• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.
  • Не пропустите! Начался второй сезон "Дома Дракона"!
    Обсуждать сериал (в целом или отдельные серии) приходите в тематический раздел сериала.

Миры фантастики, научной и не очень

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Проект Ватикан"
Романы Саймака характерны тем, что в одном может быть куча идей, на каждой из которых можно создать роман отдельный. Если начать их развивать по полной. Ещё каждое произведение Саймака это отдельный мир, циклов он не пишет. Посему окончание некоторых романов может показаться скомканным. Таковой может видеться и концовка данного романа.
«Проект Ватикан» по наличию множества идей является одним из самых ярких. Впрочем нечто аналогичное можно увидеть в других его произведениях. Роботы, ведомые человеческим христианством и создающие более совершенный компьютерный разум, который постоянно совершенствуется и набивается новыми знаниями. Такая идея встречается в раздвоенном виде в «Выборе богов», просто там отдельно были роботы, хранящие христианские традиции. И отдельно те роботы, которые строили совершенный компьютер. А если взять тех же телепатов, которые бестелесно исследуют другие миры, тут можно вспомнить «Что может быть проще времени».
Главный герой, доктор Джейсон Теннисон, бежит с планеты на которой работал. И попадает туда, где роботы решили найти истинную веру и создали своего Папу, компьютерный аналог Папы Римского, тот самый супер-компьютер. По дороге Теннисон знакомится с Джилл, желающей написать про этот аналог Ватикана, названный Ватикан-17. Правда организация давно уже ушла от христианства, это больше походит на исследовательский центр. И тут главную роль как раз играют телепаты исследователи.
Одна из телепатов, женщина по имени Мэри, находит место, которое посчитало за библейский Рай. И это раскололо Ватикан-17 на два лагеря. Есть богословы, считающие что нынешний Ватикан-17 ушёл от своей цели, хотят свернуть исследовательскую работу, чтобы во главе была исключительно вера. При чём слепая. И богословы готовы подтасовывать факты и даже пойти на убийство, всё чтобы дорога в Рай не была найдена. Ведь это может оказаться не Рай. Противостоят богословам те, кто считает что надо искать универсальную веру, для чего следует именно что искать знание.
Ещё у Ватикана-17 есть потенциальная угроза в виде существ, похожих на пузыри. У тех есть свой аналог исследовательского центра. Но их целью является власть над вселенной.
И видно, что мог бы получиться неплохой цикл. Но как уже говорилось, Саймак циклов не пишет. Хотя потенциально угрозы пузырей осталась. Хотя богословов в итоге утихомирили, достав доказательство того, что найденный Рай вовсе не Рай.
Действие романа происходит неспешно, тут не мало лирики и философии. Что собственно свойственно Саймаку. Но хотя бы подаёт всё простым языком.Закручиваться сюжет начинает ближе к концу. При первом чтении может удивить гибель Декера, который воспринимался вторым главным героем после Теннисона. Хотя может не так удивить, если это не первый прочитанный роман Саймака.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Исчадия Разума"
Роман можно похвалить за идею, что человеческая фантазия может являться инструментом эволюции. Способом создать новый вид жизни. Таким образом появляется мир, где живут разные существа и персонажи, созданные людской фантазией. От гоблинов, эльфов и фей, до мультипликационных персонажей. Есть и выдуманные люди или легендарные личности, как их представляют люди. Могут иметь место быть даже различные события прошлого, вроде битв, но не так как они были на самом деле. А так как их представляет человеческая фантазия.
И такой вот мир пытается убить любого, кто заподозрит его существование. Одним из таких людей является главный герой, Хортон Смит. В отличие от других друзей по несчастью он выживает в трёх покушениях, после чего оказывается заговорён от последующих попыток убийств. Ведь мир фантазий живёт по определённым правилам, основанным на людских приметах, поговорках и прочем.
Но испытания Смита на этом не окончатся. Ему придётся выручать любимую девушку по имени Кэти, которая тоже узнаёт про существование мира фантазий. И Дьявол из фантастического мира захочет сделать главного героя посредником между мирами. Ведь Дьявола не устраивают новые персонажи, из тех же диснеевских мультиков. Он считает, что они привносят хаос. И хочет чтобы люди перестали выдумывать и верить в подобное.
Роман старый, сейчас в человеческих головах есть много отдельных выдуманных миров, каждый со своими законами. При чём это именно оформилось в человеческих головах, так что теперь разных миров с фантазиями может быть много. Но я отвлёкся.
В общем идея романа интересная, но развязка может показаться наивной и сомнительной. Да и воплощение идеи мира фантазий всё же скудно. Ну и не обошлось без философских мыслей и лирики. Автор тут очень романтизированно расписывает жизнь провинциальных захолустных городков. Саймак всегда любил их романтизировать.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Мастодония"
У Саймака хорошо работала фантазия, но не чурался он и самоповторов. Хотя зачастую это компенсировалось тем, что одна идея могла иметь в разных произведениях разные интерпретации. И тут вроде бы так же, но... Здесь уж сильно режут глаза сюжетные повторения с рассказом «Необъятный двор». Там тоже есть главный герой, живущий на отшибе, космический корабль и местный дурачок, который тем не менее способен общаться с неземным разумом. Так же можно увидеть схожесть с рассказом «Кто там в толще скал». Есть путешествие во времени и инопланетянин, застрявший на Земле на очень долгие годы. И если упомянутые рассказы вы прочтёте ранее «Мастодонии», то чтение последней точно вызовет чувство дежавю.
Стоит ли говорить, что есть сюжетные ситуации, которые так же встречаются в других произведениях? То как старый охотник гонялся за нематериальным инопланетянином, но в решающий момент не выстрелил, это похоже на историю персонажей Декера и Шептуна из «Проекта Ватикан». Или когда этот самый инопланетянин, названный Кошачьим Ликом, в какой-то момент перерождается, из-за чего должен покинуть главных героев. Ведь при перерождении он окажется очень далеко. И похожую ситуацию можно найти в романе «Игрушка судьбы».
Ещё если это не первое прочитанное произведение Саймака, то можно предугадать сюжетный ход с одной из охотничьих экспедиций в прошлое. Я вот когда первый раз читал, заранее уже знал, какая судьба её постигла.
Суть романа в том, что главные герои Эйса и его возлюбленная Райла сталкиваются с инопланетянином, способным создавать туннели времени. А говорить с ним может по началу только местный дурачок по имени Хайрам. К слову, главного героя «Необъятного двора» тоже звали Хайрам, в именах Саймак тоже повторялся не редко.
Райла, как женщина с деловой хваткой, решила сделать бизнес на путешествиях во времени. В первую очередь это сафари в доисторические времена. При чём в данном случае действия в подобном прошлом не отражаются на настоящем. Короче принцип бабочки, который был у Брэдбери в рассказе с похожей идеей, здесь отсутствует. А вот влияние на историю, когда уже люди были, герои опасаются. Но туда в романе путешествий не делается.
Разумеется к путешествиям во времени будет проявлен интерес. Церковные фанатики не желающие, чтобы кто-то путешествовал в эпоху Христа, ведь факты могут навредить вере. ЦРУ желающие изучить прошлое. Сенатор, который хочет отправить в прошлое малоимущих, чтобы те могли там начать новую жизнь. И недовольные будут вставлять палки в колёса.
Кроме Эйсы и наверное Хайрама, остальных будет больше интересовать, как бы бизнес не прогорел. Ту же Райлу, которая взяла на себя основную часть. Это может не понравиться многим читателям. Даже любителям Саймака, а может им особенно. Но если вспомнить те же рассказы автора, в них он не всегда следовал своей романтично-гуманистической линии. А в самом известном романе «Город» Саймак во многом от неё отрёкся.
Но «Мастодония» всё же написана в духе гуманизма Саймака. Фантащии и разных философских идей здесь тоже хватает. Тут смущают именно что очевидные повторы других произведений. Но кто-то может прочесть «Мастодонию» первой.
 
Последнее редактирование:

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Живы высочайшей милостью"
Некоторые сюжеты Саймака очень походят на хоррор, хотя до него не дотягивают. Даже тут, где не только сюжет как в ужасах, но и есть эпизоды, которые могут пробрать до дрожи. Вопящий в отчаянии пастор и зверь, скорбно воющий ему в ответ. Или робот, видящий конец мира, представляющий чёрное ничто и по собственной воле туда падающий. Или поэтесса, чью жизнь высосала странная поющая башня.
Что собственно представляет собой сюжет. Есть несколько случайных людей, среди которых один робот. Все они жители разных параллельных миров. Пастор, движимый религиозным фанатизмом, для которого есть только вера. Генерал, мыслящий по военному и норовящий взять на себя роль лидера. Поэтесса из мира эстетики, где жизнь посвящена искусству. Робот из мира, где лучшие люди покинули Землю, оставив там не лучших своих представителей. А оставшиеся роботы о них заботятся, напоминает рассказ Саймака «Я весь внутри плачу». Оставшиеся двое из группы, женщина-инженер Мэри и шекспировед Эдвард Лансинг являются главными героями. Вернее главный герой это Лансинг, Мэри же окажется любовью его жизни.
В общем шестеро случайных спутников попадают на странную планету. Где им надо пойти туда, не знаю куда и найти то, не знаю что. В буквальном смысле. И всё действо во многом напоминает компьютерную игру с головоломками. И различными ловушками, правда довольно своеобразными. Такими как двери в иные миры или машиной, которая может переносить разум, а то и тело на гигантские расстояния вселенной. Ещё будут Поющая башня и стена хаоса, эдакий конец мира.
Как выяснится, на загадочной планете бывает множество разных групп людей. Кто-то попадает в ловушки, некоторые находят место для жизни и влачат жалкое существование. Выход находят не многие. Разумеется главным героям повезёт.
В итоге всё окажется жестоким экспериментом, направленным на то, чтобы выявить лучших представителей. Это те, кто сумеют выполнить нужное условие, найти вход в загадочный куб. И этих избранных отбирают для того, чтобы те создали новую цивилизацию. Дать шанс человечеству, которое так или иначе обречено во всех альтернативных мирах.
Роман местами жуткий и депрессивный. Но это не жанр ужасов, Саймак не был мастером этого жанра. Концовка же в итоге всё же отдаёт типичным саймаковским гуманизмом. Она скорее дарит надежду, пусть надежда эта не на самих людей, а на инопланетян. Пусть не гуманных, но по практическим соображениям желающим спасти человечество.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Магистраль вечности"
Завязка сюжета в том, что двое приятелей с необычными способностями обнаруживают нечто необычное в здании, которое вскоре должны снести. Эти двое это Бун, который в момент опасности исчезает в каком-то временном пространстве и Коркоран, способный видеть то, что другие не могут. И вот они оказываются в времялёте, который переносит их в прошлое, в усадьбу огороженную времянным куполом. И там живёт семья беглецов из далёкого будущего.
И двое приятелей узнают, что в будущем люди столкнутся со множеством инопланетных рас. И одна из рас, прозванных бесконечниками, создали культ вечной жизни. Заключается он в том, чтобы существа отказывались от телесной оболочки, переходили в некое энергетическое состояние. Оставался лишь чистый разум, который вроде как может пережить гибель вселенной. Большинство людей приняли философию бесконечников, но были те, кто отказался. И с такими бесконечники не собирались мириться, готовый уничтожить несогласных как еретиков. И даже беглецов во времени не оставили в покое, послав за ними механических наёмников.
Бун с Коркораном оказыаются в одной лодке с семьёй беглецов. А один из механических наёмников заставит всех разделиться на три группы. И персонажи будут путешествовать путешествовать по разным временам и пространствам, потеряв друг друга. Чтобы потом найти.
Но хоть группы три, главным героем тут легко выделить Буна. И как водится у Саймака, будет у него возлюбленная, девушка из семьи беглецов по имени Инид. Из-за способностей буна персонажи окажутся в странном местечке, названном Магистралью Вечности, которое пролегает через всю вселенную. Что это за магистраль, откуда появилась и кем создана, так и останется загадкой. Но эта загадка не так режет глаза, как непонятное мировое дерево, которое в своих путешествиях увидел Коркоран. Тоже не ясно откуда взялось, хотя обычно Саймак в итоге всему давал объяснения. Но с другой стороны, в данном романе многие рояли в итоге оказываются не такими уж и роялями. Поскольку у всей истории оказался кукловод, инопланетянин Конепес. Который сам изначально кажется тем ещё роялем, который свойственны Саймаку.
В целом же роман типично саймаковский. При том что написан он после нетипичного «Города», ведь это последний роман Саймака. Множество разных идей и философии. Многое похожее встречалось и в прошлых произведениях, но всё равно читается не плохо. Роман довольно динамичный.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Возвращаюсь к Саймаку

Голос в пустоте

Роберт Эшби очень интересовался марсианской культурой. Но пусть те сотрудничали с землянами, по сути являлись религиозными фанатиками. И их религия была для чужаков табу. И когда Роберт проявил к ней интерес, марсиане выслали его прочь, без последующего права на посещение их планеты. И он в итоге затаил обиду.
У друга Роберта Кеннета Смита своя причина злиться на Марс. Он нашёл полезные ископаемые в марсианских пустынях. И тогда ему предъявили старый закон, оставляющий его ни с чем. С одной стороны он сам виноват, надо было изучить законы. С другой, марсиане позволяли ему заниматься своим делом, не предупредив про данный закон. Ну а позже могли бы выдать и вознаграждение, по хорошему. Но власти есть власти, не важно земные они или марсианские. И если власти могут оставить тебя ни с чем, то так они и сделают.
В итоге Кеннет ворует у марсиан мощи их святого, о чём сообщает Роберту, которому хотелось их изучить. Марсиане разумеется не собираются спускать это с рук. Так что будут приключения, в процессе которых выяснятся некоторые секреты Марса. Что ранее была другая религия, которую уничтожили адепты нынешней. Но за обоими религиями стояли древние люди с Земли. Может с Атлантиды, может из страну Му. И эта тайна может внести смуту в марсианское общество.
В окончании рассказа будет свой подвох, который впрочем типичен для фантастики 30-х годов ХХ века. Ещё этот рассказ из ранних в творчестве Саймака, которые не отличаются от типичных произведений того времени. Нет ни типичного гуманизма автора, ни последующего его разочарования.

Мятеж на Меркурии
Из описание понятно, что нам показана часть мира где земляни подчинили другие народы солнечной системы. Из них показаны луняне и марсиане. И народы эти обращены в рабство. Но те же марсиане не желают с этим мириться, заодно подначивая других. И вот начинается мятеж.
Происходящее мы видим глазами землянина Тома Кларка, которому предстоит в одиночку справляться с мятежниками. Ведь все его друзья погибли. Глазами Тома читатель видит позицию землян, считающих устоявшийся порядок справедливым. Позицию повстанцев можно понять из слов пленённого Томом марсианина. Для последнего мятеж это справедливая борьба против захватчиков.
Но сам сюжет довольно прост, где главный герой справляется с врагами. И его роль может внести немалый вклад. Этот рассказ из ранних в творчестве Саймака. Некоторые интересные мысли тут прослеживаются, но в целом это просто один из типичных рассказов 30-х годов ХХ века.

Нечисть из космоса
Людям угрожают странные существа, похожие на тени. И принимающие самые разнообразные формы. Никакое оружие на них не действует. Учёному Сайлесу Уайту удаётся определить их природу. Те вовсе не из космоса, а из четвёртого измерения. Для которых третье примерно как для нас тени, не способные причинить нам вред. Вот только для существ четвёртого измерения существа третьего стали пищей. И людям остаётся только самим преобразиться в четырёхмерный объект.
И тут Саймак предлагает читателю своеобразный взгляд на мироздание. С одной стороны слишком простой, что может вызвать разочарование. Но что-то в этом есть, отдающие космогонической мифологией. Люди третьего измерения оказались частью некого четырёхмерного титана, зовущегося Мал-Шарфф. Который укрылся в третьем измерении, спасаясь от своего врага по имени Оуглат. И происходит новая битва титанов.
Рассказ интересен именно таким совмещением космогонического мифа и научной фантастики.

Золотой астероид
Рассказ о приключенческом эпизоде двух братьев Винса и Вернона Дрейков, которые ищут космические сокровища. Но попадаются на глаза космическим пиратам во главе с известным головорезом Максом Робинсоном. Произведение типичное для фантастики первой половину ХХ века, где не мало технических ошибок, роялей. А что-то оказалось и устаревшим.
Ранние произведения Саймака явно не то, с чего следует начинать знакомство с автором. Интерес тут разве что в плане с чего начинался Саймак.

Создатель
Двое учёных, физик Скотт Марстон и психолог Питер Сэндс изобрели машину, которая може перенести их сквозь время и пространство в новые измерения. При чём в машине как раз задействованы и возможности мозга. В итоге учёные оказываются за пределами нашей вселенной и предстают перед тем, кто эту вселенную создал. Бестелесное существо, которое и сам учёный. При чём возможно что его гипервселенная сама является кем-то созданной, мало ли.
Двое Землян из нашей вселенной не единственные такие умные. Правда с другими инопланетянами они не могут общаться, при всём желании. Хотя и стараются.
Сам же Создатель создал вселенную при эксперименте. И теперь эксперимента ради пытается её уничтожить. Разумеется обитателям вселенной это не нравится. И они в итоге действуют заодно, просто потому что у них схожая цель.
Концовка кстати не совсем счастливая. Даже если вселенная спасена на вечно, в самой этой вселенной ни что не вечно. Что-то умирает, что-то появляется.

Правило 18
Уже многие годы земная команда по американскому футболу проигрывают марсианам. Отчасти потому, что в земной команде могут быть лишь те, в ком нет примесей инопланетной крови. Но сами земляне ослабели из-за технического прогресса. И земной тренер решил эту проблему благодаря машине времени. Вот и вся суть, конец ещё покажет несколько сюжетных поворотов, связанных с временными перемещениями.
Нельзя сказать что рассказ плох, но какой-то особой изюминки в нём нет. Да и тема американского футбола не всем интересна, даже если дело касается фантастического будущего.

Голодная смерть
По солнечной системе свирепствует болезнь под названием голодная смерть. И обошла стороной только небольшой городок Нью-Чикаго на Венере, где обитают беглецы и неудачники. И свой рояль в виде сорняка там обнаружится. Как и виновники болезни, остатки низвергнутого марсианами народа, решившие снова захватить вселенную.
Ну и значимую роль тут играет репортёр, что не редко в творчестве Саймака. Интересно то, что газета называется «Вечерняя ракета», редактором которой является Артур Харт. И эта газета с Хартом упоминаются в другом рассказе «На краю бездны». Хотя это может быть совпадение, у Саймака в разных произведениях не редко встречаются похожие идеи, названия, имена. Ведь автор не писал циклов.

Примирение на Ганимеде
Двое старых солдат, ранее воевавших по разные стороны, землянин Грэмп Паркер и марсианин Юрг Теком вместе с сенатором Шермоном Брауном оказываются в переделке. Роль последнего как раз в том, чтобы вовлечь в переделку. Далее же дело за вояками, которым предстоит преодолеть старую вражду ради общего выживания.
Суть рассказа именно в том, что старые противники окончательно примиряются. Пусть война закончена довольно давно, старое многих не отпускает. И старшему поколению забыть труднее, чем молодому.

Эпоха сокровищ
В рассказе видны корни, из которых появится роман «Мастодония». Есть сафари в прошлое, здесь его организуют двое учёных для финансирования собственных исследований. И вместе с охотниками в прошлом натыкаются на инопланетных бандитов. Те тоже пользуются машиной времени, чтобы грабить в разных эпохах. А награбленное прячут в доисторической эпохе.
Тут видно, что фантазия у автора не плохая. Однако этот рассказ из ранних, когда для Саймака это были пробы пера. Как следует он ещё не расписался.

Марсианин
Очень грустное произведение Саймака. Завязка обыденная для фантастики, на Землую возвращается марсианская экспедиция. Но все члены экипажа оказываются мёртвыми, но на корабле обнаруживается привезённое ими существо. Меховой шар без органов чувств. Через некоторое время животные в зоопарке сходят с ума, многие вырываются на свободу.
И понятно кто является виновником всего. Интересна сама ситуация, ведь существо это делает не со зла. Просто оно общается с помощью ультразвука, ищет того кто сможет его понять. С людьми не получился, он попытался с другими земными существами, но тоже неудачно. И фатально для последних. А ведь марсианину просто одиноко и страшно. Он тоскует по дому, не понимает почему его забрали. Но вернуть его нет возможности, а окажись он в плохих руках, его могут использовать как оружие. И учёный, который всё это понимает, принимает решение придать пришельца быстрой смерти. Это единственное что он может для него сделать.

Марсианский отшельник
Рассказ видится первой версией «Зловещего кратера Тихо», но это не удивительно. Саймаку было свойственно эксплуатировать похожие идеи и сюжетные ходы. Но подавал их всегда под разным соусом и разным способом приготовления. Чарли Уоллес и Кент Кларк (к Супермену он не имеет никакого отношения) являются марсианскими охотниками-отшельниками. И марсианская земля отнюдь не дружелюбная. И вот у их порога появляется Энн Смит, желающая попасть в местечко под названием Канал Безумцев, о котором ходят дурные слухи. Там ещё водятся существа, называемые призраками, ну прямо как Кратер Тихо.
Энн хочет помочь своему отцу, оказавшемуся в каком-то нематериальном измерении. А в Канале Безумцев встретит своего дядю, который в этом поможет. Вот такое совпадение, хотя вернее назвать роялем. В принципе рояли свойственны даже хорошим произведениям Саймака, во многом это его фишка, гармонично вписывающаяся в повествование.

Космические твари
Я конечно понимаю, что рояли являются фишкой творчества Саймака, которые он неплохо умеет применять. Но не в этом случае, тут получается всё слишком сказочно. Экипаж космического корабля ищет редкий металл, называющийся Элемент-7. Которые может и от повреждений спасти, и от радиации всякой защитить. Но герои сталкиваются с существами, обитающими в космосе, которых притягивает загадочная пирамида на астероиде. А излучение пирамиды заставляет всех мутировать, людей спасает только Элемант-7. Вот только сам корабль терпит аварию. И вот людям приходится искать выход из ситуации. А когда найдут, окажется ещё что они нашли большой запас Элемента-7. И всё подано тут максимально сказочно. Даже если отбросить что по нынешним меркам фантастика устарела.

На краю бездны
Газета «Вечерняя ракета» с редактором Артуром Хартом. Есть ли связь с другим рассказом под названием «Голодная Смерть»? Думаю что вряд ли, Саймак не был замечен в том, чтобы писать циклы. А вот в том что в его произведениях встречаются одинаковые идеи, сюжеты, названия и имена. Но не суть.
Главным героем является репортёр Грант Нейгл. К нему имеет счёт опасный преступник, сбежавший из тюрьмы, Ганимедского Алькатраса. И вот о преступнике, сбежавшем из Ганимедского Алькатрасе есть сюжет в рассказе «Примирение на Ганимеде». Но это совпадение, тут и преступники хотя ба разные имена носят.
И вот репортёра отправляют на задание, чтобы узнать о несчастных случаях в колониях на глубине океана, который люди начали осваивать. И там открывает новые тайны. Окажется что инопланетяне с Венеры пытаются изменить Мировой Океан. А ещё там преступники организовали собственную базу.
В рассказе есть репортёр, так же отшельник, окружённый ореолом романтики. Эти образы у Саймака встречаются не редко. Но сам рассказ не произведёт большого впечатления, поскольку он из ранних.

Ошибка
По солнечной системе бушует болезнь, а панацеей становится вещество, найденное на Юпитере. Вот только на планете очень мощное давление, справиться с которым можно только, создав встречное давление. И для этого нужен метал меркотит. Но из-за ошибки кого-то из канцелярии, на станцию Юпитера отправляют медь вместо меркотита.
По сути это рассказ про самоотверженность, где не обошлось без романтичного ореола. Собой жертвует спившийся сотрудник станции, о котором не всегда думали лестно. Хотя читатель может задаться вопросом, как такого человека держат на важном для человечества объекте? Путь тот и профессионал своего дела. Придётся смириться, что это допущение, необходимое для сути рассказа. Хотя можно было бы и уменьшить важность станции.

Мир красного солнца
«Машина времени» Уэллса не давала покоя многим фантастам, многие писали свои вариации этого произведения. Подобные вариации были у Саймака. «Мир красного солнца» одна из таких, к тому же это первый рассказ автора. А значит это проба пера. Позже с похожем сюжетом автор напишет «Большую уборку на Солнце», где будет похожая завязка, будет похожая ситуация в середине. И в чём-то схожий конец, не идентичный, но всё же.
Двое учёных, Харл Свенсон и Билл Крессман отправляются в будущее. И перемещаются дальше, чем хотели. Солнце угасает, а в мире произошёл какой-то апокалипсис. Люди одичали, а ими правит какой-то сверхмозг с комплексом Наполеона. И двоим учёным придётся стать освободителями. Это довольно примитивный сюжет, но рассказ вывозит концовка. Как выяснится, машина времени может перемещаться только в будущее. И итог человечества всё равно окажется печальным.

Большая уборка на Солнце
Этот рассказ напоминает «Мир красного солнца» того же Саймака. Только там на самолёте в будущее перемещались учёные, тут же репортёры. Но в обоих случаях путь обратно им в итоге не светит. Ещё в данном рассказе автор берёт в основу теорию Чижевского о влияние солнечной активности на поведение людей.
И вот на Солнце исчезли пятна, из-за чего человечество впало в депрессию. Такую, что вся цивилизация оказалась в упадке. И чем дальше, тем более люди становятся дикими. И вот герои перемещаются дальше в будущее, в надежде что цивилизация снова воспрянет. Но надежда оказывается тщетна.
Судя по всему это переосмысление Саймаком своего первого рассказа «Мир красного солнца». Тот не так плох благодаря концовке. Но в принципе раннее творчество Саймака является типичной фантастикой, ничем не выделяющейся.

Однажды на Меркурии
Идея взаимодействия землян с иными разумами, которые общаются и думают иначе, чем люди, часто встречается у Саймака. Зачастую общий язык находится, но так происходит не всегда. Работающие на энергетической станции люди сталкиваются с энергетическими цветными шарами, которые эмитируют людские мысли. Но потом оказывается, что они могут принимать человеческий облик, при чём далеко не с мирными целями.
Но тут поднимается философский вопрос, обязательно ли быть врагами. В данном рассказе ответ не утешительный, в пример приводится что люди и с себе подобными не ладили всю историю. Из-за различия культур и нравов.

На Землю за Вдохновением
Рассказ показывает, что воображение автора работало довольно интересно, хотя некоторые допущения совсем уж фантастичны. А что-то с точки зрения современности таки устарело, как бы Саймак не старался пойти дальше известной науки.
Главный герой, писатель Джером Дункан отправляется на Землю, чтобы найти вдохновение, ведь последние его книги не вызывают интереса. И найдёт он там мозг робота, который за многие годы придумал множество интересных сюжетов. Разумеется это не всё, Джерома ещё ожидают несколько приключений. И тут интересна встреча с роботами, которые прочитали его роман про роботов, которые построили на Земле свою цивилизацию. Только реальность оказалось такова, на Земле цивилизацию строить не из чего, так как ресурсов там давно нет.
Рассказ довольно забавный, его следует воспринимать именно так. Не обращая внимания на недочёты и наивность, свойственные фантастике первой половины ХХ века.

Кораблик в бутылке
Завязка истории походит на детектив. Убит один старатель на Меркурии, чудак о котором ходят разные слухи. И обвиняют его знакомого репортёра, который случайно узнаёт его тайну. Следы приводят его к доктору, который ищет лекарство от некой космической болезни, свирепствующей в Солнечной системе. Но кроме этого, он открыл секрет долголетия.
И вот тут автор высказывает мысль, что долголетие может не быть для людей благом. Ведь для владеющего этим секретом он будет источником власти. И этот источник вполне может стать причиной новых войн и насилия. Пусть Саймак больше известен как фантаст гуманист, он всё же не был наивным. Просто надеялся на лучшее.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
И снова Саймак

Клиффорд Саймак и Карл Якоби
Улица, которой не было
Саймак не писал в жанре ужасов, хотя периодически в некоторых своих идеях был к этому близок. В данном же случае близок как никогда, но стоит отметить что этот рассказ он писал в соавторстве.
Интересная идея о том, что форма материи зависит от нашего восприятия, хотя сейчас всякая популярная «психология» подобным пестрит. Но ладно, тут идея о том, что вид материи существует, поскольку люди воспринимают её именно так, придают ей форму. Человеческий мозг силён, к тому же людей много. И исходя из такой идеи, учёный Джонатан Чэмберс высказывает и идею, что может появиться новый разум, носители которого могут вытеснить людей. Другие сочли эту идею чуть ли не еретической, так что Чэмберса выгнали из научного сообщества.
И теперь бывший профессор каждый день совершает прогулку, в одно и то де время. Следуя одному и тому же маршруту. Ни на что не отвлекаясь, ни с кем не разговаривая. И вот однажды он замечает, что домой вернулся раньше времени, не купив как обычно сигару. Далее он замечает, что исчезла одна из улиц. Но это только начало, далее он видит подтверждение своей теории.
Этому предшествовали война и эпидемия, унёсшие многие жизни. Чэмберс же от мира абстрагировался от мира, не обращая внимания на происходящее. Но вот тепер будет видеть как мир меняется.
Атмосфера у рассказа гнетущая сюрреалистичная, которая наиболее подходит для подобного сюжета. Оказывается Саймак и в такое мог, пусть и в соавторстве.

Инструменты
Венера является для людей источником радия, на котором и стоит земная цивилизация. Так что корпорация, которая добывает радий, по сути правит всем. Что-то тут чувствуется отголоски «Империи», от которой Саймак всячески пытался абстрагироваться. Есть и жёсткий глава корпорации, и его помощник для грязной работы. Но не суть.
Так же на Венере в облаках радона была обнаружена жизнь, своеобразный разум, который поместили в колбу. И нашли способ общения, назвав его Арчи. Долгое время он изучал людей, затем вырвался на свободу. Смог захватить людские машины, которые заменили ему руки. И взял власть Венеры в свои руки, потому как стало интересно провести над людьми эксперимент. Предложив им новую общественную модель.
Но пусть для Арчи это просто эксперимент, неудача которого его не слишком волнует, для людей новая модель может оказаться лучше, чем их собственная. Ведь люди живут под тиранией корпорации, которую не волнуют жизни обычных людей. Только власть и прибыль. Так что учёный, знания которого могут помочь справиться с нечеловеческим разумом, предпочитает собственную гибель.
А ведь в другом рассказе Саймака главный герой предпочёл избавить человечество от чужого влияния. Хотя не факт что это было правильно.

Тень жизни
Земляне много лет пытаются понять, почему марсианская раса исчезло. На Марсе же обитает только загадочная призрачная сущность. И находится она в покинутом городе. Сказочные идеи всё же встречаются не только в фэнтези, но и в научной фантастике. И имеющие научное или около научное объяснение.
Суть же окажется в том, что марсиане знают о неких злых существах, которые окажутся в солнечной системе, потому решили спрятаться в четвёртом измерении. Но этим они только себя выдали.
При всём при этом марсиане и людей пытаются предупредить, желая чтобы те последовали их примеру. Но проблема в том, что расы очень разные. Ну и у людей будущего выработалась неприязнь к разного рода агитации, так как в прошлом этого хлебнули не мало. Видимо это очень далёкое будущее, пока что люди только так хлебают всякую агитацию, во вред себе и окружающим.

Наитие
Так или иначе научная фантастика прошлого устаревает, многие допущения сейчас выглядят наивными. Но в некоторых вещах классические фантасты оказываются чуть ли не пророками, такими что Нострадамус будет нервно в сторонке курить.
Человечество идёт вперёд в своём развитии. И требования к людям становятся всё выше, чтобы справляться с нынешними обязанностями. Требуются чуть ли не гении. Вот только от подобных перегрузок люди в итоге перегорают, полностью теряют рассудок.
И вот появляется некий санаторий под названием Санктуарий. Где человека могут спасти от безумия, правда побывав там, он станет другим человеком. Прошлые интересы пропадут, да и желания возвращаться к покинутой работе будет отсутствовать.
В рассказе дело будет в инопланетянах, которые хотят навязать людям своё мышление. Но вместе с тем показано, что людское стремление к прогрессу может так же отдавать фанатизмом. А навязываемая инопланетянами альтернатива возможно ничем не хуже.
В рассказе у людей в итоге будет надежда на интуицию, которой будут обладать некоторые люди. Хотя сам рассказ окончится не совсем радужно. Но интересно, что произведение напрашивается на сравнение с нынешней реальностью. Образование предъявляет всё больше требований, цивилизация заставляет людей суетится. Тут впору с ума сойти. А Санктуарий из рассказа очень походит на всякие секты, заманивающие тех, кому в этом мире становится неуютно.

Проникновение
Есть много произведений про вторжение инопланетян. От открытой агрессии, до скрытого проникновения. Тут именно второе, и ситуация довольно интересная. Странствующий зверинец с животными с Марса, но разумеется никто не верит в их марсианское происхождение. Можно сказать что инопланетяне спрятались на видном месте.
Зверинец перемещается с места на место и незаметно устраивает диверсии в сельском хозяйстве. А выясняется это случайно, из-за побега одного из марсианских животных. Животное разумеется опасное, это как раз типичный сюжет. Интересно именно то, к чему приводит расследование. А вот концовка не совсем понятная.

Послание с Марса
В нескольких произведениях Саймак приводил идею разумных растений, их цивилизаций. Вот одно из них, правда показанная тут цивилизация вызывает вопросы. Тут остаётся лишь предполагать, что те же машины они построили благодаря управлению кем-то, кто мог их построить. Ведь могут они управлять людьми, у которых с головой не совсем в порядке. Ну и на Землю могли послать корабли вместе с роботами, а не ждать когда там появятся люди, которые помогут цветам распространиться.

Страшилища
Здесь представлена довольно интересная цивилизация растений. Стреляющие деревья, поющие деревья. Одеяла, вступающие с людьми в симбиоз, из-за чего другие растения считают их предателями. Есть похожий на капусту Энциклопедия. Людей же интересует музыка, которую создают деревья.
И у растений могут быть свои планы, как можно использовать людей. Ведь музыка деревьев в живую может делать людей зависимыми от неё.
Ну а люди, зная правду, естественно не в восторге. И тогда с них слетает налёт цивилизации. И открывается иная их сущность, о которой растения не догадывались.
Вообще у Саймака любимая тема взаимоотношений людей с инопланетянами. Может быть сотрудничество, война или желание использовать одних другими. И интерпретации бывают разные. Иногда некоторые человеческие особенности Саймак преподносит как недостатки, иногда как то что помогает развиваться и находить выходы из тяжёлых ситуаций.

Лобби
Уже по содержанию видно, что рассказ устаревший. Есть энтузиасты, работающие над атомной станцией, чтобы дать миру дешёвую энергию. Но это идёт вразрез с интересами энергетических корпораций. И те прибегнуть к любым средствам, от агитации до преступной диверсии. Собственно тут именно идея о власти корпораций, о их влиянии на мир. И надежда на то, что в будущем появятся более нравственные политики. Но даже для этой наивной мечты, как пишет автор, требуются жертвы. И приходится чем-то поступиться.

Девять жизней
Землянам угрожает галактическая война, виной тому какие-то дипломатические ошибки. И некоторые пути человечества, где оно свернуло не туда. И единственной надеждой являются путешествия во времени, над которыми работают уже больше 200 лет.
Но не всё в проекте гладко. Таинственно исчезают двое учёных. А правительство пытается подгонять, так как война кажется неизбежной.
Подсказка неожиданна, но в плане того, что автор на неё как-то не намекал. Непонятно зачем он вписал существ под названием странники. Обычно Саймак роялями пользуется более грамотно. А ружья всегда выстреливают. Но концовка всё же даёт некоторую надежду, правда не совсем понятно какую.

Мистер Мик — мушкетёр
Всё же у Саймака есть мини-цикл, главным героем которого является мистер Мик, 40-летный бухгалтер, решивший попутешествовать по космосу. Но в итоге автор не стал увлекаться написанием циклов.
Рассказ не следует воспринимать серьёзно. Хотя сейчас конечно много произведений про обычного человека, становящегося крутым героем, при чём пишется это не серьёзных щах. Потому к этому рассказу может быть явное недоверие. Тем более что будет слишком много роялей. То главному герою случайно удаётся обезоружить опытного уголовника, то в безвыходной ситуации он приручает Астероидного Мародёра, робота питающегося энергией. Хотя Саймак не забывает о психологии обычного человека, попавшего в круговорот событий.

Мистер Мик играет в поло
Мистер Мик явно задумывался как герой, который поневоле попадает в переделки. Тут ему приходится стать тренером космической команды в поло, потому как он единственный, кто хотя бы раз видел эту игру.
Но будет ему благоволить и удача, будут свои рояли. Такие как жуки, которые могут решать уравнения. Беда в том, что они едят металл, сами же являются кристаллическими. Кстати похожая идея встречается в «Золотых жуках».
Этим рассказом и заканчивается цикл про мистера Мика. Идея обычного человека, попадающего в переделки. Образ главного героя вполне достоверен. Но сейчас подобная концепция стала очень избитой, при чём в произведениях, качество которых оставляет желать лучшего.

Испытания Фостера Адамса
Саймак не был писателем ужасов, пусть отдельные элементы жанра можно было увидеть. Равно как были очень редкие попытки написать именно в этом жанре, правда в итоге он пошёл по другой стезе. Но данный рассказ именно из таких попыток.
Нагнетание атмосферы тут в духе Лавкрафта, но жанр мистики тут угадывается не сразу. Может потому что от Саймака этого не ждёшь. Хотя признаки жанра присутствуют. Таинственный старик Адамс, знающий все о жизни Англии 15 века, вплоть до мелочей. Которые не знают и профессора. Живёт в заброшенном доме вместе со своим слугой. И кроме Англии интересующийся способами смерти. При чём смерти мучительной, в общем о пытках знает не хуже персонажей де Сада. Но самая идеальная пытка, если она существует, то придумана в самом Аду. И интерес к этому не останется без последствий.
События мы видим глазами главного героя, который несколько раз пересекается с мистером Адамсом. И сталкивается с необъяснимыми событиями. Но большая часть скрыта от его глаз, так что о многом приходится догадываться, всё в стиле Лавкрафта. Правда догадаться что к чему тут довольно легко.

Зов извне
Одной из идей, которые часто встречаются в произведениях Саймака, это люди, которые двигают человеческую цивилизацию. К которым употребляется термин мутант. И у автора это не совсем то, что полагает нынешнее поколение. Для Саймака любой, кто что-то изобретает или находит новую идею, уже является мутантом.
И вот Фредерик Уэст, оказавшись мутантом, которого выявили на Земле, решает укрыться на Плутоне. Полагая что там никого нет. Однако обнаруживает там учёных, работающих над улучшением человека. Но вместо этого они открыли путь в другое измерение, столкнулись с обитающими там существами. И решили изменить мнение людей, послав туда существо, которое может очаровать своим пением. Нечто похожее было в рассказе «Страшилища», только там хотели отправить на Землю поющие деревья.
Нельзя сказать что рассказ обладает внятностью, некоторые выстреливающие ружья вообще непонятно зачем присутствуют. Дело в том что это скорее всего набросок, который так и не оформился во что-то большее.


Теперь несколько слов не совсем о творчестве Саймака. Если вы хотите познакомиться с творчеством автора, то крайне не рекомендую начинать со сборника «Мир красного солнца» из серии «Отцы-основатели». Не всё тут плохо, но во многом тот составлен из проб пера автора, набросков и в принципе запрятанных произведений. Зачастую тут не тот Саймак, которого обычно знают.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Что может быть проще времени"
Перед нами мир, где космос для человека закрыт, поскольку человеческий организм не может противостоять космической радиации. Но люди нашли способ путешествовать к звёздам с помощью силой мысли. И в мире стало увеличиваться число людей с парапсихическими способностями. Хотя их всё равно остаётся меньшинство. Появилась корпорация Фишхук, которая как раз занимается освоением космоса с помощью людей со способностями. Изучающая новые знания и внедряющая на Землю новые технологии и товары. Многим улучшая жизнь, но некоторым дельцам ухудшая.
Но тем не менее обычные люди недолюбливают Фишхук, при чём не только бизнесмены и потерявшие работу. Многие ненавидят людей с паранормальными способностями, называя их парапсихами. Не зависимо, связаны те с Фишхуком или нет. Вернулись суеверия во всей красе, многие стали прибегать к защитным знакам от нечисти. И ксенофобия к необычным людям во всей красе, последние предпочли селиться отдельно, в большинстве своём.
Что касается Фишхука, то он тоже не является оплотом благородства. Путешествия в космос им монополизированы, дабы не было конкурентов. И его руководство больше обеспокоено прибылью. Своих же сотрудников старается держать на коротком поводке, пусть и старается больше действовать пряником. О чём говорят их курорты, куда отправляют парапсихов, которые вернулись из путешествия не такими как раньше. Но курорты эти являются просто роскошной тюрьмой. Мало кто бежит оттуда с двумя такими читатель познакомится. Первый это Стоун, который нашёл практически рай в космосе и желающий поделиться этим со всем миром, чтобы это было доступно не только Фишхуку. И Финн, в отличие от Стоуна, столкнувшийся с настоящим злом. И потому решивший бороться с путешествиями в космос, проповедуя против парапсихов, ещё больше усиливая неприязнь к ним.
Главным героем является Шепард Блэйн, один из тех кто мысленно путешествует в космос. Завязкой романа является его встреча с таинственным розовым существом, который меняется с ним разумами. Даруя тем самым его мозгу дубль своего сознания. Что будет для главного героя роялем на все трудные случаи. Вроде того, как сбежать из окружения толпы, которая собирается его линчевать за то кто он есть. Или как заставить исчезнуть украденную машину для путешествия к звёздам, которую хочет использовать Финн для своей проповеди. Или поменяться разумами с Финном, благодаря чему откроет возможность перемещаться на другие планеты физически. После чего поделиться этим способом с парапсихами, дав тем возможность спастись от массовых погромов.
В трудных моментах Блэйн использует время, но в целом роман мало связан с этим вопросом. Вопреки названию. Но момент путешествия во времени тут есть, надо заметить что в разных произведениях автора концепция может отличаться. Здесь прошлое является серым, пустым и безжизненным. Примерно подобную концепцию можно увидеть у Стивена Кинга в «Лангольерах».
Как правило в романах Саймака у главного героя есть пассия. Иногда становящаяся таковой сразу, иногда в совместных приключениях. В этом произведении первое время таковой кажется журналистка Гарриед, всячески помогающая Блэйну. И ведь между ними есть химия, воспоминания о свиданиях. Но в итоге пассией главного героя станет юная Анита, которой 18 исполнилось. Молоденькую предпочёл. В Аните конечно можно предположить юношескую влюблённость, ну а Блэйн разве что замечал, что та очень красивая.
Роман кажется на грани надежды и разочарования в людях. Не смотря на прогресс, люди остаются полны предрассудков. А тех, кто дарует им блага, интересуют лишь власть и прибыль, которыми они не собираются делиться. Представленный Фишхук использует парапсихов, но помогает не всем из них. К большинству он безразличен, возможно для него даже выгодна ксенофобия простых людей. И в подобное развитие человечества легко поверить, особенно если посмотреть на нынешний окружающий мир.
Но для тех парапсихов, кто принял помощь Блэйна, остаётся надежда. Правда эта помощь практически в виде чуда.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Город"
Роман по сути представляет собой сборник рассказов, объединённый одним миром. И в рассказах показано, как человек исчезла, а на его месте возникла цивилизация псов. А между рассказами своеобразные предисловия, где видны размышления псов о том что говорится в этих рассказах. Псы считают их преданиями, которые пересказываются последующим поколениям. Говорится о спорах между псами, правдивы ли эти предания, существовал ли человек на само деле. Приводятся доводы в пользу той или иной точки зрения.
Саймак часто в своих фантастических романах привносил довольно фантастичные допущения, была примесь и фэнтези. Всё это есть и тут, вроде гоблинов, которые тут нематериальные существа. Или муравьёв, которые развили собственную цивилизацию.
Понравилось то, что многие аспекты и события, которые вроде как являются предпосылками к чему-то хорошему, имеют обратную сторону.
Люди массово покинули города, теперь у них свои хорошо обустроенные поместья. Правда есть те, кто не вжился в новые условия, но о них позже. И вот, когда у каждой семьи свои поместья, у многих развивается агорафобия. Из-за чего хирург Джером Вебстер не смог покинуть дом, чтобы провести операцию своему марсианскому другу Джуэйну. И последний в итоге не дописал свой философский труд, который предлагал марсианам и землянам новый путь развития, способствовавший прогрессу.
В дальнейшем будет поиск разума, который не скован обычными человеческими условностями. Который вероятно сможет понять в чём суть учения Джуэйна. И вот находится подобный человек, мутант по имени Джо, один из потомков тех, кто не прижился в поместьях. И у тех людей эволюционное развитие пошло по новому пути. Вот только нет у мутантов никакого стимула помогать прогрессивному человечеству. Они полнейшие индивидуалисты, для которых не имеют значения деньги, слава и общественное одобрение. Джо может починить технику некоторым людям или помочь муравьям развить свой разум, просто ради забавы. И ради той же забавы разворошить муравейник с разумными муравьями, украсть труд Джуэйна ради своих целей.
А освоение новых планет идёт полным ходом, люди научились превращать себя в формы жизни, подходящие для той или иной планеты. Для Юпитера подходят так называемые скакунцы, но эта форма настолько превосходит человеческую, что ставшие ими не хотят возвращаться назад. А тот кто вернётся, захочет поделиться пережитым опытом с человечеством. Что угрожает закату человечества, тем более мутанты начали внедрять джуэнизм именно в этот момент. О он способствует гораздо более глубокому пониманию собеседника. И не убьёшь этого юпитерианского пророка, потому что люди отказались от насилия.
Вот в итоге люди устремились на Юпитер, в конце концов какое им дело до того, что достигло человечество в целом. Ведь им доступен свой собственный рай. И в итоге выведенные говорящие псы занимают место людей, потому как последние их оставили. Равно как оставили роботов, одни из которых остались псами, другие стали дикими роботами.
Некоторые люди правда остались, только у них стало всего и много. Так что вся их деятельность по сути является хобби, а какого-то развития цивилизации нет. Пусть преступления исчезли, так как исчезла нужда, но вместе с этим нет и стимула двигать цивилизацию вперёд. И вот в этом Саймак попал в точку в отношении человеческой натуры, но это я отвлёкся. Многие дети оставшихся людей увлеклись диким образом жизни в лесах.
Теперь у псов и роботов свои собственные пути. И они двигают цивилизацию в новом направлении, много внимания отдаётся чутью. Которое помогает слышать параллельные миры. Так же псы пытаются создать братство животных, в котором не будет место убийствам.
А тем временем развивается и цивилизация муравьёв, которая захватывает всю Землю, а животные уходят в другие миры. И можно задаться вопросом, стоило ли писать эпилог, тут Саймак и сам сомневался. Конечно тут всё грустно, ведь «Город» всё же произведение печальное. Но ладно, есть этот эпилог, который показывает, что цивилизация муравьёв изжила сама себя.
Первый рассказ «Города» сильного впечатления не производит. Но он необходим, чтобы показать гибель городов. Тут ещё нет робота Дженкинса, который так или иначе присутствует в остальных рассказах. То в качестве слуги семейства Вебстеров, которое присутствует до поры, то в качестве наставника псов и ещё оставшихся на Земле людей, потомков тех, кто не улетел на Юпитер. Правда к этому моменту люди уже не играют решающей роли.
В итоге Дженкинс не состоялся как наставгик. Бросил людей, которых переправил в миры гоблинов. Бросил псов, поддавшись ностальгии к Вебстерам, в чьём поместье и остался. И из-за ностальгии отвернулся и от роботов, которые звали его к себе.
Конечно в «Городе» намешано много всего. Многие допущения покажутся совсем уж запредельными, так что произведение стоит рассматривать как философскую притчу. А философских размышлений тут немало, что в принципе свойственно Саймаку. Что касается допущений, то во многом благодаря им роман получился довольно специфичным. И скорее потому стал популярным.
Настрой у произведения явно не в пользу людей, которые каждым своим шагом приближают гибель собственной цивилизации. А противопоставляется им цивилизация псов, более гуманистичная. Правда проигрывающая в техническом плане, многое забывающая. Например они не верят в планеты, а звёзды считают небесными огнями. Хотя при этом открыли параллельные миры.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Пересадочная станция"
С виду сюжет больше подходит скорее для рассказа, чем для романа. Повествует о ветеране войны, которого инопланетяне выбрали смотрителем пересадочной станции для различных инопланетных путешественников. Но другие земляне обо всём этом не в курсе.
Инек Уоллис, будучи смотрителем станции, живёт очень долго, старея только находясь вне станции. В которую переделали весь его дом, в который кроме него никто проникнуть не может.
Живёт Инек в захолустье, так что скрыт от большого мира. Разве что сам стал персонажем местных баек. И вот одна такая байка привлекает внимание агента ЦРУ Клода Льюиса. Он начинает наблюдение за Инеком. А на семейном кладбище Инека обнаруживает похороненного инопланетянина.
Роман был написан под влиянием холодной войны, одолеваемого всеми страха. Об этом говорят частые размышления главного героя на эту тему. И надежды только на инопланетную мудрость, ведь по логике повествования, надежды на здравомыслие людей мало.
Есть момент, когда Инеку рассказывается о способе предотвратить войну. Но мера радикальная, поскольку на несколько поколений люди отупеют. И не смогут пользоваться техническими достижениями. Такая вот альтернатива войне, что приводит героя к печальному моральному выбору. Но всё решится счастливым концом, который свалится как рояль в виде инопланетянина, похитившего некий священный для вселенной талисман.
Что касается талисмана, то его наличие как-то заставляет сомневаться в мудрости инопланетян. По сути талисман действует успокаивающе на всех, действуя через проводника, который может оказаться из любой инопланетной расы. И тогда под воздействием талисмана все начинают думать о возвышенном. Но без проводника всё снова сводится к грязным политическим играм.
В романе не обошлось без сомнительных моментов. Кроме свалившегося на голову инопланетного похитителя, довольно странно видеть, как агент Льюис идёт на встречу Инеку, соглашаясь вернуть тело мёртвого инопланетянина. Не получив при этом каких-то внятных объяснений. Но ладно, можно это даже допустить, при том что пользы правительству мёртвое тело не принесёт.
В целом же роман скорее несёт надежду, потому в итоге и концовку автор сделал счастливой. Талисман находится, новым хранителем становится глухонемая девушка Люси. Подобный ход даже был угадываемым.
Но будет в конце и грустная нотка. Созданная воображением Инека по инопланетной технологией Мэри решит исчезнуть полностью из жизни главного героя. Даже получив возможность физического контакта. Может в этом есть посыл, что следует искать в жизни что-то реальное, а не жить мечтами.
 
Последнее редактирование:

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Снова и снова"
В произведениях Саймака встречается немало довольно фантастичных допущений, благодаря чему эти произведения оказываются долгоживучими в плане актуальности. Но всё же есть немало и анахронизмов, вроде печатных машинок у служащих различных организаций в далёком будущем. Можно ещё вспомнить отсутствие ручных средств связи. Но интересный философский подтекст это не отменяет.
Вот перед нами будущее, где земляне держат в стальном кулаке всю близлежащую галактику. Но самих людей для такой амбициозной задачи не хватает. Потому люди сначала создали роботов, затем и андроидов, которые ничем не отличаются от людей. Кроме того что они не могут иметь потомства, да ещё и на лбу им ставят серийный номер.
Что интересно, один из роботов в разговоре с главным героем Эшером Саттоном критикует людей, высказывая мысль что люди не могут без насилия. Ведь войн и преступлений нет, однако существуют дуэли. Которые в будущем снова законны. Собственно в данном романе человечество показано не с лучшей стороны.
Сюжет в том, что космический разведчик Эшер Саттон возвращается на Землю после экспедиции, спустя двадцать лет. Но совершенно непригодном к полёту космолёте. Он нашёл нечто именуемое судьбой, о чём собирается написать книгу. Поделиться этой идеей со всей вселенной. Однако этим он по сути предаёт интересы человечества, носящие империалистический характер.
Саттон оказывается втянут в войну, которая ведётся по разным временным линиям. Ведь где-то в будущем будет изобретена машина времени. И враждующие стороны пытаются менять различные нюансы в разных временных точках. Каждая сторона пытается привлечь Саттона на свою сторону. Среди людей одни его хотят убить, другие убедить чтобы он написал книгу, выделив особую роль людям. Андроиды же топят за оригинальный вариант.
Роман носит печальный характер. Саттон верит в то, что его книга принесёт пользу всем в галактике, в том числе и людям. Вот только не нужны его новые идеи людям от слова совсем. И то что его возлюбленная Ева в итоге окажется андроидом, было вполне ожидаемо. Данный поворот точно не удивит людей, которые в немалой степени знакомы с классической научной фантастикой.
 

Sergey_CS

Менестрель за Стеной
Хрюша так слегка отстраненно и в то же время вполне проникновенно повествует о книгах, что, с одной стороны, странным образом возникает желание их прочитать (если это не де Сад, конечно), а с другой - смутное ощущение, что ты их, может быть, даже уже и читал, или хотя бы держал в руках. Если интернеты и видеогаджеты отменят, и мир вернется к природному состоянию, Хрюша-Книгочей будет скитаться по городу, а может, и по стране, и пересказывать прочитанное, и всюду его будут встречать радушно и с ликованием, отводя ему почетное место у очага и потчуя хлебом и ветчиной с пивом.
Да, такое дежавю по поводу Евы-андроида нарисовалось, может, когда и встречались в юные годы, когда я был совершенно не чужд фантастики.
 
Последнее редактирование:

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Кольцо вокруг солнца"
Идея мутантов как новой ветви эволюции часто проскальзывает в произведениях Саймака. Для него мутанты это те, кто двигает цивилизацию. Те кто изобрели огонь, колесо и лук — мутанты своего времени. Потом были прочие изобретатели и выдающиеся люди искусства, тоже мутанты. Ну и наконец люди с псионическими способностями, которые могут читать мысли, двигать предметы, левитировать и т. д. Что-то наподобие Х-менов, только скромнее, без всяких ярких файерболов.
И как водится у Саймака, одна и та же идея в разных произведениях показывается под разными углами. В «Выборе богов» такие мутанты хотят быть отдельно от техногенной цивилизации, которая хочет их использовать. Пример того, как можно использовать мутантов можно увидеть в «Что может быть проще времени», где есть корпорация, которая хочет подмять мир под себя. При этом люди в большом мире мутантов не любят, потому те в итоге предпочитают скрыться. Но в вышеуказанных примерах мутанты не угрожают людям, всё как раз наоборот. Другое дело с «Городом», где мутанты абсолютные эгоисты и эгоцентристы. Они тоже не хотят иметь дело с техногенной цивилизацией, просто потому что им на неё плевать. Однако остальные люди для них как муравьи, которым можно помочь развиться, чем-нибудь помочь, просто развлечения ради. И по той же причине можно положить цивилизации конец, просто как разворошить муравейник ногой.
В данном же романе мутанты решили выступить пастухами остальным людям. Ибо человечество идёт по ошибочному пути, который в результате его уничтожит. И мутанты предпринимают решительные действия, начав выпускать вечные бритвенные лезвия, вечные лампочки, вечные автомобили, дома, одежду. А еще изобрели синтезированные углеводы, которыми можно накормить всех голодных бесплатно. Всё это вредит экономики, потому мировые воротилы обеспокоились и начали противостоять мутантам. В том числе тем, что натравили на мутантов обычных людей, ведь люди готовы разорвать в клочья любого непохожего на них.
Хотя не все люди будут агрессивны к мутантам, например бедняки, которых они перенесли в другой мир, где полно свободной земли. И им по хозяйству даже роботы помогают, собственно выходят первопроходцы, но с более комфортными условиями чем раньше.
Вроде бы люди лишены удобств цивилизации, но трудно сказать на сколько, автор не уделяет этому внимания. К тому же переносят бедняков, которые лишились дома, кому некуда пойти. А ещё у людей есть опасения по поводу войны. Роман-то 1953 года, когда Холодная Война была актуальна. А тогда фантасты пророчили долгое существование Советского Союза, вплоть до того что Америке придётся с ним и в космосе воевать.
Главным героем является Викерс. Который вначале не будет понимать что происходит, почему из заинтересовались мировые воротилы в лице человека по фамилии Кроуфорд. От него главный герой узнает что является одним из мутантов. А когда Викерс найдёт мутантов, то узнает что на самом деле является андроидом. Который создан на основе личности молодого мутанта, при чём в трёх экземплярах. Так появились три личности, которым снова предстоит стать одним целым. И одну такую личность он будет подозревать в своей любимой Энн Картер, видимо порешив что один из аспектов личности молодого мутанта ощущает себя женщиной. И будет мучиться тем, что себя самого любить нельзя. Современный прогрессивный человек мог бы посоветовать открыть движение за возможность любить женскую версию себя, но это старая фантастика.
Но я несколько отвлёкся. Походу злоключений главного героя будут разные философские размышления о человеческом прогрессе. О возможных путях человечества. Тут ощущается вера Саймака в людей. Он понимает что люди не идеальны, но вот если их правильно направить... Как раз тот самый светлый гуманизм, которым Саймак славится, хотя он присутствует далеко не в каждом его произведении.
Название романа несколько далеко от его сути. Тут конечно есть параллельные миры, которые то самое кольцо образуют. Но из таких миров показан лишь один, где прячутся мутанты, создают свои заводы, роботов, андроидов. И расселяют бедняков из мира нашего. Про остальные только рассуждения.
Викерсу предстоит сыграть решающую роль в борьбе с мировыми магнатами. Для того и создан был, аки избранный в какой-нибудь РПГ. Решение окажется довольно простым. Саймак практически не писал Циклы, потому старался в произведениях поставить окончательную точку. Тут она в принципе неплохая.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Вся плоть — трава"
Многие идеи Саймака кочуют из одного произведения в другое. При чём в одном случае идея может лишь упоминаться в нескольких строчках, в другом стать во главе основного сюжета. И можно встретить не раз упомянутые редкие цветы, которые сохранились лишь в одном захолустном уголке природы. И человеке, который стал о них заботиться. Но обычно этому отводится эпизодическая роль, а тут окажется висящим ружьём. Ведь цветы окажутся разумными, что перекликается с другой идеей, которую Саймак эксплуатировал.
Вспомним рассказы «Страшилища» и «Послания с Марса», где у растений были свои цивилизации. Но там они выступали как захватчики, особенно во второму случае. Здесь же они хотят сотрудничества. Правда всё натыкается на людское недоверия. У правительства, у соседей главного героя, да и у самого главного героя тоже. Думаю недоверчивые мысли возникнуть могут и у читателя. Но в принципе недопонимание есть с обоих сторон. Эпизод с денежным кустом, в который превращаются лиловые цветы, чтобы возместить Бреду Картеру потерю денег. Кстати, тут вспоминается ещё один рассказ «Денежное дерево».
Можно вспомнить и другие идеи, которые встречались раньше. Вроде параллельных миров, как отдельных отрезков времени. Или того что посредником в общении является местный дурачок.. К слову, в «Послании с Марса» цветы могли управлять теми, у кого не всё в порядке с головой. Но в том же рассказе было непонятно происхождение тех цветов. В этом же романе происхождение лиловых цветом объяснено тем, что они были созданы как своеобразный компьютер, хранитель памяти. И теперь они путешествуют по мирам, чтобы делиться знанием со встречающимися разумными расами. Цветам нужно, чтобы их знание кто-то применял.
Начало романа в саймаковском духе. Разные моменты и детали, которые не только не понятно как друг с другом связанные. Но и вообще непонятно для чего они, просто набросанные фантастичные элементы. Вроде непонятных телефонов, по которым с Картером говорит непонятно кто. Или город, который оказывается под невидимым куполом (похоже отсюда Кинг заимствовал идею своего «Под куполом»). Но потом всему будет дано объяснение.
С людьми лиловые цветы желают сотрудничества как ни с кем, с единственным условием, чтобы войны закончились. И почему именно люди приглянулись цветам, станет понятно в конце. Тут будет и определённый смысл, ведь люди обычно недоверчивы и часто решают проблемы силой. И явно не пойдут навстречу неизвестному с открытым сердцем и любовью.
Концовка недосказанная, несколько наивная и носящая скорее позитивный характер. Но ловлю себя на мысли, что при возможной экранизации уже в 90-е годы 20 века, то была бы в конце ядерная бомбардировка. Именно тогда, когда главный герой узнал мотив цветов. И это было бы даже не так далеко от канвы романа.
Основной темой тут является контакт людей с новой цивилизацией, с новым разумом. Тут будет отсутствие понимания и недоверие. Хотя по логике, желай цветы завоевать Землю, им было бы лучше себя не открывать. Втихую поселиться, заменить собой все земные растения. А потом можно будет людей отравит или сделать зависимыми от себя.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Почти как люди"
Этот роман с удовольствием печатали в Советском Союзе, ведь по сути это критика капиталистической системы. Довольно справедливая, хотя в романе есть сомнительные допущения и преувеличения. Так что критика американских экономистов тоже справедлива, но именно в плане невероятных деталей. Вроде того, что в банках вроде и было замечено слишком большое количество денег, но не видно чтобы этому придали большое значение.
Сюжет в том, что инопланетяне собираются захватить Землю, но довольно необычным способом. Скупая всё что можно, оставляя многих людей без работы и жилья. Действуя вроде как законно, чем и гордятся, но всё же закон нарушая. Превращаясь в деньги, не понимая их истинного значения. Хотя сомневаюсь что что-то изменилось бы, если это до них дошло. Ведь главный герой, репортёр Паркер, предъявил им и убийство, на что получил ответ, что в рамках закона это надо доказать.
Собственно в романе только Паркер и пытается как-то противостоять пришельцам, разобравшись что происходит. Помощи ему ждать неоткуда, в пришельцев ведь никто не поверит. Но понимает что поделать ничего не сможет. Действия пришельцев вызовут хаос, а когда люди разберутся что к чему, будет поздно.
Саймак умел придумывать самые разные возможности столкновения людей с иными цивилизациями. Встречей с новым разумом, который будет мыслить совершенно иначе. И не всегда подобная встреча будет в хорошем ключе. Но при этом конфликт не обязательно будет заключаться в банальном военном противостоянии. Тут как раз такой случай, где пришельцы решили воспользоваться недостатками людской экономической системы. Получилось бы такое в реальности, судить не могу, но ситуации когда люди могут потерять работу и оказаться на улице Саймак взял не с потолка.
Концовка будет в итоге хорошая, у Саймака так в большинстве романов. Правда способ как совладать с пришельцами выглядит как в какой-нибудь пародии. Там любимой панацеей обычно оказывается музыка, вспомним фильмы «Марс атакует» или «Нашествие помидоров убийц». Тут пришельцы оказались падки на запахи, так что в итоге их всех выманили скунсами.
 

Бомж с Дробовиком

Токсичный Рыцарь
Клиффорд Саймак "Принцип оборотня"
Довольно интересная идея андроида, способного становиться другим существом, способным существовать в условиях другой планеты, отличной от Земли. Правда данные о таком существе нужно в него внести, на основе оригинального аналога. Но такой андроид принимает в себя не только облик этого существа, но и его разум. И эти данные не исчезают из генетической памяти андроида, как задумано изначально.
Таким образом в главном герое Эндрю Блейке сосуществуют ещё два разума. Похожий на волка, но имеющий руки Охотник и Мыслитель, который по менталитету похож на энергетический компьютер. Но ему ещё предстоит понять, кем он является на самом деле. Его случайно нашли в космосе, не имея представления, кем он является. Блейк и сам не помнит кто он.
В принципе похожие идеи Саймака встречаются в других произведениях. Вроде машин с несколькими разумами, правда людскими. А в романе «Город» людей превращают в неких скакунцев, которые способны жить на Юпитере. В этом романе кстати есть политический спор о похожем проекте, где предполагается изменять людей, чтобы те жили на других планетах. И поднимается вопрос, останутся ли превращённые людьми. И по сути ведь вопрос справедливый, особенно если вспомнить, к чему подобное привело в «Городе».
Блейку предстоит узнать, кем он является, найти общий язык с двумя другими ипостасями. Правда последнее произойдёт очень быстро, не смотря на то что у каждого свой образ мыслей. Но тело у них общее, а вот как ко всему этому отнесётся человечество, они не уверены. Блейк был частью секретного проекта, и никто не знает удачен ли этот проект оказался.
В целом роман в духе Саймака, с его типичным гуманизмом. Ну и типичными ружьями-роялями, некоторые вполне угадываемые. Например упомянутый второй аналогичный Блейку андроид сразу наводит на мысль, кто им окажется.
 

Хелльга

Обитатель
По поводу изменения человеческого тела для возможности жизни и работы в иных мирах вспомнилось несколько рассказов Кира Булычёва про доктора Павлыша. "Белое платье для Золушки", если не ошибаюсь. Но там не смотря на изменения тела, разум оставался человеческим. И скорее страдал от перестройки организма и невозможности общаться.
 
Сверху Снизу