Raisebanners
Гость
Ну тут не вполне понятно, что значит "считать ровней", особенно в толкиновском сеттинге, где эгалитаризмом вообще по понятным причинам не пахнет. Онтологически эльфы и люди у Толкина не равны, это факт.
Да не равны. У людей земная жизнь хуже эльфийской, эльфы по сути бессмертны в пределах Арды. Но зато за пределами Арды... Короче говоря, сильнейшей расой все же я назову людей. Эльфы подлежат суду Валар, а люди уходят "за грань мира". А там Илуватар. То есть их судит Единый, а эльфов всего лишь его слуги. И люди не возвращаются. То есть "онтологически" люди едва ли не круче Валар будут, но это знают только те, кто христианское богословие знает (а Толкин знал). Например, люди не подлежат суду Валар даже в случае , если идут прямой войной на Валинор! Помните падение Нуменора? Валар воззвали к Эру Илуватару и Он лично решил судьбу Ар-Фаразона и его флотилии, а заодно и Нуменора.
Тем не менее, завоевательной политики по отношению к человеческим народам они не вели - в отличии от что Моргота и Саурона с их подданными, что Нуменора и Гондора эпохи расцвета.
Естественно. Эльфы вообще не любили вмешиваться в дела других народов, тем более эльфы, которые обычно не предавались злу "системно", так сказать, не могли делать этого. Зло в эльфах показано скорее как порча гордыни и невежества. Именно Денетор среди людей близок к Тинголу больше всего и болеет именно этим. Тьме и Саурону он не предался, но ведет себя как предавшийся злу. Именно так и происходило падение эльфов.
При этом по отношению к людям они активно занимались культуртрегерством (в "Детях Хурина" отмечается, что до встречи с эльфами те же аданы были "немногим лучше орков") - и если в случае с нолдор это ещё можно списать на то, что им нужны были воины для войны с Морготом, то в случае с авари речь шла, видимо, о бескорыстной помощи.
Ну это да. Хотя бы потому, что эльфы сохранили предание, которое по сути заменяло им священные книги, там и было записано об устройстве мира и о том, что такое "перворожденные" и "последователи". Только эльфы сделали отсюда вывод, что люди "последуют" за ними, потому и принимались их учить. А речь там не совсем об этом шла... Но да, эльфы сознательно просвещали людей, как из добрых побуждений, так и из самосохранения, чтобы люди не предались Морготу.
Вот к бракам с людьми у них действительно отношение неоднозначное - но не потому, что это осквернение раSSы (к эльфийкам, вступавшим в эти браки, отношение нормальное), а потому, что эльфийка, вступая в брак с человеком, перестает быть частью своего народа, лишается вечной жизни и возможности возродиться в Валиноре.
Я это знаю и даже здесь писал. Хотя скорее, не лишается. Там выбор дается. Человек тоже может выбрать судьбу эльфа (см. Берену предлагали такой выбор). Также, судя по записям об Арагорне и Арвен, ничего Арвен не лишилась. Потому и умерла она с горя (эльфы могут умирать с горя) после смерти Арагорна, что осталась бессмертной. Так что Арвен отправилась в Валинор. А вот Арагорн - нет. Только Берен и Лутиэн оба ушли за грань мира.
И даже несмотря на это в каноне упомянуты как минимум четыре межрасовых брака (это я не беру крайне неопределенный вопрос со статусом Диора и Эльвинг) + "глупости" про Туков, и это только из того, что засветилось. В Лостах, ЕМНИП, и ещё на эту тему материалы были, надо будет поискать.
Надо, а то, если исходя из книг "канона", вряд ли эльфийка лишалась прямо бессмертия, выходя замуж за смертного. То, что она могла этого пожелать - да. Но мы знаем только 1 такой случай. И то Мандос уступил очень нехотя. Если бы не Эру (который явно стоял за этим), Мандос бы вообще не уступил.
P.S. Вообще по сути Сильмариллион - о том, как эльфы и люди относятся к творчеству. Феанор перепутал творчество с творением, посчитав, что сильмариллы - его. На деле ни один творящий "из чего-то" не может хвалиться тем, что он сделал как "целиком своим". Интересно, имел Толкин в виду в конце то, что происходит с автором и с его произведением? Или нет? А то очень страшная концовка тогда выходит - уцелевшие сыновья Феанора получили наследство отца - сильмариллы, но они "жгли им руки". Не так ли и автор великого произведения, картины или скульптуры, когда сам лишается "божественной искры" внутри себя начинает ненавидеть свои творения, т.к. они "жгут ему руки"? Помните "Портрет" Н.В. Гоголя? Все, что я имею в виду, так это то, что сильмариллы Эру принадлежат. Он их настоящий Творец. А Феанор - это прекрасное творение, которое наделено даром "суб-творения" (sub-creation). Феанор - это автор. Впрочем, простите, заговорился я что-то...