Серия понравилась, даже очень понравилась. Наверное. не было сногсшибательного вау-эффекта, как от лучших серий ИП, но это в любом случае не хуже 1 серии ИП, если не лучше - композиционное сходство позволяет проводить параллели. Первая серия - пролог, в котором нам должны представить персонажей и завязать основный узлы конфликтов или хотя бы на них намекнуть. 1 серия с этим справляется, и очень неплохо: динамические эпизоды за пределами замка перебиваются камерными интерьерными сценами. Диалоги в целом отличные, особенно если слушать оригинальные реплики за плохой озвучкой от Кэроба, разве что последний не понравился, но об этом позже.
Что понравилось.
Актеры и персонажи: здесь у меня просто ноль критики. Все хороши, все молодцы, добавлено много нюансов и показа персонажей через детали там, где самому актеру либо не хватает мастерства, либо экранного времени. Визерис, чистящий яйцо на заседаниях Малого совета и сидящий над макетом, чтобы ни с кем не общаться после смерти жены; Корлис, демонстративно отказывающийся от вина, чтобы подчеркнуть ,что он здесь не для того, чтобы пить, а чтобы обсуждать серьезные вопросы; Отто, за внешней благообразностью скрывающий жажду власти любой ценой, в которой обвиняет других, чтобы отвести от себя подозрения, покорный и боязливый Лиман Бисбери, властная и красивая Рейнис, которая крадет любой кадр, в котором появляется, заносчивый Бормунд Баратеон, Коль - четкий дерзкий
гасконец дорниец (хотя он вообще-то марочник, назвать марочника дорнийцем - это его смертельно оскорбить так-то); Эймма - воплощенная кротость и любовь, мы успеем к ней привязаться, прежде, чем потерять, и т. д.
Чуть подробнее остановлюсь на нескольких главных героях.
Мне очень понравилось, как решен образ Алисенты - тихая, правильная благовоспитанная девочка, которая слушается септу и не ругается матом, послушная и управляемая папина кукла - внутреннее напряжение выдают расковырянные в кровь пальцы - тем интереснее будет наблюдать ее превращение в королеву-регента, осознающую свою власть.
Рейнира здесь - действительно Отрада королевства - Милли куда лучше выглядит в динамике, чем на фото, она очень обаятельна и влюбляет в себя, есть некоторая доля хулиганства, самодовольства и избалованности, свойственная книжной Рейнире. Нравятся ее нежные отношения с Сиракс, привязанность к матери и беспокойство за нее, страх перед свалившейся на нее ответственности в разговоре с отцом и умение держать себя в сцене присяги. В общем, очень живой и яркий образ.
Деймон тут, конечно, самый (пока) горячий мужик сериала и самый яркий персонаж мужского пола. Любящий, но болезненно самолюбивый. Кровожадный, но трогательно привязанный к племяннице, с которой они друг друга понимают с полуслова, химия без всякого секса шарашит через экран, шо ж там будет дальше. Молодой(!) - я не знаю, как им это удалось, то ли грим, то ли сам Смит, но он реально выглядит как молодой человек, - порывистый и не думающий о последствиях - сначала говорим, потом думаем, взрослые все тупые, буду их дразнить; мстительный и искусный воин, которого губит самонадеянность. Весь соткан из противоречий, как и положено по канону, и Смит его отлично отыгрывает. И да, у него по-прежнему отличная задница, несмотря на то, что он несколько потяжелел и заматерел с тех пор, как играл принца Филиппа.
Отдельно насмешила сцена секса - главный жеребец Семи королевств не может кончить от кипящей в нем злости на Отто, брата, весь треханый Малый совет и общую несправедливости жизни
Плюсом это явно показано как перевертыш знаменитой сцены со шлюхами в 1 сезоне ИП, мол, хотели strong nudity - получите. распишитесь. Понравилась и Мисария, которая отлично держит его за член и (пока) крутит им, как хочет - отлично показана интриганка, пробивающаяся наверх.
Сюжет и вотэтоповороты:
- шикарно зарифмован турнир и сцена родов - наконец-то нам показали, как выглядит вестеросская пословица про то, что поле битвы женщины - родильное ложе, а не просто повторили это раза три, ни разу не показав сами роды. Эпизод с кесаревым сечением и смертью Эйммы выглядит и достаточно шокирующим даже такого опытного зрителя, как я, и трагичным. Я думала над тем. насколько мягкий и даже безвольный Визерис мог в принципе так поступить - без особых колебаний приказать жену, как овцу, а потом подумала - а почему нет? Книжный Визерис тоже был склонен к редким проявлениям гнева и упрямства - как он пригрозил Рейнире, что отправит ее в Молчаливые сестры, если она не выйдет за Лейнора вопреки здравому смыслу, или пригрозил вырвать языки всем, кто болтает о том, что ее дети бастарды - здесь нам показывают первые плоды подобного упрямства и "я так хочу". Его отлично характеризует и зацикленность на пророчестве (видимо, довлевшая над ним как постоянный ужас, точно так же, как над Дейроном Пьяницей), и убежденность, что оно стоит любых жертв, и надрачивание на древнюю Валирию путем ваяния макета из мраморной плиты;
- отдельно скажу про турнир - снят он шикарно. Совершенно неправдоподобно - ни правил, ни ограничений, рыцари лупасят друг друга до смерти, Деймон подсекает копьем чужую лошадь, но круто - и съемка от первого лица, и пешая схватка Деймона и Коля, отличный напряженный эпизод. Но, но, но. К сожалению, человека, который видел настоящий турнир, уже ни один постановочный впечатлить не сможет так же сильно, как бы он ни был хорош. Когда ты в режиме реального времени видишь, как несутся друг на друга две закованные в железо махины 120-140 кг весом, да еще и на лошадях, как бальсовые копья толщиной с руку взрослого мужчины
гнутся как тонкие веточки и трещат, когда от одного удара разлетаются в щепки щиты, а реальные люди рискуют получить реальные травмы... В общем, вы поняли. Вернемся к сериалу.
- Я подозреваю, что многим покажутся скучными "разговорные" сцены в комнате Малого совета - но мне именно они показались едва ли не самыми интересными, потому что именно здесь мы видим взаимоотношений персонажей, завязку будущих конфликтов и сюжетных линий (конфликт между Отто и Деймоном. Отто и Корлисом. Отто и Визерисом, Война на Ступенях и т. д.). Это то, за что мы любили Игру престолов, когда она еще была экранизацией романов Джорджа Мартина, а не идей из головы Бениоффа и Вайсса;
- также понравилась сцена полета Рейниры и ее отношения с Сиракс, их взаимная привязанность. ОТлично показали драконьих стражей, команды на валирийском и ДРаконье логово, и такие же нежные отношения Деймона и Караксеса. Очень хорошо видно, что для всех вестеросцев того времени драконы - это не пугающая экзотика, а привычная часть пейзажа - вспомним, как медленно и осторожно подходил Джон к Дрогону, и как бестрепетно подходит к нему Мисария.
Матчасть и визуал.
Вот тут я готова хвалить постановщиков без остановки, простите за дурной каламбур. Красный замок наконец-то не выглядит заброшенным пустырем с кучей пустых комнат, а настоящим королевским дворцом, который, как и положено дворцу, населен целой толпой народу - мелкие и крупные придворные, гости, аристократы с чадами и домочадцами, челядь и слуги (отличная деталь - пробегающая через двор служанка резко останавливается и кланяется, пропуская принцессу с ее фрейлиной). Костюмы тоже выглядят богато и разнообразно, и эта пестрота отлично работает на общий визуальный стиль сериала - показать империю в ее расцвете, когда даже простые горожане жрали от пуза, пили из горла, носили цацки и добром поминали Старого короля за кружечкой пива. Пожалуй, немного режет глаз странноватый дизайн колымаги Алисенты, но это единственная моя претензия.
Отдельным пунктом хочется отметить фривольные росписи в спальне Эйммы - похожая ситуация была с Карлом VI Габсбургом и его женой Елизаветой-Кристиной Брауншвейг-Вольфенбюттельской: у императора была дочь Мария Терезия, но он очень хотел зачать сына, чтобы к престолонаследию не было вопросов. Все беременности Елизаветы-Кристины заканчивались либо выкидышами, либо мертворожденными младенцами, а уже в зрелом возрасте король не мог достаточно возбудиться для близости с женой, поэтому в нужный момент слуги приносили в спальню разнообразную живопись соответствующего содержания - этот момент отражен в источниках. Вообще история Марии Терезии имеет немало общего с историей Рейниры - ее воспитывали как принца-наследника с какого-то момента, она присутствовала на заседаниях Государственного совета с 14 лет, а после смерти отца ей пришлось отстаивать свое право на трон в войне за австрийское наследство; правда, муж у нее был безденежный и безземельный Франц Стефан Лотарингский, зато рожала она как из пулемета. Удивительная женщина... Так, я опять отвелеклась.
Музыка - про это я уже писала в общей теме, здесь скажу кратко: Рамин Джавади как всегда высоко держит планку. Меня удивило (и порадовало), что тема "Принц, что был обещан" звучит и в сценах с Эйммой и Бейлоном, и в сцене объявления Рейниры наследницей.
А теперь переходим к претензиям. У меня их, собственно, только три, причем первая даже и не претензия:
- слабая графика и плохой звук пиратской версии сильно портят впечатление от картинки в целом, но тут я, как и все мы, сама себе злобный Буратино, надо было ложиться спать и ждать легального показа;
- последний сценарный вотэтоповорот с пророчеством выглядит как откровенная сова на глобусе. Я, канешн, понимаю, что это нужно для того, чтобы зацепить некнижного зрителя, который должен получить какую-то наживку, чтобы вообще заитересоваться этой "Повестью о Белом парике", но выглядит немножко как бред и плевок в лицо книжным фанатам. Тем более странно, что это исходит от самого Деда. Может, конечно, он на этом строит какую-то хитровыкрученную интригу, которая раскроется только в книгах, мягко отменяющих 8 сезон ИП, но тогда уж пусть бы дописал.
- меня слегка удивили как претензии к серии, что действие развивается слишком медленно и уныло, так и те, которые ругают слишком быстрый темп. Темп, как по мне. отличный, но многим сценам недостает законченности, создается ощущение легкой недотянутости, буквально еще пары секунд хватило бы, а так создается ощущение некоторой торопливости и желания шоураннеров впихнуть невпихуемое. Но это, откровенно говоря, не самый большой недостаток для любого пилота любого сериала, плюс здесь перед КОндалом и Сапочником стояли свои собственные задачи, и они их решали. Решили, на мой взгляд, успешно.
Общее резюме: серия отлично создает атмосферу старого доброго ИП первых четырех сезонов, грамотно миксует экшен с камерными сценами, отлично презентует героев, дает им интересные диалоги и показывает нам основные конфликты будущего сезона. Минус 1 балл за турнир и пророчество, оценка - 9/10.