Итак. Теория kingfisher (зимородка) / King Fisher (Короля Рыбака). Хотя я бы назвала это теорией раны (Die Wunde).
Начну с небольшого вступления. Когда в последней серии Кел говорит Сау: обычно в это время у реки пели kingfishers, я в силу недостаточного знания языка подумала, что какие-то королевские рыбаки шли на реку ловить рыбу и при этом пели
Странно, но ок
В общем языковые отличия и традиции сильно влияют на восприятие, даже если культурная традиция общая (это применимо и к Королю Рыбаку, тут у меня тоже был пробел в знаниях).
Теория исходит из того, что на знаке короля южных земель почему-то изображён зимородок. Не знаю как это определили, но подаётся это как факт, а не предположение.
Автор теории подумал: странно, но ок.
А потом Келебримбор упомянул зимородков. Раньше в это время слышно было зимородков, жаль ты их заставил замолчать.
Хочу отметить, что ещё при просмотре я обратила внимание на реакцию Сау. Сначала он такой: "дед, ты что несёшь". А потом расчувствовался.
Далее автора озарило, что это связано с Королём Рыбаком! И история, к которой это всё отсылает, имеет значение для линии Сау. (а меня озарило ещё и по поводу Галки)
Насколько мне известно, есть много вариаций этого сюжета, а его основа и вовсе один из базовых архетипов нашей культуры.
Прежде всего мы знаем эту историю, как историю о наивном дурачке, не знающем себя, отвергаемым обществом, но он один способен совершить подвиг, который другим не под силу.
Наиболее известное воплощение этой истории - легенда о Парсифале и Граале, которая и сама по себе имеет много интерпретаций.
Википедия говорит, что тут соединяются элементы кельтских дохристианских мифов с мотивами христианской мистики.
Поскольку в известной мне версии короля-рыбака называют иначе, я бы в жизни никогда сама не провела аналогию. Отсылаю к вики
https://ru.wikipedia.org/wiki/Король-Рыбак
Суть заключается в следующем:
Бессмертный король хранит Грааль (ему поручено богом хранить Грааль). Но он поддаётся искушению темных сил и получает ужасную рану, которая и не убивает его, но и не исцеляется. Рыцари из разных земель пытаются найти лекарство, ничего не помогает. Из-за раны король не может исполнять свои обязанности хранителя Грааля надлежащим образом. Во владения короля забредает простец, не знающий своего происхождения и воспитанный в лесу, его манера поведения всех возмущает и отвращает от него. Ему рассказывают историю раны, о важности Грааля, но он не проникается, совершает какой-нибудь табуированный поступок и тогда его выставляют прочь. Далее он попадает к темным силам, но не поддаётся им, совершает подвиг, который ему одному по силам (потому что дурачок, то есть простите, чистый душой) и исцеляет рану короля, становится великим рыцарем и хранителем Грааля.
Автор теории проводит параллели: Майрон - могущественный бессмертный дух, которому Эру поручил хранить и защищать Арду. Но он поддаётся темным силам, его рана - это скверна Моргота. Из-за этого он не может исполнять свои сакральные обязанности, обеспечивать мир и порядок. Подобно тому, как земли короля из легенды в упадке, в местах обитания Сау тоже везде бесплодная земля, страдающая от скверны раны/Моргота.
В варианте легенды с Королём-Рыбаком наш несчастный король только и может, что ходить к реке ловить рыбу и ждать избранного, который его исцелит, его сила растрачена и королевство разваливается.
После воплощения Сау бесцельно скитается, потом оказывается в Нуменоре, где собирается заняться единственным делом, которое ему ещё приносит облегчение и удовольствие - работой кузнеца.
Избранный - это Галка. Парсифаль встречает короля сначала в образе рыбака на лодке, потом в образе раненного короля.
Слово автору:
And if you think that it is too subtle, behold the wounded king of the Southlands laying under the kingfisher sigil, watched over by a noble knight on a quest to find him. (если вы думаете, что первая картинка слишком туманный намёк, то вот вам раненный король южноземелья под эмблемой кингфишера/зимородка, а за ним присматривает благородный рыцарь, который его искал)
В знакомой автору версии сюжета Парсифаль исцеляет короля в обмен на Грааль.
Галя, сама того не зная, предлагает Сау прощение и искупление в сражении на своей стороне. Но в итоге Сау не исцелен.
Это может быть перевёрнутой историей: Галя, благородный рыцарь, помогает Сау вернуть свою власть как наследника Моргота.
Но вернёмся к словам Келебримбора.
Его слова о том, что жаль Сау заглушил птичек, могут означать, что Сау отринул Халбранда, короля-рыбака южноземелья с гербом птичкой, как свою раскаивающуюся часть, желающую исправиться, исцелиться. И Келебримбор обозначает, что теперь Сау потерял шанс исцеления.
И на каком-то уровне, несмотря на самообман, какой-то частью себя Сау чувствует и осознаёт это. И это так приводит его в ярость в словах Келебримбора. В том числе о том, что ему не достичь бессмертных земель.
Как бы Галя могла излечить рану Короля-Рыбака? Предположение автора теории: как и в легенде, рыцарю необходимо задать правильный вопрос, чтобы выполнить квест.
В данном случае правильный вопрос был бы: почему Сау не отправился каяться в Валинор? Только там могли исцелить его от раны морготовской скверны, Сау "полубог", раны нанесены "богом" (простите, но терминология сериала использована автором), никто в Средиземье не сможет его исцелить.
И мы видим это в сериале, он пытается исправиться и ему это не удаётся, "он обратился ко злу, поскольку слишком крепки были оковы Моргота".
Далее автор говорит, что хотелось бы увидеть флэшбек того момента, когда Сау опять обратился ко злу. Это может быть показано буквально как единое событие после извержения Ородруина как магического события авторства Моргота (про это у автора тоже есть интересная теория), его плана на случай поражения, и как раз после этого у Халбранда появляется буквальная рана как символ скверны Моргота. Либо могло это происходить постепенно, начиная с момента, когда Галя его отвергла.
От себя добавлю, что эта теория объясняет и образ Гали в сериале (дурочка, которая всех бесит, но типа со светом в душе каким-то).
Причём Парсифаль изначально может по незнанию совершать осуждаемые поступки (убить священного лебедя, потому что любит охоту и привык так питаться, или даже охранника-храмовника), в начале он не какой-то супер праведный герой. Но потом он сопротивляется силам зла, задаёт правильный вопрос, и его незнание переходит в знание, в глубокое сочувствие и "свет".
В некоторых вариантах легенды не один король, а король-отец и его сын, оба ранены, оба согрешили, но король-отец вообще умирает и никак не может умереть и вообще ничего не может, а его сын ещё как-то держится и хотя бы появляется на людях и пытается хоть как-то исполнять свои обязанности.
Здесь на самом деле не важно слово король. Имеется в виду скорее глава рыцарского ордена, хранящего Грааль. Причем сам орден находится не только в материальном, но и в некотором духовном упадке (и сами по себе, и из-за того, что король не выполняет свои обязанности по поводу Грааля, например, не проводит с ним мистерии, озаряющие всё светом и наставляющие на путь истинный).
И тут тоже можно увидеть параллель с кольцами. Сау пытается через кольца исполнить свою обязанность, мы видели как в сериале эльфийские кольца наполнили всё светом физически и духовно. Но рана не даёт ему надлежащим образом всё сделать.
Отдельно хочу отметить те самые тёмные силы. В одной из версий легенды один из рыцарей ордена хранителей Грааля решает отказаться от их светлых путей служения Граалю, оскопил себя и стал заниматься чёрной магией, становится колдуном. Также имеется прекрасная ведьма, которая тоже когда-то давно ужасно согрешила и вынуждена вечно служить темным силам, хотя стремится к искуплению. Кстати грех короля зачастую в том, что он соблазнён был этой ведьмой, поэтом рана часто в паху)))
А когда ведьма целует Парсифаля он наоборот прозревает.
Парсифаль побеждает колдуна и прощает ведьму, с которой таким образом спадает проклятие.
В конечном счёте можно увидеть много параллелей, добавляющих интереса и глубины. Очевидно, что Толкин как специально, так и естественным образом воплотил многое из европейских культурных кодов. Хотя в контексте Парсифаля мне не приходило в голову рассмотреть. Когда не шаришь в религии часто упускаешь культурные коды в искусстве.
Я только не понимаю, если среди создателей сериала есть люди, проводящие такие параллели, то почему сюжет так ужасен.
Но реально всё складывается: почему на гербе птица и что за птица, откуда у Хэла рана после извержения вулкана, почему Келебрибримбор говорит именно об этих птицах, почему Сау в ответ на эти слова о птицах чуть не плачет.