Итак, старт первого сезона, начало первой серии, пролог. Заставки не было, но, может, всё же будет - со второй серии? Понадеюсь пока.
Вступительная часть информативная, посвящена завершению долгого правления короля Джейхейриса, и провозглашению наследника. Визуал хорош, и не менее информативен, только на эмоциональном уровне. Зал в Харренхолле неуютный, огромный, и в нём словно чувствуется холод ("дракон зимой"). Во вступительной части был важный момент. Фраза о том, что старый король знал жестокую правду. Он осознавал, что "победить Таргариенов могут только сами Таргариены". Имхо, это прозрачный намёк-подводка к основному сюжету, к событиям Танца. Могущество династии Таргариенов было основано во многом на драконах, а после уничтожения и вымирания драконов правящий Дом лишился неоспоримого и уникального преимущества, что в итоге повлекло за собой нежелательные последствия (пусть и растянутые во времени на долгие десятилетия), как показала дальнейшая история Вестероса.
Со следующей сцены началась динамика, и это было прекрасно и воодушевляюще. Мне очень понравился полёт Рейниры на Сиракс. "Трубный глас" - звуки голоса дракона, прекрасная музыкальная тема, взмахи мощных драконьих крыльев... вспомнились слова из песни "Мельницы" - "
есть только небо, вечное небо". В общем, красиво и атмосферно (во всех смыслах). Обратила внимание, что полёт дракона в порядке вещей для жителей КГ. Над головами пролетает эдакое крылатое чудо-юдо, а люди ходят себе спокойно (привыкли).
Архитектурное решение Красного Замка, по первым впечатлениям - стильное, красивое, величественное. Больше всего готики, и романский стиль, совсем немного, но присутствует. Внутренний двор Красного Замка напомнил мне внутренний двор Королевского замка Вавель в Кракове. И ещё похожий был в "Ромео и Джульетте" Дзеффирелли, в одной из первых сцен фильма (когда Джульетту зовут поговорить с матерью).
К слову, о беседах с матерью. В беседе Рейниры с Эйммой отражены разные точки зрения на предназначение женщин, их право выбирать свою судьбу. Эймма придерживается традиционных взглядов, говорит о том, что женщины служат королевству, рожая детей, а Рейнира хотела бы стать рыцарем, ей предпочтительны битвы и слава. Навряд ли канонная Рейнира говорила бы так, а вот та же Арья вполне могла. Если Рейнира напомнила Арью, то Алисента - Сансу Старк, образ хорошо воспитанной юной леди. При этом актриса буквально одним штрихом - улыбкой - дала понять, что её персонаж не так прост, как может показаться.
В следующей сцене (пока в предыдущей женщины говорили о женском), власть имущие мужчины
курили сигары и пили виски в Королевском совете обсуждали важные государственные дела. Корлис Веларион понравился - серьёзный, говорил всё по делу. Во время заседания совета пришла Рейнира и стала работать чашницей (вроде в каноне было такое, но можно трактовать и как очередную отсылку к Арье - не уверена, в каком сезоне ИП, но точно помню, что она была чашницей у Тайвина).
Жизненным показалось обсуждение животрепещущего во все времена и эпохи вопроса - вопроса о финансировании. Деймон, по мнению членов совета, многовато взял денег на
ребрендинг модернизацию и экипировку городской стражи.
Когда приступили к теме турнира, Визерис заметно оживился (до этого откровенно скучал), и выражение лица короля стало более добродушным и заинтересованным. Прозвучала разумная мысль - подождать с торжественным мероприятием, пусть ребенок родится, и тогда уже проводить в его честь турнир. К сожалению, король не пожелал отложить проведение турнира.
Затем последовала встреча Рейниры с дядюшкой Деймоном. Мне понравилось, как неспешно растягивали удовольствие и некую интригу (не для книжников, скорее, для нечитавших первоисточник, но всё равно хорошо). Дядюшка воссел на ЖТ и заявил, что когда-нибудь это наипочетнейшее из сидячих мест будет принадлежать ему (Вот такой он
нахальный фрукт - впрочем, его характер пока вроде не противоречит канону). Деймон ожидаемо отзывается о заседаниях Совета - скучно, дескать (а чего он хотел? совет же не бордель, а место для дискуссий) - и дарит Рейнире "цепочку с кулончиком", изготовленные из валирийской стали, говорит племяннице о наследии предков. И это так, ведь валирийская сталь - сплав, который умели создавать мастера древней Валирии, прародины Таргариенов. Но в его фразе есть ещё и второй, и третий смысл - Деймон считает себя наследником Визериса, а себя и Рейниру - правопреемниками их предков, семьи, Дома Дракона в целом.
Очередная сцена имела место быть в богороще (?) Или просто роще. Красные листья по форме напомнили кленовые, но вроде и у чардрев такие же. Я о ботанике, а Рейнира и Алисента - об истории (домашку делают, что-то им там задала септа выучить про Дорн и Королеву ройнаров Нимерию). Но видно, что Рейнире не особо интересно про какую-то Нимерию (хоть она и освоила объем знаний по теме). Ей интереснее
развлекаться и кушать вкусняшки кататься с подружкой на драконе, и есть пирожные. А вот страницу из книги вырывать нехорошо, септа сделает им атата за такое. Портить книги - варварство по отношению к (предположительно) памятнику древней вестеросской письменности.
Дальше идёт сцена мейстерско-медицинской направленности. У Визериса порезы от сидения на ЖТ (не соблюдал технику безопасности), ну и вообще, видно, что он наплевательски относится к своему здоровью по принципу "ой, всё".
После этого – встреча Визериса с Эйммой. Она на последних неделях беременности, ей тяжко, а тут ещё Визерис пришел и увлеченно-нудно вещает о политически-династическом сне. Жена ему о трудностях вынашивания и родов, а он ей о рёве драконов в унисон и сыне на ЖТ. Вот уж поистине, мужчины с Марса (а короли - с Юпитера, наверное), женщины с Венеры.
Далее показали Деймона и золотых плащей после модернизации и ребрендинга. Всё у них ок, они сытые, умытые и высморканные, хорошо вышколенные "гончие", мощно стучат
лапами кулаками в область своих сердец и вовсю демонстрируют верность начальнику до тех пор, пока получают денежные средства своевременно и в достаточном объеме. "Королевская Гавань должна бояться золотого цвета!" - кричит Деймон, и начинаются
репрессии мероприятия по наведению порядка.
Непонятно, были ли точно виновны в инкриминируемых им деяниях те горожане, которых схватили, обвинили и быстро провели экспресс-наказания (показали так, будто хватали первых попавшихся, но, может, задумка была в том, что они заранее знали – типа сыскное дело у них на высоте - и задерживали именно преступников).
Малый Совет обсудил и осудил поведение Деймона и внедряемую им практику профилактики преступлений и исполнения наказаний. А Деймон совершенно не производит впечатления раззвиздяя, кстати, и объясняет свои действия логично и убедительно. В заключение даже делает философский вывод: "Время покажет". Корлис поддерживает Деймона, а остальные упрекают принца в неподобающем отношении к жене, родом из Долины. Деймон критикует свою супругу и женщин Долины, троллит Отто Хайтауэра. Но принца-тролля прикрывает любящий братокороль, обещая ну когда-нибудь кого-то там сурово таки наказать. Деймон недоволен, но заученно выражает понимание (думаю, эта сцена у них уже традиционная и вошла в привычку, если не в почти повседневную рутину).
Затем принц решил выразить свое "фи" тем, кто критиковал его поведение в брачном союзе, и занялся сексом с Мисарией. Сцена секса показалась какой-то не развратной, а психологической. Было понятно - что-то гложет душу принца, думы всякие, гнев опять же.
Далее попеременно показали сцены турнира и родов. Во время турнира где-то явно и прямым текстом, где-то намеками начинают раскрывать взаимоотношения между персонажами и будущие хитросплетения сюжета. Появился Кристон Коль, его почему-то назвали дорнийцем (он же родом из Дорнийских Марок, марочник, а у них с дорнийцами не то чтобы дружба-взаимопонимание, скорее, наоборот). В сцене пешего поединка Деймона и Коля была некая отсылка к бою Оберина Мартелла с Григором Клиганом.
Сцена турнира чередовались со сценами родов Эйммы. И там, и там, проливалась кровь. На турнире участники рисковали здоровьем и жизнью, чтобы развлечь зрителей, показать храбрость, ловкость, силу, рыцарское мастерство.
А в покоях королевы ожидалась радость рождения новой жизни. Но в итоге "битвы на кровавом ложе" восторжествовала смерть.
Так было жаль Эймму, сцена тяжелая очень.
Визерис не медлил, сделал выбор в пользу ребенка, будущего наследника, и это лишний раз подчеркивает популярный и весьма спорный тезис, что короли/правители - не обычные люди. Они не имеют права быть обычными людьми, потому что их выбор имеет не сугубо личный, но и государственный характер, определяет судьбу не только близких, но и всего королевства.
Похороны Эйммы и Бейлона прошли по традиционному обряду - покойных сожгли драконьим огнем по команде "дракарис" ("dracarys"). Значит, сценаристы взяли за основу гипотетический вариант, когда слово "дракарис" могло использоваться Таргариенами в качестве команды для драконов (в начале серии, в сцене прилета Рейниры на Сиракс в КГ также прозвучали некоторые другие команды - dohaeras, umbas, rybas, naejot).
За печальной сценой похорон последовала политически-житейски-психологическая сцена - решение вопроса престолонаследования, и не только. Показали, как обсуждают кандидатуру Деймона, спорят. А Деймон всё это подслушивал (может, я ошибаюсь, но тут ООС - не стал бы Деймон сам подслушивать, это дело шептунов и прочих осведомителей). Отто предложил кандидатуру Рейниры (пока ещё политика и жажда власти не развели их по разные стороны). Визерис был поставлен перед выбором в очередной раз. Учитывая всю ситуацию, король предсказуемо заявил, что не будет выбирать между братом и дочерью. Разумеется, ему сказали, что он должен, и тут же возникла вариация на тему Рейнис Почти Королевы. Было видно, что Визерис психанул.
По итогам недавних событий, Отто решил отправить ворона в Старомест, а дочь свою младую Алисенту тоже кое-куда отправить, к немолодому королю-вдовцу. Алисента без особого энтузиазма, но покорно, в стиле опять же Сансы Старк (времён нахождения в заложницах у Ланнистеров) идёт выражать соболезнования Визерису (который увлекается строительством макетов замков -
хорошо, хоть не зимой действие происходит, и он строит замки не из снега, а то вообще была бы ассоциация с Зябликом).
В общем, Алисента - к Визерису, а Деймон - в бордель, на Шелковую улицу, где н
а корпоративе золотых плащей и сидел весь мрачный. Показали, как Отто ябедничает на Деймона. Сцены с совершением "преступления" (сама фраза о "наследнике на один день" вроде не звучала?) и доносом чередуются, это, имхо, добавило напряженности. Деймон слегка косплеит Джейме ("не так-то легко заменить" - "другого такого нет"). Очередная отсылка к ИП, думаю, их ещё будет немало.
Итак, Деймон произнес (предположительно) весьма нетактичные слова. Раздался ябеднический стук, донос дошел до адресата, и Визерис вызвал брата на ковер. Но принц не только раззвиздяй языкатый в плохом смысле, он вполне красноречив и в хорошем, оправдательном смысле. Заявил, что скорбел на свой лад; что только он может защитить сновидца и замкостроителя Визериса, засевшего в зоне комфорта, от сновидений и замкостроения, вытащить его из зоны комфорта; а если понадобится, то готов и юридически усесться на ЖТ (чай, не впервой, фактически прямо в этой же серии). Визерис потребовал, чтобы брат не увлекался столичной
развратной политической жизнью, а отправился бы к жене, и вкусил радостей законного брака. Деймон уходит в
сад лес баню туман прочь, судя по всему, в таком "настроении", что становится понятно, даже если не читать первоисточник - его первый брак не останется единственным.
Следующая сцена очень понравилась, символичная и атмосферная. Показали череп Балериона, последнего живого существа, помнившего Валирию до Рока, помнившего Завоевание Вестероса. Огромный череп гигантского дракона - символ мощи драконьих лордов, символ величия Дома Таргариенов, и ряды свечей - непокорный, опасный, но озаряющий тьму огонь, одновременно и стихия, и "атрибут" Дома Драконов.
Беседа Визериса с Рейнирой (кроме прочих мудрых мыслей, прозвучало утверждение-предупреждение о том, что Железный Трон – это опасное место) сменяется облачением принцессы в праздничные одежды и сценой объявления её наследницей престола. Показали знатных лордов и леди, прибывших в королевский замок. В кадре недолго была и Рейнис, её показали в профиль - но даже один глаз Почти Королевы выражал вполне понятные чувства. Рейнис, кстати, очень приятная, жаль, что её было мало в первой серии. Поведали о пророческом сне Эйгона Завоевателя, о угрозе грядущей кромешной тьмы (напрямую про Иных не сказали, но и так понятно).
Пока лорды приносили присягу, отсутствующие на торжественном мероприятии Деймон и Мисария погрели ручки об горяченького Караксеса (наверное, задумали что-то коварное).
Визерис, видимо, по традиции, установленной Эйгоном Завоевателем, считает, что Дом Таргариенов правит в том числе и Дорном (несколько заранее, но, как известно, "в начале было слово").
И вот свершилось, произошло одно из наиболее значимых событий "пролога" к первому сезону ДД. Рейнира провозглашена наследницей престола.
(буквально несколько слов о её наряде – интересная вариация на тему византийского стиля, с его несколько тяжеловатой роскошью, золотым шитьем. Особенно понравились серьги - будто миниатюрные солнечные диски).
Звучит музыкальная композиция из заставки ИП - ностальгия-ностальгия!
В общем, интересная серия, вполне достойно сделано, есть надежда, что ДД оправдает ожидания зрителей - и книжников, и тех, кто не читал "Пламя и Кровь", всех. Было бы замечательно.