Никогда не понимала, чем плох образ с*ки, которая жаждет возвышения и власти... Отличная же женщина бы вышла. Нет, надо добавить хорошедевочковости, абьюза от бати, страданий жестокой судьбы и этого вот всего.
Ну как, такими, как есть в книге, зелёных никому не продашь (ну кроме мизогинов и идейных ненавистников Таргариенов. И то вторых среди широких слоёв зрителей не найдётся - топить за или против определённых мартиновских домов как таковых со всей упоротостью - это только для узкого круга фанатья по форумам и реддитам. Тем более в первом сезоне.
Поэтому, чтобы продать историю подороже, надо высосать откуда-то неоднозначность, чтобы разделить зрителей на разные лагеря, чтобы они спорили и ругались в твиттерах, на диванах перед телевизором, у кулеров и за обедом на работе... Чтобы и те, кто смотрит, всё глубже заглатывали крючок, болели за "своих" как за спортивную команду и ждали следующую серию как нового матча. И те, кто не смотрит, ловили по касательной этот медиа-хайп и задавались мыслью: "Хоспадя, да о чём они всё время срутся? Пойду уже чекну." Простой историей с очевидными протагонистами и антагонистами столько хайпа вокруг не набайтишь.
Да и вообще более-менее чёрно-белая мораль вот уже несколько десятилетий как плюс-минус считается конструктором для низких жанров и детей. А уж в первом сезоне, будь он по книге, всё было бы именно так.
У Мартина прямая как шпала история с аллюзией на Белоснежку: несчастная маленькая сиротка - злая мачеха, которая обманывает её и её наивного отца. Почему мачеха злая? Потому что злая и жадная, вот почему. Без всяких ныне модных комиксоидных выискиваний мотивации злодея и стоящих за ней детских травм с деревянными игрушками. Это потом уже пойдёт деконструкция Белоснежки. Деконструкция в том плане, что и Белоснежка не с сияющим нимбом, и бороться будет не посредством песенок, говорящих зверушек, поцелуев истинной любви и волшебной силы добра, на войне как на войне. То есть в настоящих народных сказках, конечно, никакие Белоснежки и прочие Золушки с Рапунцелями, они такими быть и не должны, они вполне себе кровь, кишки, рас... и поделом - зло наказано. Но последние лет 200 литературной обработки, а потом и лакировки Диснеем выкристаллизовали стереотип, согласно которому сказочные протагонисты, особенно женского пола, должны быть святыми, безгрешными, каким-то образом побеждающими непротивлением злу насилием.
Мартин же любит эти стереотипы обыгрывать.
ХБО по сути сделали тоже прямую как шпала историю. Но совсем по другому шаблону. У них такая современная феминистская сказочка про внутреннюю мизогинию. Две девочки-подруги и мир патриархата. Одна побойчее, и самосознания у неё побольше в плане осознания себя как субъекта, а не объекта. Да и давление патриархата на неё поменьше в силу более адекватных родственников. Вторая потише, поконформнее, и папашка у неё - ппц абьюзер даже на общем фоне патриархального общества. Одна сразу понимает, что всё устроено несправедливо, и чтобы получить хоть что-то от этой жизни для себя, а не только делать для других, надо, если и не открыто бросать вызов, то с пониманием заведомой несправедливости и лицемерности правил, стараться их обходить. А у второй настолько вдолблена в голову гендерная социализация, что она искренне верит в справедливость правил, и в то, что если будешь очень хорошей патриархальной девочкой, получишь награду.
И обе они жертвы патриархата. Первая, потому что он противостоит ей прямо, в штыки воспринимая любые её попытки прямо противостоять имеющемуся положению вещей или просто обходить правила. А вторая, во-первых, в самом прямом смысле жертва отца-абьюзера, который всё время ей манипулирует, мэнсплейнит, газлайтит и далее по списку
, заставляет её делать то, что ей сильно поперёк горла, а она сублимирует в селфхарм. А во-вторых, жертва в том смысле, что всю жизнь играет в навязанную игру по правилам, которые придумали вовсе не для её пользы, благополучия или уж вовсе, глупость какая, батюшки, счастья. И всю жизнь верит, что, если будет всё делать правильно, выиграет и получит награду. И всё пытается-пытается изо всех сил играть по этим правилам, всё больше и больше со временем с помощью самообмана закрывая глаза на те моменты, где шаблон трещит. А никакой награды на эмоциональном уровне не получает из раза в раз. Что естественно, в этом вся суть этой игры. И вот неудовлетворённость и злость у неё всё копятся и копятся, но направляет она их в итоге не на заведомо несправедливую игру и её выгодоприобретателей, а на тех, кто нарушает правила. И в итоге преисполняется внутренней мизогинией по края и с горкой, становясь уже сама актором патриархата похуже, чем сами мужчины. Хотя по сути игрушкой в руках мужчин так и остается.
Вообще история тоже неплохая. Актуальная и остросоциальная, так сказать
. И рассказывается, как и сыграна хорошо. И смотрится с интересом и удовольствием. Просто совсем другая история, чем у Мартина.
И у меня, как у давно прочитавшей книги Мартина, признаюсь, тоже, конечно, эффект утёнка - я бы с гораздо большим удовольствием посмотрела именно воплощение на экране мартиновской истории.
Поэтому у меня почти каждый раз двойственные впечатления - и бомбит от неканона, и хочется пойти сразу пересмотреть серию
.