Во-первых, Толкин был католиком. ТО есть исходил из положений христианского вероучения, согласно которым Творец всеблаг (то есть в нем нет нкиакого зла) и вседоволен (то есть нет ничего, чего он бы в себе не содержал или в чем бы нуждался), соответственно, творение в его случае - это акт любви и творчества, а не "терапия негатива" или "садизм, чтобы не одному мучиться". Таким же он создал и Эру, хотя, разумеется, у Толкина христианская история о первородном грехе и искуплении в прямом виде не присутствует, он не ставил своей целью полностью пересказать библейскую историю в фэнтезийном сеттинге, а создавал т. н. "вторичный миф".
Ну а наш мир (согласно опять же христианскому вероучению) уже поражен этим первородным грехом, но не замысливался таковым. поэтому в нем есть страдания и смерть. Наша природа искажена. И страданий, гоерстей, трудностей в жизни практически любого человека хватает, не внешних, так внутренних. ПОэтому повествования о страданиях и трудностях сильнее нас трогают, и это не Толкин вывел, а античные авторы еще, садизм тут вообще ни при чем.
Во-вторых, свою творческую концепцию он сам же и изложил в знаменитом программном эссе "О волшебных сказках". О том. что он пишет, как, зачем и почему. Очень рекомендую почитать.
Это все верно. Но. Толкин занимался скрещиванием христианской и языческой картин мира, отчего всегда получается гностицизм или прочая ересь той или иной степени. Поэтому в свое время - до установления канонов на соборах и относительно общей для всех идеологии - были популярны схожие скрещивания ужей с ежом (кто-то пытался инкорпорировать христианство в язычество, кто-то языческие пережитки в христианство), которые потом христиане чохом списали в утиль.
И у Толкина тоже получилась очень своеобразная картина мира с точки зрения христианства. Если коротко описать "сюжет" христ.мифа, то был Бог, всеблагой, который создал идеальный мир и идеального человека, отдал тому мир, но поскольку человек пал, то стал он смертен, а мир стал оскверненным. При этом человек сам себя спасти не мог, потому что за грех только одна жертва - смерть, и заместить ее нечем, поскольку все в мире принадлежит Богу (человеку нечего предложить Богу в выкуп за себя). В итоге Бог посылает ради спасения человека от смерти и страданий самое дорогое - своего Сына. Который идет на страдание осознанно и в согласии и со своей волей (так как он ипостась Бога), но и у него наступает миг слабости (моление о чаше, для чего к нему даже приходит ангел и утешает его.
У Толкина же замысел благ, но
мир создан оскверненным, неблагим.
И осквернен он не людьми, а Мелькором. И все же Эру вдыхает в него жизнь и отправляет в этот мир
за грехи Мелькора (а не за грехи людей или эльфов) на страдание своих детей, где они будут искушаться им не в блаженном эдемском саду в полной безопасности, а сразу рождаться в скверне среди полностью оскверненной материи и потому всегда пребывать под властью Мелькора. То есть Бог в христианстве вручает людям свежую вкусную конфетку, то Эру своим детям - подгнившую.
А это уже чисто гностическая картина мира: истинный Бог благ, но безразличен к миру, потому что материю же создал злой демиург, который зацапал в мире эйдосов кусочки божественной сущности (человеческие души) и заключил их в это свое "кольцо Моргота". Поэтому мир - зол, а смерть - это дар, так как это залог освобождения от власти злого демиурга.
То есть если провести аналогию с христианской картиной мира, Мелькор - Адам, а люди и эльфы - искупающие его грехи новые Адамы, Иисусы (но сам Мелькор при этом обречен на уничтожение, а не на спасение). Но которым - в отличие от исходного - не дается ни понимание зачем они страдают, почему именно они (раз они ни в чем не виноваты, а во всем виноват Моргот), почему никто не поинтересовался их мнением на этот счет и даже не послал ангела в утешение.
В общем-то сам Толкин отлично осознавал, что именно с теологической стороны в его мире царит полный швах. Достаточно упомянуть, что единственная в его легендариуме религия - это мелькорианство и единственные храмы строились Мелькору, тогда как Валар имели священные рощи или разные Древа Гондора, которые терпеть не могли в иудаизме и в христианстве, как язычество. Прийти и нафиг вырубить священные рощи было делом чести для истового христианина. Как и построить храм, конечно. То есть во многих местах у Толкина получается откровенный (пусть и не осознанный) глум над христианством и христианской культурой.