О том, на каких персонажей реальной мифологии получились похожими те или иные персонажи Толкина в конечном итоге.
Ну, вообще я поддерживаю точку зрения, что на христианском мифе всё это основано. Даже, я бы сказал на легенде, а не на мифе. Кроме христианства, взяты еще некоторые вещи, могу перечислить. Итак,
Иллуватар - это прямая параллель с Единым Богом. Как его зовут, в данном случае неважно, хотя, случайно или нет, но имя переводится Толкином как "Отец всего" - так называют Единого некоторые племена североамериканских индейцев (знал ли Толкин про это, я не знаю). Кстати, "ил" на одном из древних языков Мессопотамии - "Бог", да и на арабском там корень "иль" то же означает (я арабского не знаю, просто слышал такое).
Айнуры/Валары. Тут всё непросто, так как различается концепция и облик. Концепция взята из Библии. Это по сути ангелы, в Сильмариллионе было написано, что "вначале сотворил он Айнуров, Священных, которые были дщерями его мыслей" (дословный перевод-мой). С другой стороны, как Валары эльфы называют их "богами" и они являются покровителями стихий. Тут нет ничего специфически нехристианского, в православной ангелологии Валары - это "власти", (
https://foma.ru/angelyi-devyat-chinov-infografika.html), но есть и отличия, они обладают полом и воплощены в подобия земных тел. Хотя с телами они не связаны, они скорее трансформируют свои тела (ангелы-трансформеры). Это роднит их с языческим восприятием богов.
Майяры - это ангелы и архангелы. Они обычно воюют со злом, их посылают укреплять волю людей и эльфов. Есть опять-таки отличия от христианства в том, что они могут даже вступать в браки с эльфами (с людьми, думаю, вряд ли) и иметь потомство. Также, в отличие от Валар, тела Майяр, если они принимают обличья людей, становятся преградой на пути к их силе (см. Саурон и Гэндальф - оба майяры, но один принимает свойственный себе облик, другой в теле человека и с трудом может назгулов побеждать).
Эльфы - ну тут всё понятно, это альвы/альты скандинавской мифологии. Бессмертные, нестареющие. Кстати, оттуда же и высокомерие эльфов к людям (которым у Толкина наделены не все эльфы, правда, только отрицательные персонажи).
Гномы (карлики) - опять же из скандинавской мифологии.
Тролли - каменные великаны, это по сути тоже заимствование из германо-скандинавской мифологии.
Орки - это уже интереснее. Я не в деталях знаю мифологию народов мира, но орки напоминают помесь злобных духов природы + демонов. Само слово "орк" показывает, что их место - в подземном мире, Орк - это древний бог смерти у римлян.
Теперь мифологические события.
1) Падение первых людей и разрушение Эдема в Библии - разрушение Дерев Валинора и исход эльфов. Как падение людей Библии совершается добровольно, без принуждения, так и уход эльфов - это дело их рук и никто их не удерживает. Как в Библии людям запрещается после падения вернутся в Эдем и он становится закрыт навеки, так и для эльфов Валинор становится закрыт (там Толкин смягчил), пока не умрут, но со временем вообще переносится на небо (Арда становится круглой).
2) Падение Нуменора и поглощение его водами Океана напоминает сразу два мифа - миф об Атлантиде (оттуда взят только мотив острова), и миф о потопе (тут больше параллелей, сначала моральное извращение людей, потом служение злу, потом потоп).
3) Освобождение Мелькора из пут - это напоминает мотив у Милтона в "Потерянном рае", когда сатана вырывается из заточения в аду и соблазняет первых людей.
4) Появление Унголиант - еще одна параллель с Милтоном, в одной из тем (не помню где, я уже упоминал подобное), о том, что Унголиант в Сильмариллионе дословно возникает от взгляда Мелькора с завистью и желанием властвовать над Ардой, точно так же от злобного взгляда Сатаны у Милтона возникает его дочь Грех.
5) Предательство эльфов эльфами в Алквалондэ (убийство Телери) прямо вызывает к жизни как убийство Авеля Каином (братоубийство), так и постоянный взаимный геноцид семитских племен Ветхого Завета.
6) Войны эльфов с Мелькором не имеют прямых параллелей в христианской мифологии, но в других - имеют, я думаю.
7) Мотив Сильмарилей - самый мощный мотив католического предопределения и взаимодействия со свободой воли. Потом этот мотив будет Р. Джорданом в "Колесе времени" использован уже в фаталистическом ключе (я сейчас читаю, это потрясающе). Сильмарили были созданы благодаря любви эльфов к творению, к природе и эльфов же погубило то, что они стали недостойны этих камней.
По персонажам:
1) Два самых мощных мифологических персонажа из Сильмариллиона - Феанор и Турин Турамбар - явно имеют аналоги в мифологии, только я не знаю в какой. Турин Турамбар - это вроде как отчасти Зигмунд в "Кольце Нибелунгов" Вагнера (я знаю, что Вагнер брал из мифологии, но читая текст оперы, я не нашел прямых параллелей, там по сути было "сшито" несколько мифов воедино).
2) Мелиан - думаю это тоже архетипический персонаж, как собственно и её пояс, но надо искать.
3) Моргот - ну тут всё ясно, это падший ангел. Даже в конце его выбрасывают во "Тьму внешнюю", за пределы мира.
4) Саурон - играет ту же роль, но скорее очень сильный демон.
Всё, я устал.