Есть такое дело
Тогда, с Вашего разрешения, я всё-таки потянусь за шашкой. А то так и буду каждый раз дёргаться от невысказанности
Любовь к точности матчасти никоим образом не противоречит способности здраво воспринимать кинопродукт в целом и его составляющие в частности. Из личного, тк скзт: мой супруг - большой любитель правильного железа, дублетов-колетов и прочей тактики боя. И команду про рейтаров он узнал.
В отличие от меня, кстати - я вообще не поняла, чего эти добры молодцы проорали, и сначала даже решила, что это нам сразу какой-то древний обряд подвезли. См. - "дикция" (озвучка? звукооператор? короче, ). Однако ни узнавание команды, ни высокая оценка матчасти в серии не помешали ему крайне негативно отозваться о продукте в целом. И смею надеяться, что супруг мой - не один такой удивительный.
Безусловно, если под "заклёпочниками" ("шмоточниками", "реверансниками" и пр.) иметь в виду людей, которые света белого за этим не видят, и кино смотрят по принципу "пуговицы правильные = фильм хороший" - это забавно. Но так же забавна позиция, при которой исторической/вытекающей из сюжета достоверности матчасти, этикета, языка, поведенческих стереотипов вообще не придаётся никакого значения.
Если уж говорить об историческом кинематографе: за каким чёртом браться за людей XII, XV, XIX века, если сами по себе эти люди, эти герои, совершенно тебе неинтересны, а интересны только тебе подобные и твоё время? Я понимаю, что человек в космосе ищет себя самого, что всегда есть объективные границы, обусловленные киноязыком, хронометражом, финансами, современным восприятием, уровнем знаний об эпохе, наконец. Но обращение к другим эпохам и поиск в них самих себя и своих проблем плодотворны и интересны, ИМХО, тогда, когда показывают: эти люди были такими же, как мы, но при этом совершенно другими. А оружие, костюм, этикет и пр. - прямое отражение этой самой инаковости. Отражение условий развития, царящих взаимоотношений, образа жизни, взгляда на эту жизнь, наконец, не говоря уже о какой-нибудь экономике с географией. И вся эта матчасть не берётся ниоткуда, она всегда зарождается как ответ на внешние факторы, она продукт мысли и эстетических представлений ТЕХ людей, живших в ТЕХ условиях.
В конце концов это просто интересно, красиво и при должном старании познавательно.
Именно поэтому мне очень странен подход, при котором на это всё пилюют с высокой секвойи, делая из матчасти и поведенческих нюансов какой-то ненужный придаток и пережиток. Никто не говорит об обязательном копировании от строчки до ткани, никто не говорит и о том, что правильные дублеты гарантируют качество фильма, и наоборот. И всякое бывает, и есть прекрасные проекты (в том числе, абсолютно "космические" по матчасти), и так далее. Но это такая же важная составляющая любого фильма "не про нас", как звук, операторская работа, текст, музыка и пр. И уж вдвойне дико превращать эту "секвойю" в некий манифест: смотрите, как у нас тут всё не по эпохе! Это потому что мы очень современные, актуальные, передовые и охренительно неординарно и тонко мыслящие.
Итого: когда есть команда "пики на рейтаров" (при наличии в эпохе пик и рейтаров)- это просто прекрасно и может только всячески приветствоваться. Особенно когда за этой командой не следует фигня (а с этим уже были нюансы). Плохо, когда это то немногое, чему можно порадоваться. А здравость восприятия и любовь к матчасти - вещи вполне совместные.