Ну, а в чем проблема была бы у Аэгнора?
Ну он явно озвучил их через Финрода в той самой "беседе":
1. он живет на первой линии Осады, а у них, эльфов, не принято заключать браки и рожать детей, когда война и угроза (что почему-то не помешало квенди после пробуждения размножиться аки тараканам, сидя во тьме и с Утумно под боком, а эльфийки в смешанных браках несмотря на все угрозы плодились вполне успешно)
2. можно, конечно, сбежать куда-то на восток, но у него тут армия, поданные, долг (это бабам хорошо - они никому ничего не должны, потому что от них ничего не зависит),
3. описанная уже выше жалость, точнее, неизбежные из-за старения Андрет скандалы. Поэтому он предпочел свалить в туман, желая запомнить ее юной и прекрасной. Он уже понял, что и так, и так - мучение, но раз уж ему светит оставить от нее только память (сама Андрет уйдет с концами), то он хочет оставить себе хорошие воспоминания.
И, как мне кажется, реальная причина - это третья, тогда как первые две - рационализация данного выбора и Аэгнором, и самим Профессором. Отчего данная история так сильно задевает и саму Андрет, и читательниц (вызывая у них бессильный гнев перед тем, как устроен мир). Потому что в ней высказана неудобная правда об отношении многих (не будут писать - всех и всегда, но мнение довольно распространенное и видимо Толкин его тоже разделял с той или иной степенью осознанности) мужчин к женщинам, и женщин к самим себе, откровение которой разве что картина "Изнасилование" Рене Магритта (сюда не принесу, в инете легко найдете).
Правда это в том, что как ни крути, но для женщины любовные отношения и дети все же важнее, чем для мужчины (особенно при жизни Толкина) Даже сейчас, имея кучу благ и прав, и способов проявления интересов, женщины из всех видов литератур и кинопродукции предпочитают любовные романы (слэш - его, по сути, разновидность), а для привлечения женской аудитории к тому или иному произведению более широкой направленности вводится любовная линия (этот манок до сих пор отлично работает). А для того, чтобы иметь все это женщине нужно быть если не красивой (это понятие растяжимое), то молодой. Потому что иначе она не будет привлекательной для мужчин, плюс у нее климакс (то есть после 45 лет она может прожить еще столько же, но она уже будет не женщиной, а чем-то бесполым, просто человеком), а в более ранние эпохи после 25 лет и примерно десятка беременностей женщина объективно теряла товарный вид. И в этом особая ирония - на то, чтобы получить то, что ей очень хочется, женщине отводится куда как меньше времени, чем мужчине, который может особо не торопиться и все равно выполнить план и по карьере, и по романам. При этом женщине нужно чувствовать себя желанной/женственной, а это она может получить только от мужчины в виде его внимания к ее внешности. Но если она становится объективно некрасивой/нежеланной, то комплименты от мужчин она может получать только из жалости или вежливости.
Для женщин менее гордых, чем Андрет это не выглядит так критично ("это жиза, смысл роптать?"), но для нее каждый седой волос и морщина стали бы катастрофой вселенских масштабов.
Равно как и каждая фраза от Аэгнора "Не расстраивайся, я люблю тебя и такой".
Потому что они оба знали бы, что это... там-парам... неправда. Несмотря на ваше хорошее об Аэгноре мнение.
И это вторая неудобная правда о мужчинах и женщинах. Не может мужчина (особенно молодой, полный жизни и сил) любить дряхлеющую женщину именно как женщину. Как друга, как мать своих детей, как сестру, как талант, как личность, даже как лидера - легко. Как женщину - неа. Только жалеть. А жалость его Андрет в гробу видела.
И орать на мужчин за это (что они смотрят на женщин как на женщин так, как это отображено на картине Магритта) - все равно что бухтеть, что женщины любой сюжет и историю сведут к любовному роману (даже там где его априори нет и быть не может - см.слэш).
При этом обратная разверстка: юная жена и муж, годящийся ей в отцы и деды - это норма и с точки зрения культуры, и биологии. Никто не воспримет всерьез жалобы Алистенты из ДД о том, что ей стремно спать с больным стариком, ей хотелось бы молодого и красивого. Кому какая разница чего ты хочешь? Это от женщины требуются молодость и красота, чтобы из брака вышел какой-то толк, а от мужчины это требуется в десятую очередь (у него зато свой список требований, чтобы быть привлекательным в женских глазах). Поэтому рот закрыла и пошла терпеть и рожать. Как и Лютиэнь, и Идриль, и иные эльфийки.
При этом мужчинам надо быть совсем уж бесчувственными бревнами, чтобы не осознавать трагичность и глубинную несправедливость этой ситуации (от которых женщин, когда они с ней сталкиваются так и просто бомбит). За которую даже вину ни на кого не повесишь. В итоге вроде как никто (кроме мироздания, поэтому Финрод и говорит, что рану в виде старости и ее неприглядности и скорости, Андрет нанес Моргот) не виноват и виноваты все сразу.
Причем жизнь лично ткнула Толкина в эту неприглядную истину.
Андрет по приказанию Финрода должна смотаться за Сильмариллом
Чтобы такое затребовать нужен был персонаж, офигевший от чувства собственной неуязвимости и плохо знакомый с феанорингами. Финрод на такого не тянул, а вот сидевший в полной безопасности (как он был уверен, даже хамя гномам за минуту до своей смерти) у жены за Поясом Тингол - вполне.