типичный неуверенный в себе подросток, к тому же как персонаж довольно аморфный. Чтобы читателю проще было себя с ним ассоциировать? Как-то не хочется, честно.
В общем команда приключенцев собралась, Морейн, а-ля Гендальф в юбке, не возражает против присоединения Тома, Эгвейн и Найнив, обосновывая что такова судьба. Звучит это как «Колесо плетёт как желает Колесо», но смысл тот же. В отношении Эгвейн с Найнив есть у Морейн другая корысть, те обладают способностью направлять. Кто читал приквел будет знать, что Белая Башня всех направляющих девушек пытается затащить к себе всеми правдами и неправдами. Да практически силком тащит, хоть и говорит что колхоз — дело добровольное.
В процессе путешествия читателю и показывается мир, какие чудеса в нём встречаются. Неуничтожимый Белый мост, придуманный писателем просто чтобы был, ну такое впечатление складывается. Волчья способность у одного из встреченных персонажей Илайса, которую приобретает и Перрин. Заброшенный и зловещий город Шадар Логот, эдакий аналог толкиеновской Мории. Народ лудильщиков, вобравший в себя черты то ли цыган, то ли хиппи. А можети тех, и других. Ходят везде, ищут какую-то песнь, но не везде им рады, так как те любят промывать мозги местной молодёжи речами о мире и ненасилии.
Герои странствуют по миру, разумеется знакомятся с новыми персонажами, как проходными, так и теми, кто будет играть значимую роль в последующих книгах. Так волей случая Ранд, желая поближе посмотреть на Лжедракона Логайна, забирается на стену и оказывается в королевском саду Кеймлина. Там он знакомится дочерью наследницей Илейн и двумя её братьями, Гавином и Галадом. А после оказывается перед очами королевы Моргейз. Заодно знакомится с её полководцем Гаретом Брином и советницей из Айз Седай Элайдой. Последняя является Красной Айя, которые взяли на себя функцию поимки мужчин, способных направлять. Как правило, это особы не слишком приятные, Эоайда одна из худших. К тому же Ранд вызвал её интерес, что не сулит ему ничего хорошего. Впрочем все эти знакомства в первом романе ни во что особо не выливаются.
В общем мир объёмный и многообразный, не плохо прописан, хотя автор похоже больше любил описывать несущественные мелочи. В первом романе немало сюжетных предпосылок для будущих линий, но мешается с кучей ненужного. Много ненужных описаний, вкупе с банальным сюжетом, во многом повторяющем «Властелин колец». Похвальна попытка создать грандиозный фэнтези эпик, чего в своё время было не так много, а то и вообще не было. Хотя сейчас это проигрывает «Песне Льда и Пламени» Мартина, «Малазанской книге павших», Эриксона, тому же «Князю Пустоты» Бэккера.
Концовка книги кажется полным завершением, ведь Ранд сразился с тёмным и победил. Где-то ещё была эпичная битва шайнарцев с силами зла, правда читатель увидит её мельком. Но несколько строчек, намекающих на продолжение будет.
Великая Охота
В первом романе цикла читатель мог наблюдать повествования только от троих персонажей. Это главный герой Ранд ал'Тор, его друг Перрин Айбра и Найнив ал'Мира, Мудрая деревни Эдмондов Луг. При чём повестования последних двух носили вынужденный характер, когда своеобразному Братству Кольца пришлось распасться на три группы. Во втором романе ПОВов стало больше, даже если это вынужденная мера, подобного не ощущается. Автор решил создать огромный мир, так что это логично.
ПОВы Ранда, Перрина и Найнив ожидаему, так как были в первом романе. Морейн и Эгвейн тоже не смутят, поскольку знакомы с первой книги и тоже в числе основных персонажей. Но будут повествования иные. Айз Седай по имени Лиандрин, в которой сразу заподозришь друга Тёмного, у неё ещё капризное кукольное личико. Интересно, будет ли такие детали читатель запоминать, учитывая что автор подобным наделяет слишком многих персонажей. Нередко даже проходных, ну да ладно. Если у кого-то изначально будут сомнения в принадлежнойсти Лиандрин к Чёрной Айя, как называются друзья Тёмного в рядах Айз Седай, то ближе к концу сомнений остаться не должно.
Знакомство с Лиандрин происходит когда она сопровождает Престол Амерлин, которой является Суан Санчей в Фал Дара, что на границе с Запустением. Там как раз находится главный герой Ранд. Среди сопровождающих Амерлин будут упомянуты другие имена Айз Седай, такие как Анайя, Карлиния, Серафелле и Верин. Последняя точно запомнится, поскольку будет часто фигурировать во второй книге. Другие вряд ли, да и вопрос: надо ли их вообще запоминать? Тут ведь не угадаешь. Казалось бы, того же капитана Байла Домона из первой книги можно было бы благополучно забыть как проходного. Но нет, тут он не просто появится, от его лица будет свой ПОВ. По ним читатель подробнее познакомится с Шончан, впервые увидит лорда Турака. Правда у последнего роль небольшая, он больше запомнится в конце, как локальный антагонист для Ранда.
Лиандрин не единственный друг Тёмного, от лица которого будут ПОВы. В самом прологе будет некий Борс, присутствующий на тайнос собрании Друзей Тёмного. Там все друг от друга таятся, носят маски, поскольку среди них царит жуткая конкуренция. Избавиться от соперника там милое дело. Из данного пова становится известно, что трое друзей, Ранд, Перрин и Мэт являются для Тёмного главными целями.
Так же в романе есть повествования от ещё одного Друга Тёмного, Падана Фейна, известного по первому роману как некому аналогу толкиеновского Голлума. Правда теперь Фейн стал чем-то иным, вобрав в себя зло Шадар Логота.
Есть ПОВ от ещё одного персонажа, знакомого по первому роману, сразу уточняю, это не Друг Тёмного. Белоплащника Джефрама Борнхальда вполне можно и забыть в первом романе, это тот самый, к кому попались Перрин и Эгвейн. Напомню, что белоплащники относятся к Детям Света, фанатичному рыцарскому ордену. Своей целью они ставят борьбу против Тёмного и его последователей. По повам Борнхальда видно, что Дети Света делятся на Белоплащников, то есть рыцарей и Инквизицию. Друг друга они недолюбливают, поскольку даже по меркам белоплащников инквизиторы много на себя берут. Но в целом Дети Света мыслят довольно закостенело. Повествования Борнхальда это показывают, сама его роль видимо в зарождении ещё одного конфликта между условно хорошими сторонами. Сам Борнхальд во второй книге погибнет, так что наличие ПОВа не спасает от ранней смерти.
Бард Том Меррилин окажется жив, на такую возможность намекалось в первой книге. Тут читатель в этом удостоверится. От лица Тома будут тоже ПОВы, намекающие что он сыграет свою роль в будщем. В общем автор рисует много будущих линий, как явных, так и совсем неочевидных.
Сюжет книги незамысловат, Друзья тёмного похищают Рог Валир, который может призвать в сражение души легендарных героев, заодно с Рогом похищен кинжал из Шадар Логота, от которого зависит жизнь Мэта. И главным героям, Ранду, Мэту и Пэррину приходится пуститься в погоню. Их сопровождают Верин, огир Лойал и отряд шайнарских солдат под руководством Ингтара. Последний будет просто одержим желанием вернуть Рог, что уже вызывает подозрение в подвохе. Под конец этому будет дано объяснение.
Ну без имён некоторых шайнарских солдат не обойдётся. И пойди угодай, нужно ли запоминать тех же Уно и Масиму. У последнего в будущем будет своя роль, но до этого он именно видится что проходным.
Собственно о локальном сюжете и построении самого цикла. Уже ощущается одна из его проблем. Возьмём к примеру цикл о «Конане» или любой подобный. Там каждое произведение — это отдельное приключение. Приключения героя происходят в разных частях мира, где этот герой живёт. На фоне нескольких приключений можно как раз увидеть и оценить этот мир, который может быть достаточно большой и разнообразный. Но сам цикл не станет эпичнеским фэнтези, каковым бы представленный мир не был.
Мир «Колеса Времени» огромный и разнообразный, сам цикл по идее эпическое фэнтези. Вот только таковым оно не ощущается. Скорее именно большим миром с отдельными историями, пусть там и есть сквозной сюжет.
Подробные описания в «Колесе Времени» у знающих людей давно стали притчей во языцах. Это одна из причин, почему тома получаются довольно обширными, при чём смысла в этом мало. Но не только этим автор увеличивает текст, можно вспомнить момент, когда Найнив проходит испытание в Белой Башне, где она сталкивается с различными ситуациями в альтернативных реальностях. Все ситуации подробно описываются, хотя не ясно, являются они реальными или являются отражением страхов Найнив.
С подобными альтернативными реальностями сталкивается и Ранд, когда пользуется портальными камнями, ещё одним роялем вроде Путей, постоенный Огир. Но в Пути не безопасны, там можно встретить чёрный ветер Мачин Шин. В первой книге ими пользовались как короткими путями, теперь их роль выполняют именно что портальные камни, благодаря которым можно оказаться в альтернативной реальности. В том что могло бы быть, некоторые ситуации Ранд так же подробно увидит.
Но альтернативные ситуации это ладно, в одном эпизоде Ранд оказывается в селении, вырезанном троллоками, аля орками-зверолюдами. И ему предстаёт видение, что произошло с одной из семей. При чём сначала видение обрывается, потом Ранд его видит с самого начала, заглядывая чуть дальше. Потом видение снова прерывается, Ранд опять его видит с самого начала... В общем ещё один неплохой способ растянуть текст.
В своём первом путешествии по портальным камням Ранд встретит загадочную Селин. Которая в итоге окажется Ланфир, одной из Отрёкшихся. На её приход намекается ещё в первой книге, правда незнающий читатель его может благополучно не заметить. Собственно одна из проблем цикла — есть множество предпосылок, на которые не обратишь внимания или благополучно про них забудешь.
Вторая книга знакомит нас с новыми чудесами данного мира. Про портальные камни я говорил, упоминается огромная статуя, являющаяся древним артефактом. Читатель знакомится с Хурином, являющимся нюхачёс, человеком способным чувствовать того, кто недавносовершил преступление. Он будет одним из тех, кто учавствует в погоне за Рогом Валир.
Ну а при более подробном знакомстве с Шончан, узнаём что у них женещины, умеющие направлять силу, то бишь колдовать, держатся на магических поводках. Эх, есть что-то в женщинах на поводке, но речь не об этом. Таких женщин называют дамани, а управляют ими другие женщины, называемые сул'дам. Эгвейн некоторое время предстоит стать дамани из-за предательства Лиандрин, в её ПОВах как раз будет описано что всё это из себя представляет.
Книга ещё знакомит читателя с такой локацией как Кайриэн, где все играют в Игру Домов. То есть это интриги, где все пытаются запутать других. Каждое слово, действие или жест может иметь своё значение или быть отвлекающим манёвром. Тут задумаешься, стоит ли вообще пытаться понять мотивы того или иного игрока, всё равно не разберёшься. Но во всё это невольно оказывается втянут Ранд, где его все внезапно начинают считать игроком. В итоге это сыграет свою роль, как никак, Ранд является та'верен, человеком влияющим на судьбы окружающих. Это в итоге приведёт его к знакомству с Бартанесом Дамодредом, родственником предыдущего короля Кайриэна. Правда роль Бартанеса в цикле окажется маленькой, его вскоре убъют.
Ранд с его двумя друзьями. Перрином и Мэтом являются та'верен, очевидно что у каждого будет своя роль в цикле. С главным героем всё понятно, он Дракон Возрождённый. У Перрина пробудилась способность общаться с волками, внешне это сказалось пожелтением глаз. Мэт же с первого романа был лишь печально известен тем, что взял драгоценный кинжал из Шадар Логота, который был проклят. Как и любой предмет оттуда. Но под конец романа Мэту определяется и другая роль, он трубит в Рог Валир, вызывая героев древности, среди которых и сам Артур Ястребинное Крыло. Несколько имён других героев автор нам так же сообщит, но не суть.
Помните, что первая книга заканчивается поединком Ранда с Тёмным. Тут снова будет подобный поединок, правда непонятно зачем. По сути финал двух книг похож, везде говорится что появился Дракон Возрождённый, человек который может одолеть Тёмного. Но при этом разрушить мир.