Что ж, последний фильм посмотрен, и пора писать длиннопост, хотя это больше выводы по всей трилогии и даже истории в целом, чем о девятке. Но сначала о ней.
The Rise of Skywalker
Смотрела в IMAX и ни о чем не жалею. Палыч был приятен, но бестолков, с какими-то невнятными планами. Наконец появлились красивые пейзажи, отличные от пустынь и джунглей (хотя это тоже было), понравился храм ситхов, бурный океан вокруг Звезды Смерти и заснеженный городишко где тусовались друзья По. Хорош общий темп повествования и дух приключений, такие поиски клада, имхо это вполне подходит для атмосферы ЗВ. Внепланово смешные моменты, визитная карточка сиквелов для меня: Хакс заявляет "я шпион"; Кайло Рен рассказывает о происхождении Рей "твой дед Палпатин, мой - Вейдер", где-то на фоне запел индийский хор. Темная Сторона нереально штрафует по скиллу: пока Рей была добрая, а Кайло злой, она нагибала его при каждой встрече в любом аспекте; как только стала злее - опустилась до его уровня и проиграла; подобревший Рен наконец научился пользоваться мечом; ну и правильная ориентация штурмовика-сантехника Фина позволяет ему пачками валить бывших коллег с равной, по идее, подготовкой. По гигантомании и рояльности фильм, пожалуй, превосходит все 8 предыдущих эпизодов вместе взятых; мановением руки появляются армады в тысячи кораблей, способных уничтожить тысячи планет, персонажей взрывной волной отбрасывает прямо в искомые подсказки, любое их тупое действие дает желаемый результат. То, что сюжет и сценарий дно это уже как бы по дефолту, на такие "мелочи" можно не обращать внимания.
Но мне хотелось поговорить о таком явлении, как "
семейная сага о Скайуокерах" в отношении мира Звездных Войн. Понятие "семейная сага" подразумевает что история показывает некие семейные взаимоотношения, формирующие характерные для данной семьи традиции/модели поведения, ну или наследственные черты характера. То есть то, что почти отсутствует в Звездных Войнах
Я никогда не воспринимала героев ЗВ как представителей некой династии и носителей генетического материала, который кровь из носу надо передать потомкам. Для меня они в первую очередь ценны своими достижениями и убеждениями, независимо от фамилии.
В ОТ Лея и Люк знакомятся уже взрослыми людьми, и их отношения строятся не на родстве, а на общности идей, целей и пройденных совместно испытаниях. С тем же успехом они могли быть просто соратниками, то что Лея сестра Люка в сюжете ни на что не влияет, разве что слегка сглаживает ее выбор в пользу Хана, но и этот выбор она сделала раньше. Придуманное по ходу пьесы отцовство Вейдера, который ни разу не видел своих детей и не знал кто они, тоже сложно назвать семейными отношениями. Это просто еще один штрих к характеру главгероя, показывающий его великодушие, оптимизм и веру в людей, а также свободу выбора
вопреки наследственности; ни в коем случае не оправдашка и не повод поныть про тяжелое детство. Вообще, несмотря на наличие предсказаний, избранности и Силы, в ОТ гораздо больше внимания уделено развитию личности и выбору. Например, в конце IV эпизода, перед атакой на Звезду Смерти, Люк встречает среди повстанцев одного из своих друзей детства, и оба воспринимают это как нечто само собой разумеющееся, а значит планы примкнуть к Сопротивлению у них были давно. Не Сила определяет решения героев, возможно без нее их действия были бы менее успешными и эпичными, но суть поступков была бы той же. В приквелах никакой "семейной саги" конечно нет, Энакин там все время один, его мама = сюжетная функция, и даже с Падме они в большей степени тайные любовники, чем семейная пара. Самое забавное, что и в сиквелах, для которых запущена эта методичка (из любопытства погуглила, пение про семейную сагу началось аккурат под VII эпизод), родственные отношения показаны почти никак: Лея с Ханом уже расстались, их сын уже переметнулся, Люк уже ушел в пещеру, каждый уже сам по себе; нас просто ставят перед фактом, оно и понятно, хайпожорам из Диснея распутывать этот клубок было бы слишком сложно.
А если смотреть с точки зрения наследственности и характера, то все еще более грустно. Положительных представителей "династии", Люка и Лею, было бы уместнее называть Амидаловичами, чем Скайуокерами. Это служители и защитники, своей стойкостью, социальной активностью, оптимизмом и верой в себя и окружающих, они явно пошли в мать. А черты первого носителя фамилии, Энакина, - амбициозность и эгоизм, в сочетании с ломкостью, внушаемостью и неуверенностью, передались через поколение Бену. Да нафиг такой генетический материал вместе с их медихлорианами! В этом мире давно пройдена скорость света и строят космические станции, поглощающие звезды. Без умения махать световым мечом и двигать камни силой мысли жители далекой-далекой вполне могут обойтись, чтобы избавиться от побочных эффектов типа вейдеров и кайлоренов.
К своему удивлению, я пришла к выводу что переименование Рей, да и ее персонаж в целом, вполне соответствуют духу ОТ. То что она "слишком правильная" не проблема, такие светлые люди действительно существуют и она действительно схожа характерами с героями ОТ. Она показывает что человек сам хозяин своей судьбы, независимо от того, кем был папа или дедушка. К тому же, именно ее отношения с Леей за все 9 эпизодов "семейной саги" больше всего похожи на семейные. Сразу видно что эта именно такая дочь, о которой мечтала Лея, и которой хотела бы передать свои знания и свое дело, и именно такая мать, о которой мечтала Рей. Но персонаж сильно портит сразу несколько факторов. Ее нелепое всесилие, всезнание и всеумение, когда героиня на лету осваивает любые навыки, требующиеся в данный момент, с первого раза разгадывает загадки, над которыми другие бились годами, за такой персонаж просто невозможно переживать. К тому же, из ее ветки как будто нарочно исключают все сложные, спорные моменты, которые могли бы придать глубину характеру, все что связано с неудачами, жертвами, переживаниями. Например нелепая сцена с воскрешением Чубакки. Как персонаж он давно изжил себя, но его случайное убийство могло бы стать очень важным для развития героини, показав последствия ее силы и огромную ответственность за импульсивные решения, но нет, тоже слишком сложно. К тому же, деревянная игра актрисы. К тому же, тупейшая концепция диады, о которой потом.
Основная проблема Кайло Рена как персонажа в том, что у него нет ничего своего, не связанного с его принадлежностью к святому семейству и унаследованным медихлорианам. Никаких собственных взглядов, связей, интересов, идей, только сила, пророчества, предки... Называя вещи своими именами, это персонаж-паразит, чья глубинно-интересность не только полностью базируется на других, уже готовых персонажах, но строится засчет их искуственного ООСшного очернения и отрицания их достижений. Ну а к паразитам понятно какое отношение ¯\_(ツ)_/¯. Как личность он пассивно-марионеточный тип, чью биографию можно излагать полностью в страдательном залоге: родителями недотетешкан, дядей испуган, Палпатином нашептан, Сноуком сманен на ТС, мамой возвращен к свету внешним вмешательством. В девятке для него сделали все, что смогли, дав хотя бы финал хороший (а также маску и годный бой). Как он что-то там при жизни бы искупал, это влажные мечты ниочем, не с таким характером. Парень хронический флюгер, для него очередная смена курса - вопрос не "если", а "когда?"; героически умереть на адреналине он может, но достойно жить - нет, да и незачем. Подло убить отца, пришедшего помочь, травить мать, как зверя в норе, быть соучастником пыток и геноцида, а потом понять что все это зря... не захочет достойный человек после такого жить, если он действительно осознал свои поступки. Впрочем, особого раскаяния и понимания ошибок от Бена нам тоже не показали как следует, показали только что он уж очень любит Рей, а это штука зыбкая по морали.
Ну и последнее, о диаде Силы. Если смешать килограмм варенья и килограмм говна, получится два килограмма говна. В приключенческой сказке ЗВ попытка играть в неоднозначность, взаимосвязь добра и зла в стиле восточного Инь-Яна примерно такой результат и дает. Не впечатляют меня эти мудрствования и сопливая подростковая драма среди волшебных роялей и зверушек, когда каждый год выходит 100500 профильных фильмов с драмой и размышлениями о сути бытия. Стоит скорректировать терминологию, ведь жанры разные нужны и важны, но если смешать, скажем, сироп с чесночным соусом, тоже выйдет нечто несъедобное, хотя по отдельности продукты вкусные. Во-первых, эта концепция диады, как она подана в сиквелах, полностью отрицает свободу выбора, ответственность за свои решения, наполняя историю каким-то религиозным фатализмом. Рей получилась такая сильная и хорошая потому что такой сильный Бен плохой. Это обесценивает весь ее путь. Целый отряд штурмовиков резко стал хорошими на "инстинктах". Это обесценивает путь Фина. Какой смысл вообще во всех персонажах трилогии, если они пешки судьбы и меняют окрас согласно потребностям Силы? Во-вторых, эта концепция не проработана. В ОТ было просто: победили ситхов = восстановили баланс, гуляем. А здесь куда делась вся негативная энергия после смерти Палыча и Кайло Рена? Рей своих сил не растеряла (а это был бы выход), получается что где-то на дальних рубежах очередной ситх строит очередные тысячи кораблей. Значит, суть джедаев в борьбе с ситхами, которых они сами же и создают и которых победить в принципе невозможно. Тогда, может нафиг их, этих джедаев с их перемещением камней и мечами? Если они так уж нужны для климата в Галактике, отловить их, поместить в коме под колпак, и пусть фонят в спящем режиме, ммм? Другого выхода что-то не вижу.
В общем, трилогия Диснея строится по принципу "назло бабушке отморожу уши": разрушая все простые, но работающие принципы и архетипы ОТ, она пытается оригинальничать и предлагать свои, главное чтоб были не похожи, но при этом не может связать их воедино и довести до конца, забрасывая на половине пути. Надеюсь что в дальнейшем жадная мышь оставит эту часть истории ЗВ в покое.