• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.

Творчество Толкина

Нимврод

Обитатель
Ещё немного мифологических параллелей с образом Моргота. На этот раз речь пойдет о месопотамском боге Энлиле:
Текст плачей a-ab-ba hu-luh-ha «О, море яростное!» представляет собой обращение к богу ветров и штормов Энлилю с просьбой остановить разрушение жизни на земле. После перечисления эпитетов Энлиля следует список разрушенных им объектов и уничтоженных людских судеб. Первый издатель текста не сумел дать гипотезу календарной датировки обряда, сославшись на данные селевкидских текстов, в которых этот плач привязан к храмовым празднествам в честь Ана, исполнявшимся в I и в VIII месяце в Уруке (a-ab-ba hu-luh-ha 5). Однако из текста плача видна его обрядовая привязка к Ниппуру и культу Энлиля, а отдельные фрагменты текста наводят на мысль о связи обряда именно с XI месяцем. Вот эти примеры: 1) dMu-ul-lil2 tug2-gal-gal Sedx-de3 ba-e-gam (= la-biS su-ba-a-ti ra-bu-u2-ti ina ku-si it-mi-it) «Энлиль! Одетого в великие (= теплые) одежды холодом ты погубил» (208). Фраза согласуется с утверждением ВРО X 34 об XI месяце как времени холода, любимом Энлилем (см. выше); 2) ишг a-dun-ga a-gi4-a-za / Nibruk i a-dun-ga a-ta mar-ra-za (= alu Sa2 naq-ruj-u2 Sa2-nu-u2 l / aluSa2 naq-ru-u ana me-e sa-lu-u) «Твой уничтоженный, затопленный город, твой уничтоженный Ниппур, покрытый водой...» (273—274).
Речь идет об уничтожении-затоплении городов при помощи ветра и воды (= Энлиля и Ишкура-Адада); 3) an-uraS-a ki-§e!-gu-nu-ra «Ан и Ураш (= Небо и Земля) — место ячменя segunu» (144). Хорошо известно, что ячмень «шегуну» сеют в XI месяце, а урожай снимают через 80 дней, т. е. во II (Landsberger, 1949, 281 f., Дьяконов, 1990, 296). Кроме того, Энлиль назван в тексте плача iman-na a-ki-a... ma-al «держащим (в своих руках) дождь небесный и воды земные» (221), т. е. присвоившим себе также и полномочия Ишкура-Адада. Там же неоднократно подчеркивается, что нет другого владыки, кроме Энлиля, что Энлиль единолично правит всеми странами и т. п (kur-ra из-mu-un nu-mu-un-ti za-e из-mu-un ab-ak «Ни в одной стране нет (другого) правителя — только ты властвуешь» (219)); и это утверждение хорошо согласуется с данными хозяйственных текстов III династии Ура, в которых упомянуты большие жертвы Энлилю и Нинлиль наряду с выдачами плакальщикам (см. выше). Таким образом, текст плача a-ab-ba hu-luh-ha представляется непосредственно связанным с событиями XI ниппурского месяца, и события эти — холод, шквальный ветер, сильные дожди и разлив каналов (im-an-na a-ki-a), затопление города водой, уничтожение большого числа людей (283 f.). Еще один дополнительный аргумент — исполнение на 22-й день месяца в Ашшуре плача DILMUN NIGINA, также входящего в состав a-ab-bahu-luh-ha (237). Впрочем, есть в тексте плача и один весомый аргумент в пользу XII месяца — он назван iti-se-guri0-ku5 «месяц жатвы ячменя»: uru2 se ku5-da ki-la2-a-zu «Твой город, чей сжатый ячмень развеян...» (281). Можно предположить, что «развеивание сжатого ячменя» здесь — один из способов реализации метафоры энтропийного процесса вообще. Однако вероятно и указание на время происшествия. Весьма возможен и другой вариант: отдельные формулы плача исполнялись и в XI, и в XII месяце. Об этом говорит упоминание формулы DILMUN NIGINA в ашшурском обряде XII месяца (Assur, 140).
В статье о мифологеме потопа в шумерской историографии приведены многочисленные текстовые свидетельства превращения мифологемы: показано, что события определенного календарного сезона могли ассоциироваться с историческими событиями, в частности потоп — с нашествием кутиев, амореев, эламитов и любого враждебного чужеземца. Чужеземец воспринимался как посланец Энлиля, спущенный с гор с целью покарать неправедного царя (Емельянов, 1994, 253—254). Теперь эти свидетельства можно дополнить любопытнейшими фрагментами, один из которых воспринят Кучером как ошибка писца: a-lum sd2 na-ak-ru u^sa^ an-fnu-urf «город, который врагом уничтожен» (a-ab-ba, 14) вместо na-aq-ru «истреблен»; qal-la-su1 kal-bu us-qal-lil: na-ak-ru it-ta-si «их гениталии собака таскала, враг их уносил» (a-ab-ba hu-luh-ha 141).
По-видимому, и здесь существует ассоциация потопа с наступающим врагом. И в таком случае текст плача вплотную смыкается с плачем о разорении Ура и подобными текстами, отличаясь только одним — утверждением о безоговорочной власти Энлиля над всеми городами обитаемого мира. Момент, зафиксированный в плаче a-ab-ba hu-luh-ha? — полное безвластие созидательных сил природы, время самого разрушения, в отличие от описанного в плачах по городам времени между разрушением и новым строительством.
По всей вероятности, это катастрофическое время связано в ритуале с событиями XI ниппурского месяца. В этой связи заслуживает внимания строчка силлабария, в которой аккадское название месяца прямо относится к потопу: [xj.URj = MIN (= sabafu) sa a-bu-bi «сметать = „шабату" (о потопе)» (Nabnitu XXIII 59).
В. В. Емельянов. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака.
Следует оговориться, что не всякая деятельность Энлиля благотворна для человечества. Богине рождения он дозволяет умерщвлять новорожденных: с его ведома происходят выкидыши у коров и овец. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким зефиром, и разрушительным ураганом. В буре находят выражение свирепость и губительность, присущие Энлилю:
«Могучий Энлиль, слово его нерушимо,
он — ураган, разрушающий хлев, сметающий загон для овец.
Мои корни вырваны! Мои леса обнажены!»
Так же изливает свои жалобы погруженный в скорбь житель Ниппура, городским богом-покровителем которого являлся Энлиль. Человеку приходится быть с Энлилем всегда настороже, так как никто не может знать о его намерениях:
«Что он задумал?
Что у отца моего на сердце? Что на уме у бога Энлиля?
Какие затеял он против меня тайные умыслы?
Сеть раскинута — сеть врага; силки он поставил — силки врага.
Он взбаламутил воду
И выловит рыбу, он набросил сеть —
И птиц изловит».
Человек остается в неведении и относительно того, когда он к нему проявит наконец жалость:
!Доколе? Энлиль, доколе?
Подобно туче на небосводе,
когда же он перестанет нависать надо мною?
Могучая Гора Энлиль,
когда же он перестанет угрожать мне?»
Обуянный дикой жаждой разрушения, бог неприступен и глух ко всем мольбам:
«О владыка Энлиль, чьи глаза сверкают (дико),
скоро ли наконец появится в них спокойствие?
О ты, возложивший себе на голову плат, — скоро ли?
О ты, опустивший голову себе на колени, — скоро ли?»
<…>
(далее описывается концовка месопотамского мифа о Всемирном потопе)
Итогом обсуждения является план контроля над рождаемостью. Боги вызывают к жизни бесплодных женщин, создают демоницу Пашитту, убивающую младенцев при рождении, и учреждают несколько разрядов жриц, которым деторождение воспрещено. Далее следует поврежденный текст, и миф завершается хвалой Энлилю и его могуществу:
«Как хвалу тебе, пусть Игиги (т. е. небесные боги)
услышат эту песню и внемлют твоему великому подвигу,
я воспел о потопе всем людям. Слушай!»
Современному читателю вполне может показаться, что Энлиль, легко поддающийся испугу, готовый с рыданиями отречься от власти, черствый по отношению к другим, постоянно водимый за нос хитроумным Энки, сам по себе довольно жалок. Этот вовсе не так! Проявление высшей силы Энлиля - разыгравшийся всемирный потоп - поражало древнее воображение и требовало почтительности. Весь миф посвящен, в сущности, потопу.
Вместе с тем совершенно ясно, что миф рассматривает абсолютную власть как воплощение эгоизма, беспощадности и неразборчивости в средствах. Но что есть, то есть. Существованию человека угрожает множество опасностей, и даже польза, которую он приносит богам, отнюдь не служит ему защитой, если только не позаботиться о том, чтобы не досаждать им, пусть даже самым безобидным образом. Человек должен знать, что его самовыражению положены определенные границы.
Торкильд Якобсен. Сокровища Тьмы.
Как видим, Энлиль в посвященных ему гимнах "велик" именно способностью безнаказанно творить насилие. К слову, Энлиль один из прототипов ветхозаветного бога.
 

KOT-a

Обитатель
Ну, ТАКИХ параллелей Толкин явно не хотел. Но вышло что вышло, да.
Наверное не хотел. Хотя, когда я читал о Иссыхании Древ, мне все таки показалось там есть мотивы сочувствия кельтам, вытесненным христианами.
 

Нимврод

Обитатель
Наверное не хотел. Хотя, когда я читал о Иссыхании Древ, мне все таки показалось там есть мотивы сочувствия кельтам, вытесненным христианами.
Ну собственно да. У Верных Эру нет институциализированной религии, за вычетом Менельтармы, у них есть знание о существовании высших сил. Связь с высшими силами осуществляется священными деревьями, а монополию на культ имеют короли (классический языческий мотив - царь-жрец). Тогда как у почитателей Моргота и Саурона эталонная институциализированная религия: культ, поставленные на поток жертвоприношения, гонения на иноверцев, ну и вообще полный орднунг в этом плане.
 

Havelock

Зампредседателя клуба Зануд
Кстати, о них:
Древнейший Король — я: Мелькор, первый и могущественнейший среди Валар; тот, кто был до сотворения мира, тот, кто создал его.
Ну Мелькор же тут просто нагло врёт! Какой он, к лешему, создатель Арды? Он, как известно, не мог ничего создавать. Тем более из Вечного Пламени. Ну да, он был раньше создания Арды. Но всё, что он мог - искажать Музыку, первоначальный замысел Илуватара.
 

Нимврод

Обитатель
Какой он, к лешему, создатель Арды? Он, как известно, не мог ничего создавать.
Технически он говорит правду. В том смысле, что он сообща с прочими валар преобразовывал материю мира.
 

Havelock

Зампредседателя клуба Зануд
Там просто Мелькор, придя к людям и запилив религию имени себя, местами вышел как косплейщик Рглора ветхозаветного Яхве -.
Ну какой же это косплей Яхве? Максимум, что являл людям Яхве - голос, вещавший то из тучи, то из горящего куста. Тогда как Мелькор вполне себе обладал телом, сидел на троне, мог заснуть и у него при этом из короны даже Сильмарил можно было сп***ить :doh:
И я уже молчу про Саурона, который в Нуменоре, судя по всему, и спал, и ел и пил, и братался там со всеми. Может, и девок того-сего :D

Сорри, но вы тут почти все сейчас кучу сов на глобус натягиваете. Выискивая у Токина то, чего там и в помине нет, имхо :unsure:
 

Havelock

Зампредседателя клуба Зануд
Технически он говорит правду. В том смысле, что он сообща с прочими валар преобразовывал материю мира.
Так даже в этих двух Ваших предложениях противоречие. Если он говорит правду, то он должен был сказать: мы создавали этот мир. Чтобы это соответствовало Вашему "сообща с прочими валар".
 

Нимврод

Обитатель
Максимум, что являл людям Яхве - голос, вещавший то из тучи, то из горящего куста
Это не более чем современный иудеохристианский антиантропоморфизм. В раннем яхвизме ЙХВХ Элохим вполне телесное существо:
https://aquilaaquilonis.livejournal.com/663423.html
Ну и да, трактат "Шиур Кома" и прочие сочинения в жанре "измерения тела Бога" иудеи писали не просто так.
 

Нимврод

Обитатель
Выискивая у Токина то, чего там и в помине нет, имхо :unsure:
Заранее уточню. Я, разумеется, не считаю, что Толкин добивался описанного мною результата сознательно, поскольку он был вполне искренним и очень консервативным для своих времен христианином-католиком. Но, тем не менее, Моргот в некоторых своих проявлениях вышел у него похож именно что на - ... Впрочем, возможно, причиной было то, что он в некоторых чертах срисован с переднеазиатских языческих богов типа Энлиля или Ваала (они, кстати, ЕМНИП отождествлялись под именем "Бел"), с которыми у Яхве в исходной, домонотеистической версии, было немало общего (и потом ещё много веков иудаизм приходилось чистить от языческого наследия).
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Обитатель
Все-таки Дж. Р. Р. вполне искренний католик, давайте не забывать.
Разумеется.
Но в литературе нередко имеет место и явление "неудачной басни". Когда то, что получилось на выходе, отличалось от авторского месседжа. Об этом тоже забывать не стоит.
 

KOT-a

Обитатель
Впрочем, возможно, причиной было то, что он в некоторых чертах срисован с переднеазиатских языческих богов типа Энлиля или Ваала, с которыми у Яхве в исходной, домонотеистической версии, было немало общего
Так и в монотеистической присутствие осталось.
Кстати, на сколько помню там Яхве очень много приобрел от Мардука, после "вавилонского плена". Собственно и первоначальные мифы же уже переписывались с суррогатов, вроде.
 

Orys

Гость
Нимврод вот вы, кстати, совсем не там ищете иранские параллели у Толкина. Они скорее в наличии валар-язатов, чем в дуализме, которым у Толкина и не пахнет на самом деле (речь, разумеется не идет об ошибочных представлениях отдельных существ и народов).

Но в литературе нередко имеет место и явление "неудачной басни". Когда то, что получилось на выходе, отличалось от авторского месседжа. Об этом тоже забывать не стоит.
Дак а что неудачного? Гностические отсылки? Вряд ли они случайны у такого образованного человека. Куда занятнее, что гностическую линию гнет именно Мелькор.
 

KOT-a

Обитатель
Так даже в этих двух Ваших предложениях противоречие. Если он говорит правду, то он должен был сказать: мы создавали этот мир. Чтобы это соответствовало Вашему "сообща с прочими валар".
Это далеко не крупнейшее вранье в истории религии. Совсем даже.
 

Нимврод

Обитатель
Они скорее в наличии валар-язатов
Об этом я тоже писал. Кстати, в зороастрийской мифологии обитель дэвов и Аримана - гора на севере. Это связано с тем, что зороастризм осуществил сознательную инверсию мифологии ряда индоевропейских (и некоторых семитских) религиозных традиций, где северная сторона - обиталище богов, а запад - страна мертвых (кто сказал "Валинор"?).
Кстати, на сколько помню там Яхве очень много приобрел от Мардука, после "вавилонского плена"
Не от Мардука, от родного Баала скорее. Жилищем Баала кстати считалась гора под названием Цафон ("Север").
 

KOT-a

Обитатель
Максимум, что являл людям Яхве - голос, вещавший то из тучи, то из горящего куста. Тогда как Мелькор вполне себе обладал телом, сидел на троне, мог заснуть и у него при этом из короны даже Сильмарил можно было сп***ить :doh:
Ну, в ранних мифах Яхве тоже имеет вполне себе телесные очертания, которые угадываются по контексту. Спецефекты в виде полыхающих кустов - это уже более поздняя мода.

И я уже молчу про Саурона, который в Нуменоре, судя по всему, и спал, и ел и пил, и братался там со всеми. Может, и девок того-сего
Так это ж сын Мелькора, посланный на Землю, умерить за наши грехи! И ведь умер - ничего не попишешь.
 

Нимврод

Обитатель
Куда занятнее, что гностическую линию гнет именно Мелькор.
Где? Наоборот, он позиционирует себя как "единоличного творца мироздания, создавшего его из небытия". Опять же, его позиции "все остальные сверхъестественные силы - злые" (см. "Легенду Аданэль" опять же) является классической именно для авраамических религий, где языческие боги это бесы / обманные идолы.
 

Нимврод

Обитатель
Дак а что неудачного?
То, что в ряде мест Моргот по modus operandi получился похожим не на классического христианского сатану, а на... гм, другого персонажа. Во всяком случае, по саморепрезентации. Другой вопрос, что это перекликается с христианским же мотивом "сатана - обезьяна Бога" (в конце времен ведь сатана пытается добиться того, чтобы его посланнику поклонялись как Христу и Богу), и Толкин мог это иметь в виду, но в сочетании с отсутствием оформленной религии у "хороших парней" вышло специфично.
 

Orys

Гость
То, что в ряде мест Моргот по modus operandi получился похожим не на классического христианского сатану, а на... гм, другого персонажа. Во всяком случае, по саморепрезентации.
Ну, а как по-вашему должен позиционировать себя 'правильный сатана'? Злое-презлое-темное зло? Да вот нет.
Я просто напомню, что префикс 'анти-' в греческом имеет зачастую значение не 'против', а 'вместо'. Поэтому и Антихрист - это не 'противо-Христос', а 'вместо-...'. Тема, которую в упор не понимают современные 'типа сцотонисты'. Жертвы Голливуда, что поделать.
 

Нимврод

Обитатель
Ну, а как по-вашему должен позиционировать себя 'правильный сатана'? Злое-презлое-темное зло? Да вот нет.
Да это понятно.
Проблема в том, что из-за того, что противоположенную сторону Толкин наделил скорее чертами "добродетельных язычников" (так как у него описывается мир до пришествия Христа), а не труЪ-монотеистов, да и валар у него больше похожи на зороастрийских язатов, чем на классических ангелов. Из-за этого вышло то, что вышло*.
* - плюс есть ещё такой момент, что с переходом от монистического иудаизма эпохи Второго Храма (в котором Яхве был творцом и добра, и зла) к крипто-дуалистическому в сущности своей христианству на сатану, который до этого был всего лишь палачем на службе Яхве, скинули ряд его... гм, скажем так, устаревших атрибутов.
 
Сверху Снизу