Подумалось, что Мелькор наверное с таким же видом ходил по Валинору среди эльфов. Когда очень хотелось "взять и уб...ать" этих жалких эльфиков, но приходилось строить из себя кающуюся (т.е. низкоранговую) няшу.
ИМХО, у неприязни Мелькора к эльфам (а позднее к людям) более сложная подоплёка, чем просто тот факт, что пришлось притворяться чистосердечно раскаявшимся и изображать из себя адеквата. В сюжетах о падении дьявола и других падших ангелов выражен мотив их зависти к людям и человек в определённых отношениях находится выше ангелов. Отразилось это и в мировой литературе:
Не скупо дал Господь Адаму благостыни,
Драбантов тысячи к нему приставил ныне,
Творцу, как видно, он всех наипаче мил,
Коль Божьих первенцев в очах отца затмил.
Он ко вратам грядет небесной цитадели,
Презренный выползок из грязи и скудели,
Владыка новый наш. Узрим в недальний час,
Как всходит он на трон, поправ, ничтожных, нас,
А мы, смиренностью охвачены великой,
Лишь сможем лепетать хвалу перед владыкой.
Неведома досель, явилась к нам напасть.
С одним лишь Господом делить он станет власть,
Его взнесение опасностью чревато:
Ничто не ускользнет из-под его диктата, -
Он, вечность раздробив на ряд годов и дней,
Им повелит бежать. Что может быть ясней,
Чем то, что в Небе мы главенством днесь не первы?
Нам человек - тиун, мы человеку - сервы
Послушные. Твои скиптр, наместник, посрамлен:
Из низших в вышние занять небесный трон
Властодержитель мчит иной. Отбрось далече
Блеск утренней звезды и приготовься к встрече,
Пой сладкую хвалу грядущему с Земли.
Порядки новые на Небеса пришли:
Смирились Звезды все, склоняются глубоко
И новому ярму покорны прежде срока.
...и вдобавок,
В досаду нам, решил нас подменить
Из праха сотворенным существом
И, низкому началу вопреки,
Возвысить и осыпать, без числа,
Небесными дарами, что у нас
Отобраны. Задумал и свершил.
Он Человека создал и ему
На радость бесподобный мир воздвиг,
Властителем Земли его нарек
И поселил на ней, а для услуг -
Крылатых Ангелов,- о, срамота!
И челядинцев пламенных прислал
Нести земную службу и стоять
На страже, при оружии.
В случае Мелькора -
"В глубине души Мелькор более всего ненавидел эльдар, потому что были они прекрасны и радостны, и еще потому, что в них видел он причину выступления Валар и собственного низвержения". Про его отношение к людям и говорить нечего -
"А Мне нет дела, что кто-то из вас умирает, дабы насытилась Тьма; иначе вы расползетесь, как вши, по лику Земли". Этот пассаж, кстати, образует любопытную параллель с одним местом из "Люцифера" Йоста ван ден Вондела:
Не исплодился сад пока в земной округе,
Под сенью яблони возмогут жить супруги,
Растущей в том саду, где бьет родник, поя
Ствол и листву ее. А яблоня сия
За Древо Жизни там слывет небеспричинно, -
С женой бессмертною бессмертен и мужчина,
Подобна ангельской его благая часть, -
Но нас он превзойдет, распространивши власть
Свою повсюду. Кто ему перечить сможет?
Потомством ни один Дух Неба не умножит
Небесных Ангелов конечное число.
Предвидеть следствия - премудро не зело.
Впрочем, у Толкина в сюжетах о "Падении" вообще выражен мотив зависти - Мелькор завидовал Эрухини, в обработке нолдор он использовал идею, что Валар хотят отдать Средиземье людям, а причиной "затемнения" Нуменора стала зависть к эльфам.
Ср. с тем же Йостом ван ден Вонделом:
Хор
Смотря в грядущее. Бог ведает одип,
Какой любезнее отцову сердцу сын.
Велиал
Подобные должны наследовать подобным.
Свет поглотила мгла теперь в порыве злобном,
На мир питомцы тьмы простерли свой покров.
<...>
Аполлион
Во званьи Духа Дух уже неправомочен.
Мы низши - следственно, и жребий наш непрочен.
Хор
Пусть брату меньшему Господь окажет честь,
Для нас премены нет: что были, то и есть.
Велиал
Стал для людей Господь опорою и другом.
Нижайший вознесен, - возможно, по заслугам.