Ну вообщем эта тема вернула меня из гибернации. Мы с Винни довольно активно и бурно обсуждали сериал вконтакте, и мой друг решил, что пора мне проснуться и пообсуждать сериал и книги Гения Азимова тут. Так что мое мерзейшество вернулось,
тапки кидать в Винни
Я очень удивилась, что сериалу выделили тему, хотя тому же Вестворлду ее не дали в свое время, как и многим другим проектам. Когда впервые сюда принесли трейлер, обсуждение он вызвал слабое, поэтому я действительно удивилась. Перечитала за час все ваши мнения, было интересно, правда. Спасибо всем.
Скажу сразу, что читала творения и цикл Гения Айзека на русском, но после сериала побежала, роняя тапки, покупать цикл в оригинале дабы оценить стиль Айзека. Я очень люблю слог и построение мира у Азимова еще со школы, когда прочитала рассказ "Профессия" ("Фах" по-украински), и Азимов очень вдохновляет меня и заставляет верить, что люди прекрасные и талантливые существа, мне становится тепло от осознания, что Азимов жил на нашей планете и творил, и его гений и разносторонняя личность подарили миру много полезных и просто красивых творений.
Книга и сериал разные. Вот прям совсем. Сериалом я недовольна, но не хочу заполонять тему негативом, я просто напишу по пунктам свое мнение и видение. Хотя допускаю допущение, что побуквенно экранизировать Азимова трудно. Почему?
1. Мир Азимова в Основании - деперсонализирован. Айзек работает с массами, самой канвой истории, а не с индивидуумами. К героями нельзя привязаться, так как они... умирают, просто потому что смертны, а история идет вперед как ни в чем ни бывало. Сериал для массового зрителя так поступить не может, просто потому что есть законы жанра. Людям нравится ассоциировать себя с героями, а не с ноунеймами и массами.
2. Книга прекрасна в своем утверждении примата Рацио и Разума над хаосом, иррациональностью и мелкими бытовими дрязгами. Сериал, увы, показывает иную картину. Экранизировать абстрактные категории сложно. Нужно спускаться к частностям.
3. Герои для 2021 года неподходят. Никак. Они статичны, неэмоциональны, часто выполняют роль функций, а также... (на тонкий лед ступаю я) - мужчины, причем почти поголовно. Сразу скажу - меня этот факт не смущает, я осознаю контекст эпохи, плюс Айзек жил и творил в США, а не в прогрессивном СССР, где женщина играла более важную общественную роль, чем в США, где ей отводилась роль красивой домохозяйки или соблазнительной старлетки. Критика с Азимова снимается. Даже если вывести за скобки гендерный вопрос, герои не распологают читателя, они холодные льдинки посреди Вселенной, а не теплые и понятные human beings. Единственный герой, к которому лично я испытала чувство сопричастности - мутант Мул, но он и в контексте книги подан как выбивающиеся звено, аномалия, нечеловек, личность против хода истории.
Учитывая это, я обьективно сняла бы претензии к экранизации и ее стилю экранизации и самой композиции, но субьективно многие пункты мне не понравились, ну и я имею право их озвучить.
Начну с плюсов:
- Картинка. Стильно, красиво, дорого. Кажется, что каждая серия - это мини-блокбастер. Космос, корабли, интерьеры, здания и тд - смотрятся качественно, дорого, внушительно, хотя и немного типично для сай-фай. Стиль ощущается за счет костюмов и фресок на Транторе, навевая ассоциации с Византией. Как ни парадоксально, даже стиль и самый вкусный визуал крутятся вокруг Клеонов. Но про них я напишу отдельно, ибо... цэ любов и восхищение. Не могу слов подобрать насколько Клеониада меня захватила и как я полюбила их. Мои герои, мои светочи этого сериала! Но потом...
- Образ Сэлдона. Актер, известный мне по Чернобылю, хорошо воплотил гениального математика. Приятный, интиллигентный мужчина, ироничный, живой, не забронзовевшая статуя, игра достойная. Следить за этим человеком во всех смыслах приятно и занимательно. Ну или у меня просто какой-то внутренний пиетет перд учеными мужами.
- ОНИ!!! Клеоны, Клеонища, Клеонушки мои!
Я не знаю кто их придумал, кто их ввел, кто вообще решил сделать их тремя клонами разных возрастных групп, но этот человек очень талантливый сценарист и писатель. Насколько я ими заворожена, и дело даже не в крепких актерских работах и труде Ли Пейса, а в самом факте их взаимодействия, их очень очень глубокой трагедии бытия. Я как представлю, как это - видеть себя, закольцованного в вечном перевоплощении, видеть себя самого в прошлом и будущем, осознавая, что вот таким ты будешь как вырастешь или состаришься, и что ничего изменить нельзя... брррр, для этого нужно или абстрагироваться, или как-то совсем уж не рефлексировать. Это не экзистенциальный кризис, это бездна и яма какая-то. Но я заворожена этим и ловила себя на мысли, что думаю над этой загадкой и сценарным ходом. Прям все силы мысли (коих особо нет) высасывали, негодяи. Ну и Рассвет, о, да, это прям мой мужской образ и архетип, весь такой ранимый и чувствительный, так что смотреть за перепитиями этой фиалки было вдвойне увлекательно, да так что на 9 серии я аж слезу пустила. Самый трагичный и вызывающий сочувствие персонаж, так что моя коллекция вот таких вот мужских образов пополнилась достойным героем. Мытарства Дня среди этой полоумной секты и Спирали тоже нашли во мне живой отклик. Кто он? Человек или нет? Что есть человек? Что есть душа? Есть ли она вообще? Критерии обладания душой? Все эти вопросы изящно задавались 7-8 сериями и День лично для меня оказался человеком поболее, чем все эти картонки и уныния вокруг него, по-крайней мере, его саморефлексия и ход мыслей явно дают ответ на то, что он мыслит, существует, и дает фору большинству. К нему у меня возникло щемящее чувство, как к существу, открывшее в себе сомнения, и эти сомнения могут завести его либо к падению, вплоть до суицида, либо до покорения каких-то духовных вершин. Если брать Клеонищ в целом, то сценарист, кмк, вдохновлялся Кафкой, Достоевским, Диком и Сартром. Эти герои самые живые и человечные, несмотря на то, что наверное их хотели очернить как шовинистов, имперцев и прочих "истов", но искусство и сила таланта сделали из них скорее людей с огромными бытийными проблемами, которым сопереживаешь несмотря н на что. Ну а Рассвет просто может туда-сюда ходить и руки заламывать
А теперь минусы:
- Для меня лично вся эта бытовая и мещанская кутерьма с дитащками, беременностями и яйцеклетками является полным фиаско. Азимов задавал глобальные и общемировые вопросы, а со второй серии на меня дыхнула волна дрязг и бытовухи. Еще бы космо-ипотеку им выдали для полной гармонии, ну. Нет, меня такое угнетает и такие сюжетные линии я не люблю. Субьективно. Я хочу погружение в абстракции и науку, но я понимаю, что много хочу, мало получу и просто ворчу на форуме.
- Ветку Терминуса против Анакреона я проматывала. Честно. Не было сил смотреть. Сразу говорю,
дело не в поле или цвете коже героев. Салвор Хардин в книге брал умом, стратегическим мышлением, силой рацио и силой духа. Он победил Анакреон почти не вставая с кресла, и мне нравилось эта битва ума, энергия и сила. А вот борьба как в сериале, со всеми этими свистелками, драками и экшеном - не мое. Сальвор могла быть женщиной любой национальности, это неважно, но лично я бы хотела видеть ее борьбу с помощью ума и смекалки. А как прекрасно показано в книге как Терминус насадил на другие планеты систему управления с помощью религиозного оболванивания масс и элит, а потом с помощью торговли, ох, это настолько захватывало меня, что беготня и стрелялки просто умерли для меня. Я мечтала такое увидеть, но... Ладно, проехали.
- Гаал Дорник из статиста стала героиней. Опять же, претензий к внешности и полу у меня нет, мне все равно, но героиня не верибельная, сценаристы ленились и, в отличие от Клеонов, эту ветку отдали посредственному писателю. Мне кажется, что она станет главой Второго Основания, но это моя теория. Герой имеет право на существование, но требует кропотливой работы и доработки.
Оценила на 7 из 10, и все баллы идут Клеонам и только им. Они их выгрызли, так сказать.