А вывод-то из этого какой? Ну да, внутреннему автору очень мало что известно об Унголиант. Почему из этого делается вывод, что она - точно Айну?
Ну, это больше про то, почему часть Сильмариллиона про Музыку Айнур и все события, про которые валар могли рассказывать эльфам в Валиноре, но которые сами эльфы не видели, можно воспринимать как более менее точные факты, а вот рассуждения "мудрых" после изгнания иногда могут носить характер авторитетного, но всё же мнения.
Другое дело, что в написанных рукописях Толкиен использовал все модели: и прямое авторское мнение, и мнение мудрых внутри мира, причём первое могло оставаться внутри вселенной как второе при изменении авторского видения.
Так-то модель с Айнур, которые делятся на Валар и Майар, пришла на смену более ранней модели, где были боги псевдоязыческого пантеона, и категория существ, которая находится между детьми Илуватара и богами по своей природе и могуществу. Самые явные представители - феи (fay). Самыми заметными представителями в сюжетах были Венделин, чьё имя потом изменилось на Мелиан (чья роль в сюжете кардинально не менялась, но чья защитные чары вокруг Дориата стали куда сильнее, когда она стала майа, но впрочем дориатский цикл никогда не был изменен окончательно), и Тевильдо (который потом был заменен на Тху Некроманта, который потом превратился в Саурона).
Проблем доставляет то, что видение космогонии Толкиена менялись, а вот сами сюжеты менялись менее значительно.
Полная редакция текстов, чтобы все существа могущественнее детей Илуватара были той или иной формой Айнур так никогда и не была закончена, и это проглядывается.
То, что майар - это совсем синтетическая категория, куда засунуты и те существа, которые изначально были самостоятельными богами (Оссе), и дети существ, которых эльфы изначально называли богами (Фионве/Эонве), и некоторые феи (Венделин/Мелиан), и существа с совсем уж уникальной природой (Готмог, который изначально был сыном Мелько и... людоедки (ogress), и что найти из-за этого какие-то общие признаки майар довольно затруднительно.
Насколько я понимаю, Толкиен теоретически видел в поздних черновиках, что все духи в историях должны быть Айнур, но роль Унголиант в сюжете была придумана тогда когда Легендариум был куда менее упорядочен, но более разнообразен, и Унголианта была крайне уникальным по своей природе существом.
Её описание в Книге Утраченных Сказаний выглядит так:
Здесь обитал изначальный дух Мору, о которой даже Валар не ведают, откуда или когда она явилась, и которую народы земли нарекли множеством имен. Может статься, явилась она порождением туманов и тьмы на границах Тенистых морей в кромешной мгле, что царила после того, как разлились Светильни, и до того, как воссияли Древа, но более вероятно, что она была всегда. И поныне она обитает в тех зловещих местах в обличье мерзкого паука, прядя из мрака цепкую паутину, что ловит в свои тенета звезды, луны и все блестящее, что странствует по воздуху. Поистине, из-за нее так мало струящегося сияния Двух Древ изливалось в мир, ибо жадно она поглощала свет, который питал ее, но производила она лишь ту тьму, что есть отрицание всякого света. Унгвэ Лианти, Великая Паучиха-Опутывательница - так звали ее Эльдар, именуя ее также Вириломэ Мракоткущая, от чего до сих пор Гномы говорят о ней как об Унголионт-Паучихе или Гвэрлум Черной.
Явно существо не той же природы, что "боги" (более поздние валар). Другое дело, что заверши Толкиен редакцию Сильмариллиона она вряд ли бы такой осталась. Но из этого описания её связь с Мелькором не ясна, и, возможно, она независимое от него воплощение тьмы. Можно сравнить с Нюктой из древнегреческой мифологии, как с образом изначальной Ночи.
Когда Толкиен переделывал Легендариум и писал Анналы Амана, природа Унголианты стала уже другой, но видимо Толкиен ещё не определился:
Так незамеченным пришел он в земли, что звались Аватар*, у восточных подножий Пелори - все уже становилась эта полоса земли, обгрызаемая Морем, и долго была оставлена. Там тени были самыми темными и глубокими в мире. В Аватаре тайно ото всех, кроме Мелькора, жила Унголиантэ, которая приняла паучий облик и плела там темные сети. Неведомо, откуда она взялась, хотя эльдар говорят, что в давно прошедшие века, когда Мелькор впервые взглянул завистливо на свет в царстве Манвэ, она сошла из тьмы, которая лежит за пределом Арды. Но она оставила своего Хозяина, желая сама быть хозяйкой своим вожделениям, забирая себе все, что могло насытить ее пустоту. На юг она бежала, и так избегла нападений валар и охотников Оромэ, ибо они всегда несли дозор на севере, а юг долго оставался без внимания. Оттуда она подбиралась к свету Благословенного Царства, ибо она жаждала света и ненавидела его.
Хтоническая природа описания остаётся, но тон слегка снижен. Уже не валар не знают о том, кто она такая, а всего лишь эльфы/ненадежный рассказчик. Моргот уже назван её хозяином, из чего она уже выглядит его слугой, и, видимо существом меньшего ранга. Не обязательно майа, принявшая сторону Мелькора в Музыке, но это самый очевидный и напрашивающийся вариант.
Как я понимаю, хотя и могу ошибаться, версия Анналов Амана последняя, или по крайней мере значительно не менялась.
В целом,
эльдар говорят, что... она сошла из тьмы, которая лежит за пределом Арды. - по моему скромному мнению, надо читать как "эльфы считают, что она майа, пришедшая в Арду в след за Мелькором, но точно не знают" (потому что все айнур именно что сходили в Арду из тьмы, что лежит за её пределами