И я так и не поняла, зачем.
Моя гипотеза в том, что создатели сериала
ничего не понимают в Толкине хотели изобразить не толкиновский сюжет, который отсылал к актуальным для автора проблемам и вопросам, а собственные мысли на тему современности в "толкиновских" декорациях.
История Нуменора, если отринуть экзотику вроде квазисемитского языка дунэдайн, циклопической архитектуры в духе Египта и читаемых отсылок на греко-римскую античность с Атлантидой, это сюжет об эволюции английского государства и общества в Новое время в очень нелицеприятном для многих британцев виде. Толкин любил свою страну, но ненавидел государство, особенно то государство, которое существовало в конце XIX – начале XX вв., т. е. "Британскую империю", что для английских католиков типично – в их среде было распространенно представление о прекрасной
Маленькой и
Счастливой Англии, которой, словно злой дух, овладела империалистическая Великобритания (примерно как в России некоторые представляют создание СССР). Так уж получилось, что переход от католичества к англиканству совпал с превращением английского государства сначала в одну из ведущих держав Европы, а потом мирового гегемона, де-юре контролирующего четверть, а де-факто половину мира, а еще, конечно, с гонениями на католиков – не только в Ирландии и колониях, но и в метрополии.
Вот так и родился сюжет об островном государстве, жители которого в своей гордыне отказываются от благородного мертвого языка, любимого предками, отвергают религиозные авторитеты, а сами обращаются из величайших мореходов в жестоких завоевателей. И вишенкой на торте становится история о племяннике короля, что узурпирует власть дяди и женится на кузине... Только вместо вариации (пусть экспроприированной и богословски упрощенной) эрувианства нуменорцы сначала пускаются в безбожие библейских язычников (как говорил пророк Аввакум о персонифицированном Вавилоне, "
сила его – бог его"), а потом принимают мелькорианство и возводят храм Сатане. И все это происходит на пике могущества и богатства их державы.
Поэтому у Толкина во главе Нуменора стоит Ар-Фаразон Золотой, "
величайший тиран со времен Моргота", человек, статью и силой духа подобный эдайн древности, но не имеющий их мудрости и эстель, а еще осознанно отсылающий к Турину Турамбару биографически (но с деконструкцией – как сам Турин деконструирует Туора и Берена), вплоть до возвращения в Дагор Дагорат. Это человек, подражающий античному герою, подобно Александру Македонскому, а если брать близкие для Толкина по времени персоналии – некто вроде Сесила Родса, для которого рассуждать о судьбах континентов уже столь привычно, что он обращает взор к небесам: "
Как жаль, что мы не можем добраться до звезд, сияющих над нами ночью в небе! Я бы аннексировал планеты, если бы смог; я часто думаю об этом. Мне грустно видеть их такими ясными и вместе с тем такими далекими" (с) Конечно, не стоит забывать, что мифологическое время уходит постепенно и в конце 2Э мы еще в мире, где главнокомандующий – величайшая боевая единица своей армии, где поединки между полководцами это норма, где люди мыслят о судьбе мироздания вплоть до его конца и готовы бросать вызов законам метафизики. Но подобное было характерно и для времени жизни Профессора – далеко не всегда к добру, конечно.
В сериале же у нас Соединенные Штаты Нумерики, при том современные, да что уж там – весь сеттинг снят с такой точки зрения. Поэтому если Эльронд характеризуется как "политик", то он жалок, застенчив и слаб, он не лидер, которым был в каноне, и уж тем более не Денетор, тот единственный, которого назвал "политиком" сам Толкин – изобразив его, однако, жестким человеком с железной волей, воплощением былой гордости и величия Гондора, королем во всем, кроме титула. И уж тем более это касается сериальных нуменорцев – если падение, так изоляция, страх перед мигрантами, но при этом внутренний мультикультурализм и равноправие, одержимость мелкими вопросами и равнодушие к вечности. Впрочем, это касается буквально всех персонажей сравнительно с оригиналами.