Ну раз тут вся галактическая история, напишу про парочку подциклов из рассказов о роботах.
Пауэлл и Донован
Хоровод
Первый рассказ, где присутствуют Грегори Пауэлл и Майкл Донован, эдакие тестировщики роботов в полевых условиях. Которые должны наблюдать за работой роботов и устранять неполадки, которые у тех возникают. А они непременно возникают, ну не станет же автор писать рассказы, где всё прошло гладко. Ну и зачастую решение вопроса может быть делом жизни и смерти.
Действие рассказа происходит на Меркурии, станции на рудниках. И как назло, сломалась солнечная батарея. Для починки они послали робота Спиди к селеновому озеру, но тот стал вести себя как пьяный.
Чтобы понять, что не так, герои зачастую обращаются к трём законам робототехники. Первое это то, что робот не может навредить человеку или допустить чтобы ему был привлечён вред. Второе это то, что робот должен выполнять приказы людей, если это не противоречит первому правилу. И третье это то, что робот должен беречь себя, если это не противоречит первым двум законам. Но зачастую с этими правилами бывает не всё гладко. Например у Спиди третий закон усилен так, что практически равен второму. И попадая в ситуацию, где он с одной стороны должен выполнить приказ, а с другой подвергнуть себя опасности, у него происходит сбой.
В итоге проблема как раз в трёх законах. Что не редко у Азимова. Но в них же главные герои могут найти и решение.
Логика
Рассказ с героями Грегори Пауэллом и Майклом Донованом, которые тестят нового робота по имени Кьюти на орбитальной станции. Цель станции — преобразование солнечной энергии для земных нужд, а робот должен это контролировать. Вот только робота решили сделать самообучающимся, не загрузив информацию о мире. Так что робот делает заключения лишь на основании того, что видит, не веря словам людей и тому, что прочитал в книгах.
В итоге Кьюти приходит к выводу, что он более совершенное создание, чем люди, а следовательно люди не сумели бы его создать. Логика робота создаёт новую своеобразную религию, которой начинают верить другие роботы.
Кьюти перестаёт подчиняться людям, что странным образом противоречит второму закону робототехники, где роботы обязаны выполнять приказы людей, если только это не противоречит первому закону о том, что роботы не вредят людям. И ещё не должны допускать, чтобы людям должен быть причинён вред. Ответ в том, что все ритуалы новой религии как раз и заключаются в обслуживании станции надлежащим образом, гораздо лучше, чем это смогли бы сделать люди.
С одной стороны, тут рассказ про героев, которые находят выход из новой переделки. С другой, автор явно решил поиронизировать над религией. Над тем, как находятся объяснения из обычных наблюдений, где всё непонятно просто приписывается божественному.
Как поймать кролика
Грегори Пауэлл и Майкл Донован тестируют очередного робота, что делали уже не раз. И снова в полевых условиях, а на кону стоит довольно многое. Робот Дейв должен добывать ископаемые посредством руководство другими пятью более примитивными роботами. Проблема в том, что когда Дейв оказывается вне поля зрения людей, то перестаёт работать.
Обычно в подобных рассказах Азимова ответ находится в трёх законах робототехники. Но тут дело окажется в простой перегруженности системы. Пусть Дейв управляет 4 роботами, а не пятью, делов-то. Как компьютер, который тормозит, когда на нём открыто много приложений.
И героям приходится из кожи вон лезть для решения задачи, путь это и не вопрос жизни и смерти. Скорее дело в огромных суммах, которую потеряют производители роботов, а карьере Пауэлла и Донована придёт конец, при чём мягко говоря.
Первый Закон
Азимов сам писал, что рассказ задумывался как шутка. Так что история, которую здесь рассказывает Майкл Донован скорее всего является байка. Которую можно рассказать за выпивкой в баре. О роботе Эмме, которая почти нарушила Первый закон, запрещающий роботу вредить людям или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. Потому что сумела родить другого робота, и в ней заиграл материнский инстинкт. И он оказался сильнее всяких законов.
Сьюзен Кэлвин
Лжец!
Один из рассказов, где действующим лицом является Сьюзен Кэлвин, женщина учёный, робопсихолог по специальности. Рассказ выделяется тем, что тут главная героиня не такая безэмоциональная железная леди, как в других. Более того, с роботом Эрби, с которым связан основной сюжет, она поступает довольно жестоко и мстительно. Хотя обычно она к роботам испытывает больше симпатий, чем к людям.
Сюжет в том, что четверо учёных случайно создали робота, умеющего читать человеческие мысли. Каким образом это получилось, они не знают и пытаются понять. Но кроме чтения мыслей у Эрби окажется ещё один подвох. И в названии рассказа как раз находится спойлер. У Эрби будет своё понимание первого закона, где он будет защищать людей от разочарований, говоря им то, что они хотят услышать. Ту же Сьюзен он обманет в том, что объект её романтического увлечения испытывает к ней схожие чувства. Разумеется она обозлится, когда узнает правду. Может поэтому она в последующем и станет холодной дамой.
И при этом Эрби может отказываться говорить правду, например в случае, когда он знает как так получилось, что он читает мысли. Ответ он нашёл, но если он его скажет, то этим уязвит людей. Так или иначе. И таким образом причинит им моральный вред.
Собственно тут пример того, что законы робототехники имеют свои погрешности. Такие примеры Азимов преподносит не единожды. Прямо как в жизни, когда и с простой вроде бы программой приходится мучиться.
Так же рассказ касается и людей. О том что у многих есть тайные мечты, которые они боятся высказать. Поскольку боятся разочарований, только если откроется истина, то порой разочарования не избежать.
Будете довольны
Под руководством Сьюзен Кэлвин, учёного роботопсихолога, будет тестироваться робот Тони. Эдакий дворецкий, которому дана человеческая привлекательная внешность. Его задача помогать домохозяйке Клэр. И Тони не только будет помогать ей в хозяйстве, но и в том, чтобы справиться со своими комплексами. Оказывать внимание и участие, из-за чего у Клэр появятся к нему романтические чувства.
Но до чего-то такого дело не дойдёт Айзек Азимов это не Фриц Лейбер. Последний мог доводить подобные тематики до того самого. А тут всё чинно благородно. И романтичные чувства Клэр где-то даже пошли ей на пользу, почему Тони и позволял им появляться. По сути тут ещё один аспект законов робототехники. И снова автор затрагивает тему не только роботов, но и людей.
Ленни
Новая проблема в роботе, который оказывается бракован, так как в его позитронном мозге отсутствуют знания, необходимые ему для работы. Казалось бы его надо утилизировать. Но Сьюзен Кэлвин видит в этом потенциал, робота способного обучаться. Кроме этого, у неё в итоге окажется и иной интерес, заключающийся в материнском инстинкте.
Сам рассказ наверное следует рассматривать как приквел к другим произведениям, пусть и ранее написанным. Ведь в цикле обычно роботы как раз обучаться могли. Но суть рассказа не в этом, а в том, чтобы открыть ещё одну грань Сьюзен Кэлвин.
Как потерялся робот
Первый закон робототехники, где робот не может навредить человеку или допустить, чтобы человеку был причинён вред, оказался неудобным на космической базе. Поскольку роботы не дают людям работать там, где есть лучи радиации, а людям там работать надо. И закон видоизменили для нескольких роботов, где они просто не могут причинить вред человеку. И вот такого робота однажды грубо послал один из научных работников Блэк, в грубой форме велев не показываться ему на глаза. И тот робот долго не показывался, а когда вернулся к остальным, трудно было его отличить от иных роботов. Так уж случилось, что целых 63 робота оказались не маркированы. И вот этого робота должна выявить робопсихолог Сьюзен Кэлвин.
В данном рассказа Азимов показывает робота как возможную угрозу. Такое для него редкость, но бывает. И здесь Сьюзен Кэлвин прекрасно понимает вероятную опасность, не смотря на всю свою любовь к роботам. И начинает придумывать способы робота выявить. Ведь и робот стремится доказать своё интеллектуальное превосходство. Вот так вам необдуманно менять код программы.
Риск
Новая задача, испытать гипердвигатель. Но люди не годятся, поскольку гиперпространство гибельно для мозга живых существ. Потому привлекли робота, который должен дёргать рычаг в нужный момент. Но что-то пошло не так, а потому Сьюзен Кэлвин настоятельно посылает на корабль специалиста по гиперполю Блэка. Последний встречался в другом рассказе «Как потерялся робот».
Здесь Сьюзен Кэлвин показана с противоречивой стороны и может вызывать неприязнь. Её манипуляции Блэка были жестокими, пусть она и оказалась права. Но всё же Блэку пришлось рисковать жизнью, ведь корабль мог стартовать в любой момент.
А дело было в том, что робот чересчур сильно погнул нужный рычаг. Тут конечно возникает вопрос, почему нельзя было использовать просто компьютер, который по интеллекту тот же робот? А такие компьютеры во вселенной Азимова есть, так что дело тут не только в архаичности рассказа.
Выход из положения
Рассказ в котором одновременно фигурируют Сьюзен Кэлвин и Пауэлл с Донованом. Но суть рассказа простая. Многие задачи решают супер-компьютеры, которые так же подчинены законам робототехники. И такой компьютер может сломаться, решая задачу перемещания человека через гиперпространство. А задача сложная, гиперпространство убивает мозговую деятельность. Машина же не может причинять человеку вред и допустить, чтобы человеку был причинён вред.
И вот эту задачу предстоит решить компьютеру фирмы «Ю.С. Роботс энд мекэникл мен корпорейшн». А Сьюзен Кэлвин должна проследить, чтобы всё прошло благополучно.
И компьютер по сути задачу решает, единственно что Пауэллу с Донованом пришлось понервничать. Но и только, в итоге интрига в том, что интриги по сути и нет.
Улики
Зачастую в научной фантастике умные машины могут быть угрозой человеку. Подобное есть и у Азимова, но чаще он показывает ИИ в положительном ключе. И здесь его посыл в том, что робот руководитель может быть лучше человека руководителя.
Фрэнсис Квинн, теневой политик, начинает копать под своего соперника Стивена Байерли, подозревая что тот робот. И пытается это доказать с помощью «Ю.С. Роботс энд мекэникл мен корпорейшн», у которых монополия на производство роботов. Но выявить это трудно законными методами. А три закона робототехники тут тоже не помогут, поскольку основаны они на человеческой морали. Например робот не может допустить, чтобы человеку должен быть причинён вред, но и очень хороший человек не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи. Исходя из этого, Сьюзен Кэлвин приходит к выводу, что робот руководитель не так уж и плох. Правда есть одно но, ведь Байерли создан не «Ю.С. Роботс энд мекэникл мен корпорейшн», так что не известно, заложено ли в нём три закона. И это оно из слабых мест рассказа. Впрочем тут главное заложенная идея.
Раб корректуры
Профессор психологии Саймон Нинхаймер подал в суд на «Ю.С. Роботс энд мекэникл мен корпорейшн», изготовителей роботов, заявив что их робот-корректор переделал его книгу. Тем самым навредив репутации профессора. Но дело в том, что Нинхаймер не любит роботов, однако робот-корректор не опровергает его слова.
Задачу предстоит решить Сьюзен Кэлвин, роботопсихологу. Ответ лежит в трёх законах робототехники, что не редкость в азимовских произведениях о роботах.
Суть рассказа в противопоставлении ретроградов с научным прогрессом. О том что многие люди не приемлют технический прогресс из-за закостенелости. Конечно есть ещё и социальный фактор, когда техническое развитие лишает людей работы. Азимов не отрицает подобные проблемы, но видно что к прогрессу относится положительно.
Разрешимое противоречие
В рассказе хоть и присутствует Сьюзен Кэлвин, но более активную роль тут занимает координатор, который по очереди посещает 4 региона Земли, на которую планета теперь условно поделена. Каждым регионом управляет компьютерный супер-мозг, решающий административные задачи. Как правило успешно, но вот все 4 компьютера стали делать ошибки. И координатор пытается выяснить, в чём причина.
Сьюзен Кэлвин тут только даёт заключение. Где компьютерам на самом деле виднее, а их ошибки вовсе не ошибки. И в итоге пойдут на пользу. Несколько походит на «Выход из положения», но в последнем хотя бы были Пауэлл и Донованом с их взаимными подколками.
Сны роботов
Молодая сотрудница «Ю.С. Роботс энд мекэникл мен корпорейшн» Линда Рэш решила изменить схему позитронного мозга робота, названного Элвексом. Из-а чего тот стал видеть сны. И вроде бы ничего страшного, но роботопсихолог Сьюзен Кэлвин увидела в этом угрозу. Пусть в большей части рассказов она за роботов заступается, этот из тех, что к ним не относится. Элвекс конечно не может нарушить законы робототехники, но близок к этому. Видя сны, он больше ощущает себя человеком. Опасность подобного больше раскрывается в «...Яко помниши его».
Женская интуиция
Клинтон Мадариан сменил рототопсихолога Сьюзен Кэлвин и разработал нового робота дав ему женское имя Джейн. И на космической станции она сумела решить важную проблему, долгое время мучившую учёных. Решение было известно только ей и Мадариану, но их космический корабль потерпел крушение. Важные данные утеряны. В отчаянной попытки нынешний руководитель Питер Богерт привлекает Сьюзен Кэлвин, которую не жалует. И это взаимно, собственно сама бывший роботопсихолог не жалует мужчин в принципе. Эдакая феминистка, но в итоге она проблему и решает. Догадывается кто именно был свидетелем, слышавшим последние слова Джейн.
Можно конечно ещё добавить, что рассказ архаичен. Мадариан не спроста дал роботу имя Джейн, ведь робота не обязательно идентифицировать себя как мужчина. Что поделать, тогда Азимов не знал про то, что гендеров может быть больше тысячи...