У северян убили их любимых вожаков
Надо выбрать. Или имеет место
чувство верности своим вожакам, или
эгоистические интересы. Это разные вещи. Если первое, то я не понимаю, как это бьется с тем, что писал Анонимус-сан (лордства - это фактически разложившиеся клановые общины, скорее даже вождества, чем протогосударства). Если это просто разные кланы без сословной солидарности, то откуда взяться чувству преданности?
Естественно они восприняли это как преступление по отношению к себе.
Нет, я совершенно не вижу, как казнь Старков оскорбляет Русе Болтона или Вимана Мандерли, по крайней мере в отсутствие сословной солидарности или общей угрозы. Других северян, емнип, не казнили (Гловера отпустили).
Т.е все дейсвуют в своих эгоистичных интересах
В чем конкретно эгоистические интересы проявляются? Приведите конкретный пример. Месть за любимых вождей не принимается - так и в произведениях с той самой черно-белой моралью (причем действительной, а не приписываемой, как Толкину) можно сказать, что все действуют в своих эгоистических интересах, просто интерес в том, чтобы служить благородному и мудрому королю.
Ну, лично у меня вопросы с Мартину связаны вовсе не с тем, что он не достиг некой "вершины"
У меня тоже. Я просто указываю, что противопоставлять Толкина и Мартина в плане реалистичности некорректно. Вы упоминали три значения, в которых может пониматься реалистичность (и я согласен). В плане соответствия ИРЛ оба автора одинаково нереалистичны. В плане построения правдоподобной модели Толкин, на мой взгляд, однозначно впереди. В натуралистичности Мартин действительно превосходит, факт. Ну так Толкин и не ставил задачу писать "натуралистично", наоборот, стремился от этого уйти.
И "вершину" упомянул еще и потому, что действительно был бы не против почитать реалистичное фэнтези в первом значении, это действительно могла бы быть своя ниша. Но пока такого нет, насколько я знаю.
Вообще Саурона в чём-то даже жалко. Колхоз напрасный труд, ей богу - его только знай бьют как Котопса, из раза в раз, с кольцом и без.
Тут вы сильно огрубляете и утрируете. В
глобальном смысле да, Саурон уже давно проиграл, он не сможет глобально повлиять на Судьбу Мира. Но
здесь и сейчас, для героев истории, он как раз представляет огромную угрозу. Талант Толкина как раз в том, что он очень изящно смог это развести - и до сих пор никто не смог повторить. Это позволило ему сконцентрироваться на проблеме морального выбора героя: кто-то мог поддаться искушению, кто-то - отчаяться именно
здесь и сейчас (яркий пример - Денетор). Поэтому у автора даже два концепта надежды: амдир - надежда, имеющая рациональные предпосылки, ожидания, основанные на фактах, и эстель - доверие высшим силам, тому, что в итоге все будет хорошо. Так вот, герои победили не потому, что "добро всегда побеждает зло", а потому, что они, даже, возможно, утратив амдир, сохранили эстель - и мир откликнулся. Это совсем другое, чем просто борьба бобра с ослом.
Это было нормально для тоо этапа, и проработка и космология Толкиена задала планку, но в XXI веке это смотрится уже как ископаемое. Сейчас рулят другие книжки и другие форматы.
Начнем с того, что в XXI веке пока ничего такого не было, не только по форме, но и по уровню проработки. А так - да, я только "за" поиск новых решений в фэнтези.