• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.
  • Не пропустите! Начался второй сезон "Дома Дракона"!
    Обсуждать сериал (в целом или отдельные серии) приходите в тематический раздел сериала.

Миры фантастики, научной и не очень

Сикамбр Одноглазый

Председатель клуба Зануд
У заброшенцев-людей этих возможностей уже почти не осталось, они воевали арбалетами и быт был на уровне позднего Средневековья, из-за износа инфраструктуры и стабильного вымирания популяции колонии. Хотя местные "врасу" и на остатки былого величия пришельцев – разинув рты смотрели: волшебники, хуле )
Но язык у Урсулы лучше, чем у АБС и она меньше мозг грузит. Плюс приятная романтичная линия местной девы и землянина-колониста ;)
По языку - на вкус и цвет товарищей нет. Мне язык Урсулы кажется более "картонным", но это мое мнение, не собираюсь его навязывать. А вот об износе инфраструктуры как раз можно подумать. Поскольку земляне в своей колонии существуют, как в замкнутом мире (даже не биологически, хотя и это тоже; но скорее, идейно), исчезает стимул к развитию. Нет свежей мозговой "крови", каковая могла бы появиться со временем, если дать возможность местным жителям приобщаться хотя бы к уцелевшим остаткам земных знаний и культуры (типа водопровода и электричества, т.е., бытовым вещам, а не средствам уничтожения). Собственно, уже за пределами сюжета романа это все равно происходит, как можно понять из другого романа ("Город иллюзий").
А романтичная линия местной девы и землянина есть и у АБС. Только кончается трагически...
И кстати, у Урсулы ведь ГГ - негр, насколько я помню. Или мулат. В общем, "цветной". А отсталые аборигены, наоборот - белокожие и светловолосые ;). Всё архисовременно :woot:.
Конрад Фиалковский, но он больше по малой форме специализировался.
Точно, забыл. Но все равно, по сравнению с не то, что американцами, но даже французами или итальянцами, польская НФ за пределами Лема достаточно незаметна.
Ещё можно Штерна вспомнить.
Штерн великолепен, когда читаешь 2-3 страницы в день. Если больше - начинает физически подавлять своим юмором. Хочется отбросить книгу, лечь и выспаться, как после тяжелого трудового дня. В итоге "Эфиопа" я так и не осилил. Рассказы лучше.
Зайдель, Хуберат, Крес :thumbsup:
Увы, не знаю таких.
 

Арканис

Обитатель
Нельзя вечно жить в инкапсуляции - либо вымрешь, либо войдешь в тесный и всесторонний контакт.
Ну такое. В случае "Планеты Изгнания" это было неочевидно - если бы не их сюжетное вымирание (которое было связано, видимо, с адаптацией к условиям планеты), они бы просто продолжали бы клепать колонии по всей планете, и в итоге местные врасу превратились бы во что-то типа аборигенов Новой Гвинеи на Земле. Не было бы ни вмешательства, ни вымирания. Но Ле Гуин подыграла своим идеям сюжетно :)
 

Арканис

Обитатель
каждый автор сюжетно подыгрывает своим идеям
Это да. Но Ле Гуин мне нравится, он умела годно подать то, что щас насильно впихивают с лопаты. Даже странно, что ее сейчас не экранизируют в массовом порядке, хотя, наверное, она слишком миролюбива и недостаточно осуждает :)
 

Skinny guy

Гость
Хрюша , прочёл я Ватикан Саймака (Симака).
Соглашусь с леди Ходор, что и роботы и ИИ у него описаны как люди, причем я бы сказал даже, как люди второго сорта, раболепствующие перед создателями, как негры перед белым человеком.
Вообщем понакрутил он всякого, но в итоге не понятно для чего это все написано.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Вообщем понакрутил он всякого, но в итоге не понятно для чего это все написано.
Вообще там есть сюжет, своя интрига.
Ну Саймак ещё в принципе не боевая фантастика.
Новый Ватикан - это своего рода место, где собираются всякие знания, но знания эти хранятся, чтобы на это не наложили лапу товарищи, склонные войну развязывать. На работников действуют убеждением и местечковой атмосферой.
Шары с лицами - это одна из возможных угроз.
Внутри Ватикана тоже свои интриги плетутся, отнюдь не безобидные.
Но лан, допустим непонятно зачем Саймак тут фантазировал, хотя у него всё в итоге состыкуется. Ну тогда при этом ещё более странно считать чем-то выдающимся Стругацких - вот уж кто писал ни о чём. И непонятно в чём сюжет, даже если он и есть. А если есть, то не чувствуется от слова совсем.
 

Skinny guy

Гость
Саймак тут фантазировал, хотя у него всё в итоге состыкуется
Он закончил там, где и начинал ИМХО. Увлекательно рассказать историю он конечно же умеет, но какая идея его рассказа?
Роботы у которых нет душы более религиозны чем люди?
Все же Город и Заповедник мне больше понравились.

Ну тогда при этом ещё более странно считать чем-то выдающимся Стругацких - вот уж кто писал ни о чём.
Я не много читал, но смысл всегда улавливал, как мне казалось.
 
Последнее редактирование:

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Решил перечитать Клиффорда Саймака, начал с некоторых рассказов, так уж вышло.

Все ловушки Земли
К рассказу могут быть вопросы с научно-технической стороны. Впрочем на этом Саймак никогда в своих произведениях акцента не делал. И позволял довольно фантастичные допущения, вплоть до магии и мистики.
И так в будущем в мире вовсю начали строить роботы, теперь они чуть ли не в каждом доме. И у каждого робота есть своя личность, так что людей задавила жаба. Существуют-то роботы гораздо дольше, чем живут сами люди. Потому роботам каждые 100 лет стирают их личность, прошлые воспоминания. И предстаёт миру робот с совершенно новой личностью.
Роботу, которого зовут Ричард Дэниел, удавалось избежать смены личности в течении 600 лет благодаря семейству Баррингтонов, которому он служил. Но теперь имущество семьи распродаётся, это касается и робота. Теперь Ричарду Дэниэлу не избежать очистки памяти, потому он решил бежать с Земли.
Когда Ричард Дэниел находит нужный корабль, ему приходится закрепиться на его корпусе. Что приведёт к тому, что он будет снаружи, когда корабль окажется в гиперпространстве. И это изменит его, он получит некие телекинетические способности.
Сюжет рассказа по сути представляет из себя путешествие, где главный герои ищет своё место. Сначала попадает на колонию, где роботы добывают ресурсы. И где прячется немало беглецов, на что смотрится сквозь пальцы. Казалось бы идеальное место, но обстоятельства не дают там остаться Ричарду Дэниэлу.
В своём странствии Ричард Дэниел столкнётся с не самыми лицеприятными людьми, что вызовет в нём презрение к ним. Новые способности, позволяющие видеть схемы машин и даже людей, позволяющие их ломать или исправлять, будут способствовать новым размышлениям. О том, чтобы стать новой мессией для роботов, поделившись с ними новыми знаниями. Но в итоге находит удалённую захолустную планету, видит тамошних провинциальных людей и решает остаться с ними. Помогать и возможно где-то направлять их. Что в общем логично для него, ведь всю жизнь он был роботом слугой.
Вообще рассказ написан в романтичном гуманистическом ключе, что свойственно многим произведениям Саймака, хотя не всем. Герои близки к обычным людям, далёким от героизма. И даже роботы больше на людей похожи, тот же Ричард Дэниел. Который далеко не всегда показывает с положительной стороны. Если вспомнить планету роботов, то там он был готов совершить убийство себе подобного ради спасения. А потом по сути украл тело другого робота. Но многие бы на его месте вели себя иначе? По сути Ричард Дэниел плывёт по течению, не зная чего хочет и что ищет. Находит там где не искал, итог который свойственен для творчества Саймака.

Крохоборы
Рассказ ведётся от лица Хэллока Спенсера, который работает в организации, занимающейся путешествиями во времени. Спенсер выполняет различные административные работы, договаривается с возможными клиентами, проводит работу с кадрами. Видится он человеком, уставшим от работы, потому готовым взорваться. А день ему предстоит довольно не лёгкий.
В последние время из прошлого не вернулись несколько человек, возможно погибли, а возможно просто решили остаться. Спенсер переживает о людях, сама компания о пропавшем оборудовании.
Рассказ вообще повествует о том, как именно будут использоваться путешествия во времени. Самое первое естественно — коммерческие интересы. Потому могут браться частные заказы на то же изучение генеалогического древа. Так же имеет место быть спасение исчезнувших реликвий, тех же рукописей из Александрийской библиотеки.
Так же поднимается вопрос религии, ведь можно узнать об истоках. И как это может повлиять на общество, ведь многие верующие люди в душе не хотят знать правду. Если посмотреть на современные реалии, то такое вообще чревато тем, что разные конфессии и чрезмерно верующие поднимут вой, а кто-нибудь и теракт попробует устроить. Но в рассказе источником проблем оказываются историки, которые хотят узнать истину. А Спенсер высказывается против, считая это аморальным. И ещё не хочет быть ответственным за возможное уничтожение чьей-то веры.
Ну разумеется ещё ставится вопрос о вмешательстве, к чему оно может привести. Финал показывает, что главного героя вели к решению, которое он примет в финале. Для него это решение правильное, согласующееся с его совестью. У читателя может быть иное мнение, хотя всё таки кажется, что автор подталкивает сочувствовать Спенсеру.
Произведение построено в духе Саймака, где есть различные моменты и вещи, которые на первый взгляд между собой не связаны. Но в итоге оказываются частью целого, в итоге все ружья так или иначе выстреливают.

Специфика службы
Это из рассказов, которые именно для Саймака не типичны. Но он в духе научно-фантастических рассказов в принципе. С современной точки зрения в нём есть некоторые зачатки антиутопии.
Специфика службы членов космического корабля в том, что им делают специальную прививку. Она внушает им ностальгию по планете, на которую они летят, считая её своей родиной. И полагая что уж это путешествие у них последнее. Именно это и показывается читателю в конце.
В рассказе подобная прививка именно для космонавтов, такова специфика службы. Но если подумать, многие работодатели были бы не прочь прибегнуть к подобному, чтобы выжать из своих рабочих всё.

Убийственная панацея
Однажды к доктору провинциального городка Милвилл, который часто фигурирует у Саймака, приходит инопланетянин и предлагает панацею от всех болезней. После проверки, доктор видит, что панацея работает. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Побочным эффектом оказывается снижение умственных способностей.
О мотивах инопланетян можно лишь догадываться. Может это диверсия, но сам рассказ ставит вопрос о том, что для человечества сам интеллект может быть болезнью. Кроме рассуждений на это намекает эпизод, когда к доктору заглядывает его давний и довольно скользкий клиент, который решает выплатить всё, что задолжал. И для данного клиента такое не характерно, он считает это глупым.
К окончательному решению доктора можно относиться по разному. Но он смотрит на мир именно как доктор и руководствуется именно этим видением.

Золотые жуки
Саймак часто обращался к идее контакта человечества с другими формами жизни. Которые могут быть довольно чуждыми. И тут возникают вопросы, возможен ли такой контакт, будет ли взаимопонимание.
В тихом городке во дворе Рэндола Марсдена оказывается огромный агат. Затем стали появляться существа, похожие на мелких золотых жуков, которые оказываются кристаллическими. Сначала никто на жуков внимания особо не обращает, потом замечают некоторую пользу от них. Но потом случается беда, к которой автор медленно но верно читателя готовит.
Жукам нужен металл, при его добыче они разрушают дом главного героя, затем начинают тащить его с ближайших машин. Совершенно не считаясь с людьми, которых возможно даже не воспринимают как разумных. В лучшем случае как дикую и непонятную форму жизни, но вероятно как просто как какие-нибудь стихийные процессы на планете.
Но даже если жуки будут знать, что люди разумны, будет ли это что-то значить для них. Или они как человеческие колонизаторы прошлого, будут руководствоваться своими интересами. А то что встаёт на пути, уничтожать. Ведь сначала жуки уничтожили всех других насекомых в доме, тех же муравьёв и ос. А кода развернули свою деятельность, убили и собаку.
Жуки плодятся быстро, так что и решать проблему надо быстро. И если искать попытки договориться, может потом оказаться слишком поздно. В принципе я догадывался, чем в итоге их одолеют, зная как Саймак преподносит ружья, которые в итоге выстреливают. Способ схож со способами из пародийных фильмов, вроде «Марс атакует» и «Нашествие помидоров убийц», правда не так чтобы совсем. Но не в этом суть, когда наступает важный момент, главный герой задаётся вопросом, а имеют ли люди право вот так взять и уничтожить пришельцев. Уничтожить возможность первого контакта. И в сложившейся ситуации ответить на этот вопрос довольно сложно.

Зловещий кратер Тихо
Есть в рассказе что-то от духа первооткрывателей, что не удивительно. Всё таки Саймак американский писатель. Действие происходит на Луне, где существует колония. А так же есть старатели одиночки, которые ищут что-нибудь ценное, в основном это лишайник, растущий в окрестностях кратера Тихо. И являющийся панацеей от многих болезней. Главным героем как раз будет один из таких старателей, Крис.
В одной из вылазок Крис встречает Амелию, которая незаконно пробралась на Луну. Она хочет раскрыть тайну Третей лунной экспедиции, которая исчезла в кратере Тихо. А у кратера этого зловещая репутация, оттуда ещё никто не возвращался.
Разумеется многие вещи в рассказе окажутся связаны друг с другом. Тайна кратера Тихо, лишайник, а так же «собачки» - энергетические существа, которые по непонятным причинам присоединяются к старателям, чтобы помочь находить лишайник.
Зловещая репутация кратера многих отпугивает. Но обнаружение корабля пропавшей экспедиции обещает богатство. Крис не добился на Луне больших успехов, а срок его подходит к концу. Амелия кроме богатства хочет помочь и своему брату, страдающему от облучения. К ним волей случая присоединится ещё доктор Брилл, желающий раскрыть тайну лишайника, который трудно синтезировать.
Взаимосвязь всего будет раскрыта, но не до конца. Кристаллический сторож, не дающий покинуть кратер, «собачки», являющиеся чем-то вроде души инопланетян, а после и попадающих в ловушку людей. Но многих объяснений автор не даст, тут останется додумывать.

Дурной пример
Рассказ написан в позитивном ключе, хотя многие моменты довольно неоднозначны. Вроде робота жулика в конце, как новом дурном примере. Да и само наличие дурного примера как средства воспитания выглядит наивно.
Главным героем является Тобиас, изображающий опустившегося пьяницу робот. Которого все должны презирать и стараться не стать как он. Как уже сказал, идея довльно спорная, но тут речь не только о ней.
Пусть Тобиас изображает пьяницу, но сам он совершенствуется. И чем дальше, тем больше он готов для другой работы, у него появляются свои мечты. Но есть договор, которому робот должен следовать. Но однажды он становится свидетелем аварии и спасает людей. Из-за чего уже не может быть дурным примером. И поскольку это из рассказов в позитивном ключе, для него всё сложится лучшим образом.

Чудесное избавление
Главный герой Шервуд является человеком, не вызывающим симпатии. Мошенник и манипулятор, готовый идти к цели любыми средствами. Шервуд оказывается в бегах и попадает на необитаемую планету. Она пригодна для жизни, но не стоит рассчитывать что рядом появится корабль. Однако появляется, корабль оказывается с собственным разумом. Он забирает Шервуда, у того же появляются мысли, как можно заставить этот корабль работать на себя. Вот только у самого корабля оказываются совершенно иные планы на счёт Шервуда.
Научно фантастический рассказ каких много. Устаревший в техническом плане, к тому же это далеко не типичное саймаковское произведение.

День перемирия
Больше похоже на зарисовку апокалиптического будущего. Есть отдельная усадьба, которую охраняет главный герой Макс Хейл. Есть бандиты, называемые панками, у которых страсть к разрушению. И озвученное ими намерение уничтожить последнюю усадьбу в окрестности и свести счёты с главным героем.
Но тут главное в том, какой смысл заложен в произведении. О детях, которые предоставлены сами себе. И на чьи шалости никто не обращает внимание. Сначала считая невинными забавами, потом не видя другого выбора. И в довесок имеют место быть слишком уж либеральные законы, которые лишь на руку хулиганам.

Врачеватель вселенной
В данном рассказе человеческое здоровье возведено в культ. Нужно делать физические упражнения, соблюдать правила гигиены. Обратное считается преступлением, в общем благая идея обернулась абсурдом. И ко всему прочему изначально за здоровьем должны следить машины, роботы, чётко исполняющие возложенную функцию. И за всем следящие. Тотальный контроль, в городах он сильнее чем в деревне.
Главный герой Альден Стрит оказался осуждён за нарушение правил и был сослан в место под названием Промежуток. Это островок посреди непроходимого болота, где люди предоставлены сами себе. Бежать оттуда трудно, да и побег в итоге не имеет смысла.
У главного героя есть незавершённое дело, что мотивирует его бежать с двумя примкнувшими к нему спутниками. В этой его цели будет и выход из сложившейся ситуации в принципе. Ход для Саймака довольно типичный, правда тут выглядящий как рояль. Просто в данном случае ничто не предвещает таинственных благодетелей из другого мира. Суть работы Альдена озвучивается лишь в самом конце.
А мысль что любое доброе начинание может быть доведено до абсурда прямо в самую точку. И предписания этого доброго начинания часто оказываются тираничными законами.

Дом обновлённых
По началу рассказ кажется брэдберийским. Старый профессор юридических наук Фредерик Грей решил порыбачить в безлюдных местах. У него никого не осталось, жена и сын погибли, а лучший друг на пороге смерти. Во время рыбалки он видит на берегу новый дом, то вызывает его недовольство. Кажется что он никак не вписывается в пейзаж.
Грей решает нанести визит хозяевам дома, но никого там не застаёт. Возможно после рыбалки он бы не делал больше попыток, но вывихнул ногу. К тому время было позднее время, так что Грею пришлось вернуться в дом, где снова никого не обнаружил. Зато там его ждали ужин и постель.
Бросается в глаза, что рассказ устаревший. Сейчас бы никого не удивили двери, которые закрываются сами. Равно как и беспроводные телефоны, когда у всех уже сотовые.
Сам дом оказывается построен пришельцами, которых Грей интересует как юрист. То что его никто не хватиться скорее всего им тоже на руку.
Перед нами обыгрывается очередная возможность взаимоотношения людей с другими цивилизациями. На этот раз продвинутыми на столько, общаются с другими с помощью чего-то понятного. Книги, телефоны и прочее. Грей видит перед собой именно знакомое ему, хотя у пришельцев могут быть иные способы общения и получения информации. Тут явный контраст с пришельцами из «Золотых жуков», которые шли к своей цели, игнорируя людей и их интересы.
Взаимоотношение человека с пришельцами тут базируется на юриспруденции, возможности развития межгалактического права. Где могут пригодиться и человеческие законы, как ни странно. Ведь по сути кто может знать, как формируются подобные взаимоотношения.

Через реку, через лес
Однажды к старой женщине забрели двое детишек, которые заявили что она их бабушка. Женщина не стала спорить, а приютила необычных детишек с той же фамилией, что и у неё. И тут на первое место ставится душевность, желание помочь. То что у детей странная одежда, рюкзаки из странного материала, всё это дело вторичное.
Дети оказываются из будущего, в котором случилась беда. И отец отправил их в прошлое, желая уберечь. Хотя это может и изменить будущее. И первым возможным изменением является излечение старой женщины от рака с помощью специального лекарства. Воспользуется ли им старая женщина, автор оставляет без ответа. Рассказ написан скорее как фантастическая проза, в духе Брэдбери.

Мелкая дичь
По ощущениям от рассказа веет чем-то лавкравтовским. Вроде типичные идеи, двое друзей создают машину времени. Один из них обозначен как математический гений, но кроме математики его ничего не интересует. Эдакий аутсайдер, однако главным героем является его друг, который и отправляется в прошлое.
Главного героя интересуют динозавры и как они вымерли. Существует множество теорий, а с машиной времени можно узнать правду. И открывшаяся правда ужасает главного героя.
Есть инопланетяне, для которых Земля просто охотничье угодье. Вот они поубивали динозавров ради мяса, а позже скорее всего различных мамонтов и саблезубых тигров. И главный герой задаётся вопросом, не появятся ли инопланетяне снова, чтобы взяться за людей. Пусть люди не крупная дичь, но их развелось довольно много.

Ведро алмазов
В провинциальном городке у одного жителя обнаруживается способность перемещаться то ли в будущее, то ли на какую-то планету, где есть место со всякими выкинутыми вещами. Там можно найти всякие технические диковинки, ценную картину, драгоценные камни. Почему всё это выброшено, будет объяснено, ведь с нечаянным путешественником окажется гость. Эдакий проповедник, способный убедить людей выбрасывать их вещи.
Сам нечаянный путешественник просто ленивый старик, которому ни до чего нет дела. И который часто влипает в различные ситуации благо его племянница жената на адвокате, который и является главным героем. И вот однажды ему звонят, так как дядюшка жены оказался задержан, имея при себе ценную картину, всякие диковинные приспособления и ведро алмазов. И придётся главному герою во всём разбираться.
Рассказ типично саймаковский, довольно лёгкий и не без юмора.

Я весь внутри плачу...
Рассказ от лица робота, написанный намеренно короткими и простыми предложениями. И описывает он Землю, которая пришла в упадок. Однажды её покинули самые умные и талантливые люди, оставив остальных вместе с устаревшими роботами, которые и будут делать всю работу. Пока сами будут работать.
Рассказ печальный и далеко не жизнеутверждающий, ведь он посвящён Земле. Может у улетевших к звёздам дело обстоит лучше, но этого читателю не открывается. Земля деградирует, что вызывает у робота внутреннюю печаль, природы которой он сам не понимает.

Кто там, в толще скал
Саймаковский лирический рассказ, где будет место для различных философских измышлений. Можно не сомневаться, что ружья выстрелят, но при этом многое останется без ответа. Если взять существо, которое замуровано в скалах, понятно что это наказание за какие-то преступления. Какие не известно, да и кто заточил не ясно.
Главный герой Уолесс Даниельс после потери близких уединился на ферме. Травма головы открыла в нём различные способности, в частности перемещаться во времени, лишь отчасти взаимодействуя с тамошним миром. Животные не обращают на него внимание, он же не может в своё время что-нибудь забрать. И даже сделать фотографию. Но кроме этого он узнаёт о замурованном существе захочет узнать кто это. Но столкнётся с тем, кто к этому существу приставлен, то ли охраннику, то ли верному псу, то ли пастуху. Это будет началом странного общения.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Продолжаю читать Клиффорда Саймака

Земля осенняя

Рассказ довольно сюрреалистичный и психоделичный. Повествует о герое , попавшем в странное место, где вечно царит осень. Можно услышать детский смех, но никаких детей там нет. Люди не помнят имена другу друга. И всех периодически посещает молочник, доставляющий всё необходимое. Из этого места невозможно вернуться в реальный мир. Пути назад нет, только вперёд, хотя неизвестно что впереди. Но каждый житель в итоге отправляется вперёд, но позже придут новые.
Не понятно, что это за место такое, может некое укрытие от мира с его проблемами. Ведь в мире экономические проблемы, царит безработица. К тому же фотоаппарат главного героя каким-то образом запечатлел катастрофу, возможно ядерную войну. И людской разум неведомо как породил такое место. Но может это загробный мир, место для недавно умерших. Ответа автор не даёт.

Наблюдатель
Всё же некоторые рассказы Саймака могут быть не слишком понятны. Это один из них. Есть некий путешествующий разум, который исследует разные звёздные системы и планеты. Разум изначально человеческий, на что автор довольно толсто намекает. По сути подобное путешествие осуществляется с помощью каких-то технологий. Подобная идея у Саймака есть в романе «Что может быть проще времени». Но одна идея может иметь разные воплощения, что свойственно автору в принципе.
И вот странствующий разум встречает нечто такое, что замечает его. И те кто послал этот разум, отключают с ним связь, чтобы новое нечто не смогло их найти. Обычный страх. Но обнаруженная сущность сообщает страннику, что его раса давно уже покинула смертную оболочку. Что отправители являются лишь теми, кто остался выполнять функцию разведки, можно предположить что что это роботы.
В рассказе именно остаётся что предполагать. Как например природу обнаруженной сущности, возможно это соплеменник, который встретил того, кто занимается давно бессмысленным занятием.

Гуляя по улицам
У бродяги по имени Эрни обнаружили ауру, которая исцеляет всех, кто находится рядом. И правительство отправило его гулять по улицам, посещать различные заведения, выдав тому сопровождение. Ведь Эрни довольно своенравный тип, в принципе мало кому понравится быть на поводке. Даже за хорошие деньги.
Однако потом выясняется, что все контактирующие с Эрни начинают умирать, целительная аура сама оказалась болезнью. Люди из сопровождения обсуждают кому куда податься, сколько времени у кого осталось. Но рассказ по сути о бесплатном сыре в мышеловке. И что не стоит пускать в ход мало проверенное лекарство. Сейчас в каждом правительстве рассказ стоит почитать и подумать, уж с этими гонками панацеи от коронавируса.

Строительная площадка
О планетах нашей солнечной системы были разные фантазии, чаще всего под раздачу попадал Марс. Но всё же и другим доставалось, в данном рассказе экспедиция из трёх человек попадает на Плутон. Который оказывается полностью из металла, является искусственно построенным объектом. Но это только вишенка на торте. Далее троица землян обнаруживает чертежи с проектом всей солнечной системы. И оказывается, что всё её строительство пошло не так, по сути строители всё забраковали. Где-то не хватает планеты, а на Марсе и Венере не развилась жизнь как на Земле. Правда это мнение лишь одного из участников экспедиции, истину же читатель не узнает. Рассказ обрывается на том, то строителей системы ругают на чём свет стоит.

Унивак-2200
На размышления навевает уже само будущее, описанное автором. Человечество живёт в трёх гигантских башнях, управляемых искусственным разумом. И этот разум обеспечивает людей всем необходимым. А чтобы люди не чувствовали себя запертыми, компьютер может визуализировать различные места. Человеку, идущий по коридору может видеть лесную, шоссе или что-нибудь ещё. Так же и с местами, можно оказаться на берегу океана или на вершине горы.
По сути люди теперь зависят от компьютера, но с другой стороны это было сделано из необходимости. Ресурсы земли исчерпывались, окружающая среда загрязнялась. Теперь же открыт ядерный синтез, с помощью которого каждого человека можно обеспечить необходимым. Оставив Землю восстанавливаться.
Можно задуматься о лучшем выборе, но суть оказывается в ином. Главный герой Эндрю Харрисон сделал расчет, благодаря которому люди могут получить бессмертие, переместив свой разум в компьютерный носитель. И получится робот с человеческим разумом. Но это может разделить людей на два лагеря, за и против. Есть моральные дилеммы, вроде загробной жизни. Если её нет, то человек имеет право получить бессмертие, если есть, то бессмертие лишает её.
Харрисон советуется с Униваком, управляющим компьютерным разумом. И Унивак предлагает решения, сомнительные в плане морали. Чему не стоит удивляться, ведь он создан людьми, хотя на него в частности рассчитывали как на некий моральный ориентир. Разум без человеческих пороков. Но Унивак нельзя назвать плохим, он по сути ищет оптимальные варианты. Да и рассказ не сводится к его нравственности.
Разумеется для искушённого читателя многие идеи не покажутся новаторскими. По сути многое в научной фантастике повторяется разными авторами в том или ином виде. Данный рассказ лишь ставит вопросы, к чему могут привести те или иные открытия. Что хорошо или плохо, тут каждый сам решит.

Цилиндр
Если брать сюжет, то не сказать что он особенно интересен. Парадокс с петлёй времени мало кого удивит, такое обыгрывалось не раз. Вспомним того же «Терминатора». Единственно можно увидеть парочку любопытных идей, даже если они не слишком новые. Разделить пространство и время, для лучшего изучения последнего, упоминание интересное. Но лишь упоминается, как причина по которой главного героя выгнали с работы.
Космический двигатель, использующий время как топливо, тоже любопытен. Он будет в центре сюжета, но суть самого сюжета похожа на сюжет с машиной времени. Герои рассказа будут пытаться понять принцип работы двигателя. И в итоге двум людям придётся испытать принцип его работы на себе.

Фото битвы при Марафоне
Стиль рассказа намеренно отдаёт суховатостью, чему изначально даётся объяснение. Пишется от лица профессора геологии, решившим излагать мысли чётко. Но порой таки отвлекающийся не некоторую лирику.
В духе Саймака будет немало различных элементов, в том числе и фантастичных. Которые сольются в одну картину.
Суть рассказа во встрече человека настоящего и людей будущего, живущих на остатках послевоенного мира, которые теперь рыскают во времени словно стервятники. Одним из предметов их поиска — это знания инопланетной расы, оказавшиеся на Земле. Это и оказывается точкой соприкосновения людей различных эпох.
Люди будущего отличаются от людей настоящего, равно как люди настоящего от пещерных. Но при этом всё же схожи, со своими пороками. Есть в людях будущего определённая высокомерность, ну а если взять их по отдельности. Алкоголичка и двое мужчин не от мира сего. При чём один из них считается психопатом, поскольку интересуется жестокими моментами в истории. Но может психопат он по меркам людей будущего, сам же ближе к современным людям. Об этом читатель точно не узнает, поскольку странные события начинаются как раз с его смерти. Несчастного случая, где он гибнет от лап медведей. И при нём оказывается странный куб, являющийся по сути трёхмерной фотографией, запечатлевшей битву при Марафоне.
Чем же является столкновение с людьми будущего для главного героя. Ему эти люди внушают неприязнь, при чём вполне обоснованную. Возможно они смогут распорядиться полученными от пришельцев знаниями лучше. Но не потому что они нравственнее, а из необходимости. Люди будущего просто пытаются спастись от вымирания после войны.
В концовке рассказа главный герой находит ещё несколько снимков будущего. Запечатление Карла Великого, жестокого тирана. И человека распятого на кресте, понятно к чему эта отсылка. И последняя фотография оказывается обыденной, в которой нет ничего особенного. Банальная римская казнь, без деталей, вроде венка на голове или прибитой издевательской надписи. Обыденное событие, которое в последующем приукрасили.
После изложенного рассказа говорится что главный герой исчез. Тут намёк, что он отправился путешествовать на попавшей ему в руки машине времени, как произошло с героем Герберта Уэлса. Ну а подтверждений слов профессора не находится, тут вспоминается Лавкрафт.

Призрак модели «Т»
По сути очередной рассказ о посмертии, у разных авторов оно бывает разное. Где-то человек находит свою мечту, либо возвращается к прошлому, к семье. Переходы отличаются, в данном случае это старый автомобиль модели «Т», который привозит главного герое в памятное ему место. А после к старому другу, который давно умер.
Суть подобных рассказов в лирике. В раскрытии чувств персонажа, не важно одержим он мечтой или ностальгией. Если читатель ищет именно определённую лирику, то самое оно. В плане же чего-то нового тут искать нечего. Форма может быть разной, но суть одна.

Пенсионер
Здесь научно-фантастический элемент лишь оболочка. И это рассказ позднего Саймака, в котором уже нет той позитивной веры в человечество, что была раньше. В данном произведении автор говорит о проблеме старости. О человеке, который проживает последние дни в своеобразном доме престарелых. Там он по сути всем обеспечен и ни в чём не нуждается. Но его гложет одиночество и осознание своей ненужности. Вот такая печальная лирика.

Целительный яд
Главный герой рассказа, доктор Артур Бентон, чем-то схож с героем рассказа «Убийственная панацея». Оба являются провинциальными докторами, но ситуации у них разные. Бентон узнаёт о возможной эпидемии. Наблюдая за некоторыми своими пациентами, он замечает возможные признаки болезни. И всячески старается выяснить, чем подобная болезнь вызвана.
Поиски приводят Бентона к выводу, что виной болезни является отказ от продуктов, выращенных на специальных удобрениях, которые позже запретили. Но организм употреблявших эти продукты привык к пестицидам. И возникла ситуация как в анекдоте: «мне плохо, поднесите к выхлопной трубе».
Автор рассказа ставит вопрос о влиянии удобрений и химикатов на человека. О том, что люди к ним могут адаптироваться, их организм меняется. Возврат к натуральному может так же нести вред.
Что касается главного героя, то он в итоге оказывается в ситуации, где человек к которому бы прислушались, гибнет при несчастном случае. Провинциального же врача слушать никто не станет, ведь его открытие причины болезни всего лишь догадка. Да и в саму болезнь никто не верит. В итоге Бентон приходит к решению заботиться только о своих пациентах, ведь остальным он помочь не в силах. Сама же ситуация к вопросу о том, что люди могут недооценивать опасность, пока не будет поздно. Проверять же лишь потенциальную угрозу экономически не целесообразно.

Дом на берегу
В чём-то рассказ напоминает роман «Кольцо вокруг солнца», только в романе параллельные миры нашли те, кто противостоял большому бизнесу и его воротилам. И использовали эти самые миры. Тут же эти миры используют сами воротилы, при чём не лучшим образом.
Художник Дэвид Латимер попадает в дом, где содержатся другие люди искусства, есть один философ. Их сюда заключили как возможных смутьянов. Пусть сами они безобидны и не способны кого-то вести за собой, но их произведения могут способствовать зарождению мыслей, которые не угодны сильным мира сего. Вероятно есть множество иных целей, например некоторые произведения искусства, созданные в доме, периодически исчезают.
Из дома нельзя выбраться в привычный мир, поскольку сам дом находится в параллельном мире, вокруг которого дикая природа. Разумеется главный герой всё равно пытается, ему даже попадается случайный разрыв, являющийся переходом между мирами. А возможно этот переход не случаен. Через него он попадает ещё в один мир, где динозавры не вымерли. И там находится штаб, который руководит всем проектом.
И по сути для Латимера нет никакого выхода, нет способа бороться с бизнес воротилами. Скорее всего он не смог бы противостоять им и в своём мире. А воротилы могут эксплуатировать свой мир и другие так как им вздумается. По сути остановить их может лишь нечто непредвиденное, что может встретиться в других мирах. Вроде представителей иного разумного вида, у которых найдутся свои способы борьбы. Так в общем и случается, поскольку несколько человек решили поохотиться. И не найдя дичи, стали стрелять в туземцев, поскольку те не похожи на людей. И не все воспринимают их как разумных.
Конец рассказа вроде как счастливый, но главный герой на это практически не повлиял. Он скорее выступает наблюдателем. В итоге Латимер оказывается там, где ему лучше всего. Как ни странно, это оказывается изначально злополучный дом. Подобное у некоторых читателей может вызвать недоумение.

Брат
Рассказ больше лирический, где фантастические элементы, вроде космических полётов, вроде как есть, но они где-то на втором плане. Действие происходит в довольно захолустном месте, к которым у Саймака всегда была огромная любовь. У Эдварда Ламберта, одинокого фермера, оказалась необычная способность мысленно создать свою личность-двойника. Которую он назвал Филом и в последующем стал считать своим братом близнецом. То что Фил не иллюзия будет ясно, поскольку Фила будет преследовать инопланетянин. И Ламберт с Филом с ним встретятся.
Автор постепенно приводит читателя к развязке. Сначала Ламберт беседует с приехавшим человеком, который оказывается психологом. И рассказывает что никаких свидетельств о рождении Фила нет. Да и местные считают его выдумкой. Ламберт же уверен в существовании брата близнеца.
Отчасти затронут вопрос о неожиданных способностях человека, как следствия эволюции. Саймак не раз затрагивал эту тему, при чём гораздо больше чем в этом рассказе. Как уже говорилось, здесь важнее именно лирика.

Новый вид связи
Концептуально рассказ походит на роман Саймака «Что может быть проще времени», но тут уклон более философский. Есть несколько людей-телепатов, которых объединили для изучения космоса и контакта с иными цивилизациями. Проект затратный, так что у политиков возникает вопрос о его целесообразности. Кто-то может увидеть в проекте угрозу, так как может вывести чужой разум к Земле. И непонятно чего от него ждать. Так что проект приходится держать в секрете, а ещё иметь дело с политикой, не смотря на потенциальные возможности.
Главная возможность, это открытие перемещений, скорости больше скорости света. На этом руководству проекта и приходится играть, так как иные возможности мало кто сочтёт интересными. Возможности найти Бога или понять суть смерти — подобное слишком абстрактно и экономически нецелесообразно. Равно как и возможное уничтожение вселенной, о котором инопланетяне предупреждают одного из телепатов. Возможно это предупреждение в рассказе сыграло свою роль, но не особо сильную, как по мне. В принципе можно было обойтись и без этого, ничего бы по сути не поменялось.

Грот танцующих оленей
Через идею бессмертного человека Саймак решил раскрыть тему одиночества. Луи живёт более 20 тысяч лет, не встретив себе подобных. Он не стареет, потому не может долго оставаться на одном месте. И старается ничем не выделяться, не становясь учёным или человеком творчества. Но так не может продолжаться вечно, в итоге ему нужно кому-то открыться. Хотя бы одному человеку, пусть сам этот человек однажды умрёт.

Поющий колодец
Томас Паркер занимается изучением генеалогического древа своей семьи по просьбе старой тётушки. Никому не интересная блажь, кроме неё самой. Это приводит Паркера в одно дикое место, у которого окажутся свои тайны.
Рассказ очень походит на мистику и ужасы. Только Саймак никогда не был писателем ужасов. Тайны конечно интересные, взять ту же религию динозавров. И существа, которым они поклонялись. Существа кстати похожи на порождения зла из романа «В логове нечисти», где Саймак ударился в фэнтези.
Тут трудно сказать, является ли рассказ фэнтези, мистикой или фантастикой. Впрочем подобные размытые грани часто встречаются у автора. Сам рассказ заканчивается на позитивной ноте, которая свойственна Саймаку, пусть и не всегда.

Прикуси язык!
Избирательная система ушла в прошлое, сейчас выборы политического деятеля зависят от компьютеров, которые устанавливают специальные экзамены. Нет возможности обманывать или манипулировать избирателями, никакая выслуга лет не поможет. Только компетентность и соответствие должности.
Разумеется политики не прочь пользоваться своими привилегиями для собственной выгоды. Придумывают различные манипуляции, пусть это сложнее под присмотром компьютеров.
И вот кто-то решил подкупить один из компьютеров, но чем его можно заинтересовать? Разумным машинам не свойственны человеческие пороки, но всё же могут быть свои амбиции или мечты. Оказаться компьютером космического корабля или оказаться своеобразным учителем в провинции. Для компьютера мечты могут оказаться не менее важны, чем для человека.
 

Skinny guy

Гость
Хрюша , ты как всегда крут в своей последовательности. Клиф Симак с детства запомнился своим "Городом", "Денежным деревом" и др. гуманистическими произведениями.
Надеюсь устроишь когда-нить ретроспективу по Филипу Дику.

А я вот хотел перечитать "Кто идёт?" Джона Кемпбелла и узнал, что оба русских перевода - отстой.
Думаю перечитать в оригинале и посмотреть фильм Карпентера, который по мнению критиков точнее других экранизаций передаёт сюжет рассказа.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Заповедник Гоблинов"
Одно из самых удачных сочетаний фэнтези и научной фантастики. Мир, где космические перелёты являются обыденностью, человечество познакомилось с множеством инопланетных рас и культур. Не только гуманоидных, есть ракообразные, паукообразные, существа обитающие в жидкости и прочие другие. Многие прибывают на землю для посещения лекций.
Открыты перемещения во времени, хотя с ними есть свои трудности. Не все хотят знать правду, предпочитая свои любимые теории. Так что Институту Времени приходится выкручиваться, например выдернув из прошлого Шекспира, чтобы тот прочёл лекцию. Ещё стоит сказать, что благодаря таким перемещениям в этом мире будущего живёт неандерталец Оп, показывающий недюжинные ум и изобретательность. Так же с помощью перемещений из далёкого прошлого был перенесён загадочный Артефакт, огромный куб из тёмного материала, который ничем не повредить.
Но что ещё интереснее, были открыты мифические существа, вроде гоблинов, троллей, фей, баньши. Для них и создан специальный заповедник, где эти существа живут согласно своим традициям. Феи танцуют на полянах, тролли ссорятся с гоблинами. И все эти создания владеют магией.
Ещё стоит отметить возможность создавать биомехов, зачастую ими являются вымершие животные. С одним из них читатель познакомится, это саблезубый тигр Сильвестр. Домашние питомец Кэрол, девушки работающей в институте времени, которая волею судьбы знакомится с главным героем. Так же в мире встречаются духи, один из них так же будет среди действующий персонажей. Этот Дух не будет помнить кем он является, хотя искушённый читатель может догадаться об этом раньше, чем это раскроет автор. И танец Духа Шекспира с собой живым на поляне фей — это намёк на то, чем он вдохновлялся при написании «Сна в летнюю ночь».
Начинается роман с того, что главный герой Питер Максвел узнаёт, что чуть ранее он стал числится мёртвым. В дальнейшем станет понятно, что при межпланетном перемещении он оказался раздвоен. Один Максвел оказался на загадочной Хрустальной планете, другой — в месте своего изначального назначения, где существуют легенды о драконе. Второй Максвел возвращается раньше и погибает при странных обстоятельствах. После чего пребывает первый, оказавшись в странной ситуации.
Максвел официально мёртв, на работе на его место поставили другого человека. А квартиру сдали, как раз девушке по имени Кэрол, благодаря чему они познакомились. И от неё главный герой с друзьями узнают, что Институт Времени собирается продать Артефакт. Покупателями окажутся загадочные колесники. Каждый колесник — это разумный улей, передвигающийся на двух колёсах. О них мало что известно, возможно для людей это гипотетический враг. Что касается Артефакта, то он должен стать платой за Хрустальную Планету, являющуюся источником знаний, до которых человечеству, да и любой другой известной расе, далеко.
В романе автор показывает не дюжую фантазию. С первого взгляда кажется, что тут многое разрозненно и ничем не связано. Но в итоге многие элементы оказываются ружьями, выстреливающими в нужный момент. Или же роялями из кустов, кому как нравится. Ту же Кэрол с её доступом в Институт Времени можно воспринимать как рояль. Такие ружья или рояли в принципе в духе Саймака.
Саймак известен как гуманист, это отражает большинство романов. «Заповедник гоблинов» не исключение. Роман кажется сказкой, довольно доброй. Пусть есть противостояние с колесниками и погибает двойник Максвела. Но подобное может быть и в добрых сказках.
 

Havelock

Зампредседателя клуба Зануд
Хрюша , с юности обожаю это произведение! Просто отличное! :bravo:
Этот Дух не будет помнить кем он является, хотя искушённый читатель может догадаться об этом раньше, чем это раскроет автор.
Я, кстати, в своё время не догадался :facepalm:
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Я, кстати, в своё время не догадался
Просто в своё время это был не первый роман, который я прочитал у Саймака. А когда читаешь N-й, то начинаешь предугадывать многие сюжетные ходы.
 

renyxa

Гость
После стимпанковского романа про буржуинов и вундервафли

FloatingIsland_nd_WLAllisonCompany_NY+_.jpg


взялся за дизельпанковский про это же.


51ypraMwP5L._SX362_BO1,204,203,200_.jpg


Прокоп осекся от собственного крика; в голове стучало так, что он перестал воспринимать окружающее.

— Простите, — сказал он, чтобы скрыть смущение, и трясущейся рукой нащупал портсигар. — Курите?

— Нет.

— Древние римляне уже курили, — заверил его Прокоп и открыл портсигар; в нем лежали тяжелые патроны. — Возьмите, стал уговаривать он Плиния, — это легкие сигары 'экстра нобель'.

С этими словами он скусил кончик тетрилового патрона и стал искать спичку.

— Все это чепуха, — снова заговорил он, — а известно вам, что есть взрывчатое стекло? Жаль. Слушайте, я могу сделать для вас взрывчатую бумагу. Напишете письмо, кто-нибудь бросит его в огонь и — ррраз! — весь дом в клочья. Хотите?

— К чему? — спросил Плиний, подняв брови.

— Просто так. Сила должна вырваться на свободу. Я вам скажу одну вещь. Вот если вы станете ходить по потолку вниз головой — что получится?

Прежде всего я плюю на теорию валентности. Все можно сделать. Слышите, потрескивает за стеной? Это растет трава: маленькие взрывы. Каждое семечко — самовзрывающийся запальный капсюль. Пффф — как ракета. А эти болваны воображают, будто нет никакой тавтомерии. Я им покажу такую меротропию, что они обалдеют. И все только на основании лабораторных работ, сударь!
Впрочем, это ГГ снится.
 
Сверху Снизу