Почему сюжет топчется на месте? Социальные решения отпугнут часть зрителей, а скрепляет сюжет всеобщее зло в виде неразборчивого супервзрыва. И вы забываете, что Сила есть везде, но неравномерно, а обе группировки грешны промывкой мозгов подвернувшимся пешкам . И со стороны (ощущающие "текущую силу" эйфорию) управляемые пешки неотличимы от робота или марионетки. Нет понятия "свобода воли" для немеченосцев?
Сюжет не топчется на месте с момента начала новой трилогии. То, что новая трилогия не поднимает (или пока не подняла) социальные вопросы, не может быть приравнено к топтанию на месте. Не одними социальными вопросами едиными ... Точнее, социальные вопросы-то в новой трилогии есть, но они на данный момент не являются движущей силой сюжета. А на свободу воли может быть несколько точек зрения и вряд ли хоть одна может быть полностью правильной. Никогда не замечали, что большинство людей всю жизнь делают одни и те же ошибки/проживают одну и ту же ситуацию, словно проигрывая одну и ту же сценку, но со скидкой на возраст и опыт? Ну типа как Джон Сноу, всю жизнь живущий в атмосфере "Долг - смерть любви".
Есть серия книжек про дивергента с инсургентом. Не знаю, что это, и запуталась в смысле всех этих сывороток и ещё каких-то жидкостей/аэрозолей, но в конце этой эпопеи потряс выбор одного из героев, решившего стереть себе память, чтобы стать другим человеком. Ему самому надоело быть, образно говоря, бякой, но вырваться из этого образа он не мог, настолько это было предопределено и судьба ломала, когда он пытался стать другим. А ведь ещё и социологи утверждают, что в любом, даже самом маленьком обществе, есть не только свой лидер, но и свой урод. И если удалить тем или иным образом что лидера, что урода, другие, обычные до этого люди, начнут играть соответствующую роль, просто потому что так устроено человеческое общество - и, невзирая на свободу воли, вы просто будете выполнять функцию.