Я не думал, что Ведьмак сильно раскручен заграницей, а если игра, то она как правило известна среди играков только.
Собственно игра как раз и раскрутила его на Западе и довольно хорошо. Без неё никто бы за экранизацию, конечно, не взялся бы.
Ведьмак, в некотором роде, - пародия в принципе.
Ну не в некотором, а в чистом.
Просто если в литературе пародировать классическое фентези можно (впрочем, сейчас уже не очень, ибо там всё что можно отпародировали, так что будет весьма вторично), то для сериалов пародия не прокатит. Потому что пародировать можно то, что распространено и хорошо известно. А фентези в кино слишком мало, чтобы это можно было делать (пародировать можно только ИП - потому что оно достаточно раскручено). Поэтому на текущий момент фентези-сериалы можно снимать только "на серьёзных щах". Когда они раскрутятся, станут популярными и навязнут в зубах - можно начинать над этим смеяться. А сейчас рано - зрители просто не поймут над чем смеёмся.
Опять же, я бы сказал, что с тех пор появилось море ширпотреба, где маги используются, как передвижные турели (что тоже не ново - тот же Говард к магии гораздо проще относился). Кстати Мартин как раз писал, что такую магию считает не нужной и ссылался как раз на Толкиена, что магия - это не артиллерия и быть ей не должна, а набор тайных знаний.
Имхо этот ширпотреб уже сошёл.
Его пик пришёлся на 80-е годы прошлого века (у нас - на 90-е, потому что при советской власти её не печатали). В девяностые - нулевые жанр пародировался и деконструировался (Пратчетт, Асприн, Сапковский, тот же Мартин). Сейчас пошла волна вполне серьёзного, но заметно переосмысленного - все эти дарк-фентези, городские фентези и иже с ними.
Что касается турельности - то это опять же издержки игромеха. В литературе маг может быть редким носителем тайных знаний. В РПГ-же маг стандартный класс, который "должен нагибать". А стереотипы жанра сейчас во многом делают именно игры.
Ведьмак - это все таки уверенный дар, хоть и не самый забористый. И потом, важно не что взяли, а как акценты расставили.
Ну это вопрос всё таки вкуса. Вам нравится вариант раннего ПЛИО. Мне он не нравится, я предпочитаю более авантюрно-романтические вещи без излишков натурализма (собственно мой любимый автор О.Генри и тем всё сказано).
В этом плане расстановка акцентов в сериале меня вполне устроила. И я лично полагаю, что Хиссрич есть за что апплодировать. Она смогла сделать сериал достаточно интересным и в целом удержать его в канве книжного сюжета. Каст, вопреки многочисленным жалобам, вполне приличный. Кавилл сыграл на отлично, Чалотра - имхо тоже. Фрейя Аллан отлично справилась с ролью подростка (что меня удивило) и "девочки со странностями и таинственным даром". Damsel in distress тоже получилась приемлемо. Трисс - типаж не книжный и не игровой (имхо в игре и книге это сильно отличающиеся персонажи) но отторжения не вызывает. Но как и с Цири - в данном сезоне персонаж особо не раскрыт - будем смотреть. Кагыр - своеобразен, но с ролью персонажа, способного до икоты напугать Цири, вполне справляется.
Определённые недостатки у сериала вполне есть - плохая реализация компьютерных эффектов, слабые массовые батальные сцены, скомканность темы расового противостояния в мире и сумбурность хронологии. Но я не склонен считать эти недостатки не то, что фатальными, но даже принципиально серьёзными. Это проявление некоторой неопытности - его можно простить, если в дальнейшем авторы исправятся (а обещания с их стороны в этом есть).
Суть в том, что где речь о средневековье - там обязательно должны быть суровые мужики с мечами, злые гоблины и совершенно не привлекательные детали древнего мира (если конечно автор хоть немного пытается в натурализм, а не просто сказку) и минимум сильных и независимых женщин на переднем краю обороны.
Ну как бы сказать. Средневековье оно разное. Византия до крестоносцев или Танский Китай - это средневековье?
Мы то привыкли ориентироваться на Европу, а средневековая Европа (особенно раннесредневековая) в планетарном масштабе, уж извините за прямоту, это задница мира населённая неотёсанными и напрочь отмороженными гопниками. А на эту версию "суровых мужиков с волынами, злых гоблинов и совершенно непривлекательных деталей" я в 90-е живьём насмотрелся. Любоваться на всё это ещё и на экране мне совершенно неохота. Как потому, что ничего нового я не увижу, так и от понимания, что в реальности всё это выглядит совсем не так, как пытаются там изобразить. Собственно поэтому я и не люблю "тёмное и острое" - уже налюбовался по самое нехочу. Но это я отвлёкся (с).
Мало того - современное фентези сплошь и рядом уходит за пределы европейского средневековья, расширяясь до категории "доиндустриального мира".
Как я уже писал - антагонист мага это завод. Маг творит нечто своей силой, а завод делает тоже самое благодаря взаимодействию многих людей. Но суть у них идентична. Один запускает файрболлы, второй штампует гранаты.
Соответственно второй (после индивидуализма) принципиальный критерий фентези - доиндустриальность. Ибо индустрия - антипод магии.
Что до стимпанка и магопанка - то это уже не совсем фентези. Это либо воплощение данного антагонизма в виде конфликта (Арканум, Карнивал Роу), либо внесение неких формальных черт фентезийного антуража в индустриальный мир, либо просто индустриал, в котором магия заменила собой пар и электричество (Dishonored).