По сути многое известно тем, кто читал поэму Д. Мильтона "Paradise lost" ("Потерянный рай") и помнит место из второй главы, когда падший ангел Люцифер встречает своих "детей" - и прежде всего полузмею-полуженщину Грех. Вот отрывок (к сожалению, на русском):
"Привратница Геенны возразила:
"- Ты разве позабыл меня? Кажусь
Я нынче отвратительной тебе?
А ведь прекрасной ты меня считал,
Когда в кругу сообщников твоих,-
Мятежных Серафимов,- взор померк
Внезапно твой, мучительная боль
Тебя пронзила, ты лишился чувств,
И пламенем объятое чело,
Свет излучая, слева широко
Разверзлось, и подобная отцу
Обличьем и сияньем, из главы
Твоей, блистая дивной красотой
Небесною, во всем вооруженье,
Возникла я богиней. Изумясь,
В испуге отвернулась от меня
Спервоначалу Ангельская рать
И нарекла мне имя: Грех."
А вот у Толкина в Сильмариллионе:
""The Eldar knew not whence she came; but some have said that in ages before she descended from the darkness that lies about Arda, when Melkor first looked down in envy upon the Kingdom of Manwë, and that in the beginning she was one of those that he corrupted to his service."
"Эльдар не ведали, откуда пришла она, но некоторые говорили, что в веках прежде она сошла из тьмы, окружающей Арду, когда Мелькор впервые посмотрел с завистью на Королевство Манве и что от начала была она той, которую он совратил себе на службу" (пер. мой)
Итак, можно предположить, что Унголиант - не кто иная, как Грех или Смерть, персонифицированная, она появилась у Мелькора тогда, когда он впервые мысленно совершил зло, позавидовав Манве. Это поэтическая метафора. По сути - Унголиант - это часть творческой силы Мелькора, просто дух Тьмы и Хаоса, который исшёл из его мыслей в момент первого греха. Отсюда и её могущество, и её слабость, она не может существовать, не пожирая свет вокруг, т.к. она сама есть только тень и имеет очень ущербное, несамостоятельное бытие, еще хуже гномьего, т.к. гномов Илуватар благословил, а её - нет. Поэтому бессмысленно, как это сделал Н. Перумов, нагромождать вокруг Унголиант сущностные, метафизические допущения, вроде "третьего начала", "существа Хаоса, а не Света и не Тьмы" и проч. Она есть просто еще один злой дух, и, как у Мильтона, родившийся от дьявола/Люцифера/Мелькора. Замечу, что Унголиант рождается у Мелькора еще до войн с Валарами, как и у Мильтона Грех рождается еще до бунта на небесах. Ну а то, что она приходит "из внешней тьмы", не означает, что породила её тьма как некое злое начало, т.к. вокруг Арды лежала не метафизическая тьма, а природная тьма (мир Эа уже был сотворён). Более того, у Толкина она была независима от Мелькора (Мелькору пришлось "совращать её на службу"), так же как Грех при первой встрече была независима от Люцифера у Мильтона.
P.S. А вообще всё это очень интересно, т.к. у Мильтона этот сюжет тоже заимствован и заимствован он из греческой мифологии, где Афина, богиня войны, рождается из головы своего отца - Зевса. Т.к. Мильтон пуританин, то Зевса он превращает в Люцифера, а Афину в Грех. Вот такая вот "культурная трансмиссия" - богиня Афина - полузмея Грех - паук Унголиант (Унголианта).