Вообще забавно, что в "Трудно быть Богом" главные злодеи это не аристократы (тот же Пампа скорее симпатичен, а король - жертва махинаций Рэбы), а лавочники и монахи. Причем доходит до гротеска типа "монахов, охотящихся за рабами" и "злобных клерикалов, во владениях которых вырезаны все умеющие читать и писать" (при этом нам показывают бюрократию Святого Ордена, что данной декларации полностью противоречит)
А это, кстати, очень интересный момент. Марксизм с самого начала был идеологией интеллигенции, придуманным для неё и ради неё, по вполне объяснимым причинам: как и буржуазия при военно-административном строе (зачастую неверное называемом феодализмом, о чём мы с вами уже говорили), интеллигенция в странах Восточной Европы не имела своего места в социальной структуре. В тех странах, где образование само по себе позволяло человеку строить карьеру, интеллигенция так и не оформилась в отдельную группу, растворившись в абстрактной "интеллектуальной элите", зато в Германии и особенно в России она довольно рано осознала себя как враждебную государству. Революция 17-го года была на деле революцией интеллигенции, которая успешно вытеснила ещё не окрепшую буржуазию, подавила крестьянство и обуздала пролетариат. Однако, как и интеллигенция Средних Веков - духовенство - революционная левая интеллигенция была по природе своей корпоративной, стремилась выстраивать чёткие структуры с коллективным управлением и коллективной же собственностью. Поэтому единственным возможным средством для исполнения своих социальных интересов для интеллигенции было государство, которое раньше они ненавидели, а теперь принялись отстраивать с рвением, не снившимся самым рьяным царистам. Но для управления государством, по понятным причинам, требовалась бюрократия, а революционная интеллигенция, потерявшая очень много своих членов в ходе междуусобных войн 17-21 гг., попросту не могла заполнить все ниши, так что бюрократов стали набирать со стороны, из "народа". И эта новая бюрократия к 30-м годам осознала себя опять-таки вполне самостоятельной силой, враждебной правящей интеллигенции, и в ходе известных событий уничтожила соперницу. При этом, никаких идейных противоречий по поводу устройства общества у них не было - вопрос стоял лишь в том, кто станет конечным выгодоприобретателем тотального огосударствления экономики.
Уцелевшие интеллигенты, с завидным хладнокровием толковавшие в духе классовых противоречий всю историю, не смогли также истолковать собственное падение. Вместо объективных причин они видели лишь предательство, реакцию "тёмной массы" и даже злую волю неких зловещих сил. Вину возложили не только непосредственно на чиновничество, но и на мещанство, которое скорее поддерживало бюрократию. Поэтому почти все фантазии интеллигенции на тему империй зла выглядят подозрительно однотипно: есть злые нехорошие чиновники, давящие свободную мысль не потому, что им это выгодно, а даже вопреки своей выгоде, тупые злобные мещане, преследующие "соль нации" и, конечно же, инфернальные мракобесы, идущие по следу, в которых и вовсе ничего человеческого нет. Знакомая картина, да?
Это, кстати, позволяет сделать забавный вывод - марксизм в умах условной "творческой интеллигенции" к тому времени походу почил в бозе (вплоть до того, что подчеркивается, что на тупой плебс надежды никакой, а вся надежда на интеллектуалов, сеющих разумное-доброе-вечное), а вот просвещенческие стереотипы про идейную борьбу сил всего хорошего с силами всего плохого только укрепились, до карикатурности.
Конечно почил, ведь с уничтожением революционной интеллигенции исчез и класс, исповедовавший эту идеологию. А оставшаяся интеллигенция была ориентирована на выживание и пересчёт обид, а не на возвращение к власти, так что гегельянский идеализм стал единственным выходом.