Маркусу это будет очень неприятно слышать читать, но существуют религии, не предполагающие существования личного Бога - махаянистический буддизм, например, является формой мистического атеизма и вместе с тем религией.
Почему мне это будет "неприятно"? О_о. Я не капризуля; меня интересуют факты, а не мои "предпочтения". Я исследовал вопрос и знаю о факте, о котором вы сейчас
говорите пишете.
Но я резко выступаю против любой мистики. Она, как я убеждён, шизофренизует того, кто её практикует. Сам я её не практикую.
Я призываю предельно
демистизировать, сделать трезвым (лишённым мистики) подход к Мирозданию, и к Богу как деятелю, и к Сатане и его организации, и к магии как явлению, и т.п. Это рационалистический деизм.
Если какая-то религия и не использует понятие "Бога как лица" - то уж точно она практикует и мистицизм, и догматизм, и "повторение и следование без вникания и осмысления". Я против подобных вещей - и потому я против любых религий.
Но я и против атеизма, будь он хоть элементом некоей религии, хоть элементом "чьей-то борьбы с религиями". Я убеждён, что если вообще следует "бороться против религий" - то уж точно не таким способом, не с помощью атеизма, а то получится "шило на мыло".
Атеистические убеждения (отрицание существования всякого Бога как факта) я считаю прежде всего нелогичными и оттого тоже несколько шизофренизующими, даже если и в меньшей степени, чем шизофренизует людей мистицизм.
Кроме того, в моём опыте почти не было исключений: практически ВСЕ детально знакомые мне не-религиозные атеисты непременно ударялись в некий
другой мистицизм или в некий
эрзац мистицизма: кто-то в марксизм, кто-то в вульгарный биологизм, кто-то в масонов, кто-то в уфологию...
Я призываю каждого избегать как
собственно мистицизма, так и любых
его эрзацев - и я смею заявить, что лично мне это удаётся. Более того: я не вижу другого способа этого достичь и последовательно в дальнейшем этого придерживаться, кроме этих вот моих (заклеймлённых здесь "странными") подходов.