Карл Эдвард Вагнер. Цикл "Кейн"
Под впечатлением цикла о Конане киммерийце Карл Вагнер начал свой цикл, со своим героем. Имя этого героя Кейн - изменённый Кайн. И не даром, поскольку предыстория Кейна является своеобразно изменённым библейским мифом.
Кейн по сути сильно отличается от своего прародителя Конана. Во многом даже его антипод. Если Конан - неистовый варвар, то Кейн больше хладнокровный убийца. Даже когда он бросается в гущу сражения, то это больше проявляется именно холодный расчёт. Конан не любил колдовство и старался держаться от него подальше. Кейн же вполне себе занимается магией, не гнушаясь самой чёрной. Более того, он сам отчасти является чем-то сверхестественным. Вагнер Кейна даже левной сделал, тогда как Конан был правша.
Но ошибочно считать Кейна сугубо антиподом Конана. Конан не был положительным героем. Это был циник с практическим умом, не гнушающийся воровства и разбоя. В нём есть все зачатки антигероя. Однако у киммерийца есть свой, пусть и примитивный кодекс чести. Кейн же не утруждал себя каким-то кодексом. Он предавал, насиловал, сотрудничал со злыми силами. Кейн истинный антигерой, хотя абсолютно отрицательным его тоже не назовёшь. Порой им движут благородные порывы, не всегда для него понятные. И даже творимое им зло может иметь обратную сторону. Всё относительно.
Кейн живет слишком долго, забыв о том, что значит быть человеком, но при этом им оставаясь. Понятный и загадочный одновременно.
Очень странно, что у нас не многие знают про "Кейна". Ведь он появлился раньше "Чёрного отряда" Глена Кука, "Ведьмака" Сапковского. Раньше мрачных эпосов Джо Аберкромби, Скотта Бэккера, Феликса Кресса. Кейн не первый фэнтезийный антигерой, до него был Элрик мелинберийский, созданный Майклом Муроком. Но тот, в отличие от Кейна, был антигероем поневоле. Кейн же действует из своих собственных побуждений.
Цикл о "Кейне", по сравнению с более поздними произведениями в стиле даркфэнтези более простой. Но именно эта простота является его изюминкой, показывающей гениальность Карла Вагнера. Автор не акцентирует особого внимания на деталях или характеристики персонажей. Здесь в меру описаний, в меру психологии, в меру философии. Которые присутствуют в произведениях не ради себя самих, но подчёркивают мрачную и циничную атмосферу цикла. Лёгкий язык легко завораживает читателя, не отпуская до самого конца.
Теперь отдельно по произведениям цикла.
Паутина Тьмы
Самое первое произведение о Кейне, но по хронологии жизни персонажа - одно из самых последних. Не могу сказать, в каком порядке следует читать цикл. Во многих произведениях цикла есть отголоски других историй. Это как различные части одного пазла. Вот и в "Паутине тьмы" проскальзывают картины других произведений.
Начинается всё изумительно. Нам не показывают ни одного положительного персонажа. Аристократ-ренегат, решивший предать своего короля. Наёмный убийца, лишающий жизни без всякого угрызения совести и со склонностью к циничной философии. Ну и разумеется Кейн, который скрывается от правосудия в зловещем и опасном месте. Человек-загадка, вселяющая суеверный ужас. Другим ключивым персонажем является Эфрель, бывшая жена короля островного государства, пытавшаяся его свергнуть. За что и поплатилась, король с ней поступил весьма сурово. Теперь это изуродованное озлобленное существо. Чудом оставшись в живых, она теперь одержима местью. Но чудом ли, ведь уже в начале романа намекается на её тёмное происхождение. Вот мы и видим союз Кейна и Эфрель - зло, вступившее в союз с другим злом. Разумеется существующим лишь до поры...
Но в произведении всё же не без положительный персонажей. Дочь островного короля М'Кори и её возлюбленный двоюродный брат. Хотя последний в меньшей степени. Но оба наивны, а потому и беззащитны перед суровой и жестокой реальностью.
В романе проявляется влияние произведений Лавкрафта. Схожесть отчётливо видно в рассказах о зловещей подводной расе. Древней и зловещей.
Воспоминания о зиме моей души
Произведения писалось скорее всего под впечатлением историй об оборотнях. Вероятно Вагнер был знаком с "Книгой оборотней" Сабин Бэринг-Гулда. В "Воспоминании" присутствуют и волки, которые странно ведут себя, и человек с повадками волка, и реальный оборотень. Он скрывается среди обитателей замка. И история отчасти носит детективный характер. Хотя для читателя вряд ли составит труда вычислить оборотня.
Действия рассказа происходят после событий романа "Поход чёрного креста". Кейна преследуют разгневанный сатакийцы, жрецы тёмного божества. Кейн попадает в буран и оказывается в злополучном замке. Автор приоткрывает ещё одну сторону личности Кейна. Разумеется Кейн открыт не полностью, но и это достаточно интересно. И оставляет многое для размышления.
Холодный свет
Одно из лучших произведений цикла. Из тех, что ломает привычные шаблоны. Противником Кейна оказывается человек, прозванный Крестоносцем. Он избрал целью своей жизни борьбу со злом. Благородное стремление, но всё не так уж просто. Крестоносец борется со злом с непримиримой беспощадностью, не считаясь со средствами. А потмому предстаёт больше одержимым фанатиком, чем справедливым борцом со злом. Его логика не лишена смысла. С врагом следует быть безжалостным и позволять себе малодушие опасно. Потому он не знает жалости к помошникам зла, даже если они невольные; допускает невинные жертвы, ведь уничтожения зла спасёт ещё больше невинных.
Однако средства борьбы со злом у Крестоносца мало отличается от тех, что использует это самое зло. И люди, идущие за ним, не обязательно делают это из благих побуждений. Ради денег или насилия. "Борцы со злом" могут проявлять не меньшую жестокость, чем то, против чего они борятся. Это не может вызвать сомнений в благородности цели. Более того, те кто охотится за Кейном заслуживают смерти не меньше его самого.
В рассказе достаточно яркие персонажи. Вагнер, конечно не прописывал сложные психологичесие картины, как Мартин в ПЛиО. Но этого и не требуется. Несколькими штрихами Вагнер даёт чёткое представление о персонаже.
Единственное что можно поставить в упрёк произведению, так это прозвище антипода Кена - Крестоносец, а так же присутствие определения "крестовый поход". В фэнтезийном мире следует быть с этим аккуратнее. Ведь возникает вопрос - откуда во вселенной Кейна взялись подобные определения. Разве что из событий романа "Поход чёрного креста", но там крест был отнюдь не добрам знаком. Определений "крестовый поход" вполне может появиться, но вряд ли уместно называть Крестоносцем борца со злом. Больше бы подошёл Палладин. Однако можно простить эту погрешность столь молодому фэнтезийному циклу и столь великолепному рассказу.
Мираж
Если "Воспоминания о зиме моей души" был написан под впечатлением историй об оборотнях, то в "Мираже" присутствует влияние историй о вампирах. Тут встречаются две концепции вампиров. Уродливых серых существ, называемых упырями. И высшего вампира в лице хозяйки разрушенной крепости Альтбур.
Рассказ акцентирует внимание на теме одиночества бессмертия и неизбежно испытываемой скуке. "Мираж" показывает ещё один штрих в личности Кейна. Произвдение в общем простенькое, даже в рамках цикла, но плохим я его не назову.
Кровавый камень
К Кейну попадает необычное кольцо, которое открывает ему путь к гигантскому кристаллу Гелиотропу, находящемуся в заброшенном городе Ареллати и обладающему большой силой.
Кейн предлагает услуги сразу двум враждебным государствам. И мы видим в нём эдакого игрока, преследующего свою цель. И цель это оказывается не много не мало - завоевание мира. И начать он хочет как раз с двух враждебных королевств.
Казалось бы банальный сюжет. Но будет не всё так просто. Общая угроза не обязательно сплотит старых врагов. Появится сомнения, а стоит ли победа над Кейном цены, которую придётся заплатить. И так ли это плохо, если Кейн захватит мир.
Роман получился не плохой, правда концовка выходит всё равно несколько банальной.
Поход чёрного креста
Потрясающий роман, повествующий о религиозном безумии, берущим начало от культа мрачного бога Сатаки. Новый мессия, Ортед Ак-Седди предвещает приход тьмы. Его речи находят отклик толпы, превращая её в безжалостную волну, готовую смести всё на своём пути.
Новый культ распространяется как чума. Уничтожая неверных и привлекая в свои ряды новых последователей. Что представляют из себя люди, сражающиеся за новую религию. Фанатики или просто жаждущие крови. А так же стервятники, стремящиеся поживиться чужим. Всё это безумная толпа, опъянённая безнаказанностью. Но готовая разбежаться, если встретят достаточную силу, готовую дать отпор. Так же за религию готовы сражаться и наёмники. Им всё равно за что сражаться, если им платят.
Территории, оказавшиеся во власти сторонников новой религии, ничего хорошего не ждёт. Здесь будет царить атмосфера страха и смерти. За малейшее подозрение в нелояльности к новой вере или в том, что эта вера не истинная человека может ждать смерть. Которая становится обыденным и даже привычным явлением. И даже дети этому подвержены. Вспомнить моменты, где они играют в мяч человеческой головой или пытают других детей, которых считают неверными.
И разумеется есть Кейн. Он как всегда сражается за себя. Он может принять сторону религиозных фанатиков и их пророка Ортреда. Одерживать победы во имя новой веры. Однако очевидно, что его путь рано или поздно разойдётся с Ортредом.
Месть Линортиса или Отсрочка
Шикарный рассказ, один из лучших в цикле. Картина руин мёртвой крепости, а в вокруг останки многих тысяч людей. Эдакий мрачный памятник давно отгремевшей осады. Здесь скрывается девушка по имени Сеси. Скрывается от тех, кто кто ищет сокровища и считает, что она знает где они. За девушкой охотятся бандиты, наёмники, а так же неудавшийся император Масал.
В мрачных местах обитают редкие оставшиеся жители, а так же полулюди - изуродованные солдаты двух когда-то противостоящих армий. Общая участь объединила их. Они поклоняются своему богу, безликому воину, который когда-то открыл тайных проход в осаждаемую крепость. Ведь своим поступком он принёс мир.
И здесь же волей случая оказывается Кейн, которому предстоит сыграть свою роль.
"Гнездо воронов" или Жертвоприношение
Кейн с остатками своёй разбойничей шаки прячется от преследователей в гостинице "Гнездо воронов." Там ему предстоит узнать о другой угрожающей ему опасности. Она связана с демоном Сатонисом, желающим заполучить его душу.
Хороший образчик антигероического фэнтези. Ведь героем является разбойник, насильник, тот кто не гнушается союза с демонами. Его враги не многим лучше. Но встречаются и положительные персонажи. Например дочь Кейна, обрекаемая собственной матерью на ужасную участь.
Спой последнюю песню Вальдизи или Последняя песня
Рассказ по характеру близок к хоррору. Несколько человек, оказывающихся в дорожной гостинице по разным причинам. Истории, который рассказаны за вечером. Судь самого рассказа становится ясной ближе к концу.
Глубинное течение или Сирена
В рассказе Кейн видится эдаким антагонистом, насильно удерживающим возле себя свою возлюбленную Десселин. События мы в основном видим её глазами или глазами тех, кто пытается ей помочь. Странствующего варвара или капитана корабля.
Юный варвар, смелый и самоуверенный. Эдакий образчик героя варвара, противопоставленного Кейну. Их схватка неизбежна.
Капитан действует более хитро. Но так или иначе, в итоге всё равно останется вопрос - а стоило ли спасать Десселин.
Тёмная богиня или Муза тьмы
Кейн решил помочь поэту Опирусу возлечь с музой грёз Клинур, чтобы обрести вдохновение для новой поэмы. Это опасный ритуал, но поэт готов пойти на риск. Кейну же, помогая поэту, предстоит встреча с другими опасностями.
Замечательный рассказ, где грамотно переплитаются фэнтези и хоррор. Оканчивающийся как полагается.
Закат двух солнц или Последний из рода
По сюжету история простая. Кейн встречается с великаном Двасслиром. И вместе идут в поход в легендарную гробницу короля великанов. Тут затрагивается тема угасания народа в лице тех же великанов. А так же судьба молодой человеческой расы. Кто они - везучие выскочки или же народ с великим потенциалом.
Мизерикорд
Сюжет простой. Кейна нанимают в качестве наёмного убийцы. Его целью становятся четверо членов клана Варейши. Три брата и сестра, к которым вряд ли у кого возникнет симпатия. Жестокие и бесчеловечные, они вступают в борьбу с достойным противником. Кейн не боится вступить в противостояние с каждым на удобном для них поле боя.
Интересен и финал. Который гласит, что любящее сердце может оказаться очень мстительно к тому, кто эту любовь использует в своих целях.