А какой у них личный опыт может быть? Они живут в абсолютной изоляции, с рождения им промывают мозги, реального мира они не знают, настоящих человеческих чувств и отношений сформировать не могут. Они даже пределы дворца не покидают. Помните, как Клеон решил поехать на место крушения моста, а тогдашний День взбесился? И как в последней серии Закат точно так же отреагировал на поездку на Деву, для Дня это будто вообще первое в жизни путешествие было. Удивительно, как они все не едут кукухой.
Ну. А я о чем. Эмоционально-тупой, лишенный человеческих привязанностей злобный брат Закат логичный итог подобного воспитания, зато выросший в такой же золотой клетке, но сохранивший эмпатию и способность к рефлексии брат День куда более чудо чудное, диво дивное, чем трепетная фиалка Рассвет. Мальчик чуть ли не с рождения боялся разоблачения и казни, это не способствует превращению в напыщенного самоуверенного болвана. День и рос без таких страхов, и сейчас на пике могущества, даже злобный старикашка Закат без его визы ничего не может сделать с бракованным клоном, но он все равно - другой. В детстве присутствовал на массовой казни, смотрел на повешенных, не отворачивался, и увиденное ему не понравилось. Этот мальчик вырос, его сомнения превратились в уверенность в ошибочности решений Клеона XII, он брату Закату обвинения в лицо бросает: "наши сегодняшние проблемы - последствия
твоих действий!" А ведь Клеоны никого другого, кроме бесконечных отражений себя же в прошлом и будущем не знают, признать ошибку это и акт сепарации, отделения своей уникальной личности от общего ствола, и признание собственной не-идеальности, ведь вся их жизнь строится на идее, что предыдущий Клеон почти то же самое, что ты сам. Казалось бы, Дню это зачем? Что ему
Гекуба Анакреон с Фесписом? Он не таскает в себе постоянный страх разоблачения, он совершенен, его путь определен, место понятно, выше - только звезды, нет причин сомневаться и интересоваться мнением людишек. Но - сомневается же, ищет ответы, слушает и слышит не только себя. Как настоящий
мальчик привязан к Демерзель и юному Рассвету, хорошо, допустим, как сказала роботосса такая любовь обусловлена биологически, Рассвет его генетическая копия и любит он себя, но встреченный на спирали дедушка-грузчик ему никто, с высоты императорского величия он лишь пыль под его ногами, однако всемогущий император беседует с ним, как равным, принимает советы и помощь, сам, в свою очередь, пытается помочь, скорбит о его смерти. В отличие от представления для высшего духовенства здесь День искренен - не перед кем играть, он один, и если живого дедушку еще можно было использовать после для пЕара, то оказывать последние почести мертвому, тратить на это драгоценные силы и время с этой точки зрения бессмысленно. И нам заявляют, что весь путь Клеона XIII неважен, сопровождающие его многие годы сомнения ни при чем, способность любить кого-то, кроме себя, не играет никакой роли, зато сорок лет назад сморкнувшаяся в его пробирку транторовский Каракозов изменил прям все.
Как не вспомнить сказку про царевича, в чьем золотом дворце отсутствовали сами понятия о боли, болезни, бедности и смерти. Однажды увидев из окна кареты кусочек реальности он испытал такой шок, что оставил дворец и вошел в мир, дабы избавить его от страданий. Сделай Сиддхаттха Гаутама другой выбор, не было бы и истории, но ведь генетический набор в обоих случаях один и тот же.
У нас жанр другой, конечно, и персонаж далеко не безгрешный, но ведь какой был потенциал, что, исходя из логики сюжета, бездарно будет слит в унитаз.
В чем-то День Закатович куда честнее Хари Селдона. У великого математика была нормальная жизнь, у него могли быть и друзья, коллеги, точно были последователи, ученики и учителя, стать грибом и врать всем вокруг он выбрал сам.