Безусловно, Льюис послабее как писатель, даже в жанре фэнтези.
У Льюиса в цикле про Нарнию есть один забавный момент, о котором сам Льюис, видимо, не подумал, когда его сочинял:
– Вот этого я и не понимаю, мистер Бобр, – сказал Питер. – Разве сама Белая Колдунья не человек?
– Она хотела бы, чтобы мы в это верили, – сказал мистер Бобр, – и именно поэтому она претендует на королевский престол. Но она не дочь Адама и Евы. Она произошла от вашего праотца Адама (здесь мистер Бобр поклонился) и его первой жены Лилит. А Лилит была джиншей.
Дело в том, что Лилит и её потомство (шедим) в иудаизме, а также джинны в исламе - это аналог фольклорных эльфов, на основе которых Толкин придумал уже своих-собственных квенди. А у Льюиса толкиновские мотивы активно используются - в том же в "Хрониках Нарнии". Возьмем, скажем, "Племянника чародея" - там он по сути просто взял у Толкина напрокат нуменорские декорации, переделав Нуменор в целый мир, Чарн. Описание спящих вечным сном королей Чарна откровенно отсылает к нравственной деградации нуменорских королей:
И мужские, и женские лица сияли красотой, добротой и, как показалось Дигори, мудростью. Однако стоило детям пройти несколько шагов – и лица начали становиться все важнее и надменней. К середине ряда они стали попросту жестокими, а еще дальше – и безрадостными вдобавок, словно у их обладателей ни в делах, ни в жизни не было ничего хорошего, одни ужасы. А самая последняя, дама редкостной красоты, глядела так злобно и гордо, что дух захватывало. Много позже, в старости, Дигори говорил, что никогда не видел такой прекрасной женщины.
Беда в том, что род Элроса - нуменорская правящая династия - восходила к эльфам по обеим линиям также, как у Джадис "демонические" предки по обеим линиям (по одной линии - джинны, по другой - великаны; кстати, некоторые эльфы и потомки эльфов, подобно Джадис, дорастали до 2,5 метров). Сдается мне, эта невольная параллель, возникшая вследствие адаптации Льюисом толкиновских идей, могла самому Толкину изрядно не понравиться по понятным причинам - и его
скептическое отношение к Нарнии было вызвано именно этим. Сильно сомневаюсь, что дело просто в заимствовании - скорее Толкину не нравилось то, как именно Льюис это заимствование осуществил и что получилось на выходе.