А как в Союзе относились к русскому фольклору? Сам Крылов признает роль советского сказочного кино в принижении и осмеянии образов русского фольклора. Да, эльф - это прекрасно, гном - это серьезно. А Баба Яга или Кощей... нет, Милляр великий артист. Но кто теперь вспомнит о мифическом величии образов сыгранной им славянской "нечисти"? корни стебового отношения к русскому фольклору в советской культуре и лежат. Вот, кстати, недавно телеканал "Культура" порадовал. Показал "По щучьему веленью" 1938 года.
Ну и картина... русская деревня - трущоба с перекосившимися избами. У семьи главгероя "царь-батюшка корову забрал" (а ведь еще жило поколение, помнившее, что без "кормилицы" выжить в деревне было попросту нереально!). Русский царь - маразматик. Русская царевна - инфантильная истеричка. Русские бояре - тупые холуи. Русский воевода (упорно именуемый "генералом", но облаченный в зерцало и ерихонку поверх необъятной бородищи) - тупой солдафон, чей лексикон в основном ограничивается словами "Ать-два!" и "Урраааа!!!". Русское войско, поименованное "царскими холопами", щеголяет в лаптях.
И все это, конечно же, очень смешно.
Эй, борцы с русофобией, ау!
За весь советский период только два фильма не превращали былинно-сказочную Русь в прообраз грядущего "Балаган Лимитед" - "Илья Муромец" и "Кощей Бессмертный". И все.
В остальных фильмах тупят цари-Пуговкины, подличают бояре и дьяки, неуклюже злодействуют уморительно-смешные бабки-ежки, чудо-юды, кощеюшки (диагностично - этого персонажа, чье имя восходит к ТЮРКСКИМ корням, сказочная совпопса стабильно рядит в ЗАПАДНОГО короля), оборотни, водяные и лешие. Кругом балалайки, лапти, петушки на палочках, окладистые бороды и туповато-добродушные физиономии. И все это потешное воинство одной левой побеждают очередные Насти и Маруси, Вани и Васи... и звонко смеются на каждом шагу. Это ведь Русь - как же тут не смеяться?
Чего уж далеко ходить за корнями для Жихаря Успенского и непристойно-потешных "страмослябов" Фрая. Какой там "Запад" - советская школа!
Что тут еще добавить - ну разве что советские "сказочные повести" и детские утренники, где очередной мальчик Вася, который хорошо учился в школе, с легкостью уделывает и Бабу Ягу, и Кощея, и Змея Горыныча...
Персонажей, восходящих к глубокой языческой древности. Чудовищ, для победы над которыми герои НАСТОЯЩИХ русских сказок вынуждены были пускаться в странствия за тридевять земель, в тридесятое царство, истоптать семь пар железных башмаков да изгрызть семь каменных ковриг, пережить мучительную смерть и воскрешение.
Что знает советский обыватель про русские сказки? Да то, что показало ему телевидение, не боле. Подойдите к нему, спросите про Крошечку-Хаврошечку, про Ивана Быковича. Эти сказки есть чуть ли не в любом сборнике - да кто ж их читал?! Представления о более известных сказочных персонажах ЦЕЛИКОМ сформированы советскими фильмами. Про языческую древность я вообще молчу. Слово "Перун" сподвигнет оного совка разве что на неприличное созвучие. Имени "Велес" он вообще не слыхал. Лада - это марка авто или кличка собаки. Про менее "засвеченных" Божеств умолчим из милосердия.
При таком уровне интереса и уважения к собственному фольклору в Советской России - чего вы хотели от "Запада", господа-товарищи патриоты? Чтоб он выполнял за вас вашу прямую обязанность, за вас уважал и славил ваших предков и героев их преданий? Не жирновато ли будет, граждане халявщики?
А ведь уважают. А ведь славят. Пусть - естественно! - меньше, чем своих, но все же больше, чем вы сами. Ни у Стекпола, ни у Морвуда русские цари не выглядят такими идиотами, как у Роу и Птушко. Кощей и Баба Яга в "западном" фэнтези - не потешные старички для битья, а по настоящему грозные чернокнижники. И где благодарность? Нет благодарности.
Врачу, блин, исцели же себя сам!!! Научись сам относиться с уважением к своему, к национальному, а не требуй у соседей, чтоб они это сделали за тебя!
Заканчивает статью Крылов предложениями, как реанимировать полуживое русское фэнтези. Причем как-то очень быстро подменяет сей вопрос другим - что делать с экспансией "западной", артуровской фэнтези. Первый вариант - раскручивать незатрепанные славянские мифы, не захватанных совком персонажей. Мысль, кстати, очень здравая и перспективная. Но ее Крылов касается мимоходом. Отговаривается - мол, на честного исследователя славянской древности мигом отыщется свой "успенский". Давайте-ка мы лучше возьмем "западное" фэнтези и вывернем наизнанку, сделаем Мерлина - злодеем, а Моргану - прекрасной и доброй феей, орков - героями, а эльфов, роханцев и другие народы Запада - оккупантами. Короче говоря, своего все равно не сделать, давайте изгадим чужое.
Такие мысли, высказываемые под видом "русского национализма", лично меня бесят. Именно эти патриоты, а не Толкин, превращают русских в орков, которые и по тропке не пройдут, не сломав чего-нибудь по пути, не изгадив. В тупых гопников.
Кроме того, автор, очевидно, настолько не в теме, что не подозревает ни про классические "Туманы Авалона" Мерион Бредли (артуриана с точки зрения Морганы), ни про романы с орками в качестве главных - положительных! - персонажей. Да и идеализацию орков в западной блэк-культуре забывать не стоит (вспомним хотя бы Викернесса - бывшего Грышнака!). Угомонитесь, сударь - все уже украдено, до вас.
Но мысль, кстати, тоже неглупая, только, понятное дело, направить ее острие надо не против "артурианы", эльфов и драконов, а против птушковско-успенского представления о русских сказках и их персонажах. Против тени советского утренника, до сих пор превращающей в тупую комедию, в несмешной анекдот любой текст с упоминанием Кощея, Змея Горыныча или Яги, Ильи Муромца или Никиты Кожемяки.
Да здравствует фэнтези Яги, Кощея и Змея Горыныча - сверхновое, агрессивное славянское фэнтези!
http://samlib.ru/p/prozorow_l_r/fentazy.shtml