Возвращаюсь к Саймаку
Голос в пустоте
Роберт Эшби очень интересовался марсианской культурой. Но пусть те сотрудничали с землянами, по сути являлись религиозными фанатиками. И их религия была для чужаков табу. И когда Роберт проявил к ней интерес, марсиане выслали его прочь, без последующего права на посещение их планеты. И он в итоге затаил обиду.
У друга Роберта Кеннета Смита своя причина злиться на Марс. Он нашёл полезные ископаемые в марсианских пустынях. И тогда ему предъявили старый закон, оставляющий его ни с чем. С одной стороны он сам виноват, надо было изучить законы. С другой, марсиане позволяли ему заниматься своим делом, не предупредив про данный закон. Ну а позже могли бы выдать и вознаграждение, по хорошему. Но власти есть власти, не важно земные они или марсианские. И если власти могут оставить тебя ни с чем, то так они и сделают.
В итоге Кеннет ворует у марсиан мощи их святого, о чём сообщает Роберту, которому хотелось их изучить. Марсиане разумеется не собираются спускать это с рук. Так что будут приключения, в процессе которых выяснятся некоторые секреты Марса. Что ранее была другая религия, которую уничтожили адепты нынешней. Но за обоими религиями стояли древние люди с Земли. Может с Атлантиды, может из страну Му. И эта тайна может внести смуту в марсианское общество.
В окончании рассказа будет свой подвох, который впрочем типичен для фантастики 30-х годов ХХ века. Ещё этот рассказ из ранних в творчестве Саймака, которые не отличаются от типичных произведений того времени. Нет ни типичного гуманизма автора, ни последующего его разочарования.
Мятеж на Меркурии
Из описание понятно, что нам показана часть мира где земляни подчинили другие народы солнечной системы. Из них показаны луняне и марсиане. И народы эти обращены в рабство. Но те же марсиане не желают с этим мириться, заодно подначивая других. И вот начинается мятеж.
Происходящее мы видим глазами землянина Тома Кларка, которому предстоит в одиночку справляться с мятежниками. Ведь все его друзья погибли. Глазами Тома читатель видит позицию землян, считающих устоявшийся порядок справедливым. Позицию повстанцев можно понять из слов пленённого Томом марсианина. Для последнего мятеж это справедливая борьба против захватчиков.
Но сам сюжет довольно прост, где главный герой справляется с врагами. И его роль может внести немалый вклад. Этот рассказ из ранних в творчестве Саймака. Некоторые интересные мысли тут прослеживаются, но в целом это просто один из типичных рассказов 30-х годов ХХ века.
Нечисть из космоса
Людям угрожают странные существа, похожие на тени. И принимающие самые разнообразные формы. Никакое оружие на них не действует. Учёному Сайлесу Уайту удаётся определить их природу. Те вовсе не из космоса, а из четвёртого измерения. Для которых третье примерно как для нас тени, не способные причинить нам вред. Вот только для существ четвёртого измерения существа третьего стали пищей. И людям остаётся только самим преобразиться в четырёхмерный объект.
И тут Саймак предлагает читателю своеобразный взгляд на мироздание. С одной стороны слишком простой, что может вызвать разочарование. Но что-то в этом есть, отдающие космогонической мифологией. Люди третьего измерения оказались частью некого четырёхмерного титана, зовущегося Мал-Шарфф. Который укрылся в третьем измерении, спасаясь от своего врага по имени Оуглат. И происходит новая битва титанов.
Рассказ интересен именно таким совмещением космогонического мифа и научной фантастики.
Золотой астероид
Рассказ о приключенческом эпизоде двух братьев Винса и Вернона Дрейков, которые ищут космические сокровища. Но попадаются на глаза космическим пиратам во главе с известным головорезом Максом Робинсоном. Произведение типичное для фантастики первой половину ХХ века, где не мало технических ошибок, роялей. А что-то оказалось и устаревшим.
Ранние произведения Саймака явно не то, с чего следует начинать знакомство с автором. Интерес тут разве что в плане с чего начинался Саймак.
Создатель
Двое учёных, физик Скотт Марстон и психолог Питер Сэндс изобрели машину, которая може перенести их сквозь время и пространство в новые измерения. При чём в машине как раз задействованы и возможности мозга. В итоге учёные оказываются за пределами нашей вселенной и предстают перед тем, кто эту вселенную создал. Бестелесное существо, которое и сам учёный. При чём возможно что его гипервселенная сама является кем-то созданной, мало ли.
Двое Землян из нашей вселенной не единственные такие умные. Правда с другими инопланетянами они не могут общаться, при всём желании. Хотя и стараются.
Сам же Создатель создал вселенную при эксперименте. И теперь эксперимента ради пытается её уничтожить. Разумеется обитателям вселенной это не нравится. И они в итоге действуют заодно, просто потому что у них схожая цель.
Концовка кстати не совсем счастливая. Даже если вселенная спасена на вечно, в самой этой вселенной ни что не вечно. Что-то умирает, что-то появляется.
Правило 18
Уже многие годы земная команда по американскому футболу проигрывают марсианам. Отчасти потому, что в земной команде могут быть лишь те, в ком нет примесей инопланетной крови. Но сами земляне ослабели из-за технического прогресса. И земной тренер решил эту проблему благодаря машине времени. Вот и вся суть, конец ещё покажет несколько сюжетных поворотов, связанных с временными перемещениями.
Нельзя сказать что рассказ плох, но какой-то особой изюминки в нём нет. Да и тема американского футбола не всем интересна, даже если дело касается фантастического будущего.
Голодная смерть
По солнечной системе свирепствует болезнь под названием голодная смерть. И обошла стороной только небольшой городок Нью-Чикаго на Венере, где обитают беглецы и неудачники. И свой рояль в виде сорняка там обнаружится. Как и виновники болезни, остатки низвергнутого марсианами народа, решившие снова захватить вселенную.
Ну и значимую роль тут играет репортёр, что не редко в творчестве Саймака. Интересно то, что газета называется «Вечерняя ракета», редактором которой является Артур Харт. И эта газета с Хартом упоминаются в другом рассказе «На краю бездны». Хотя это может быть совпадение, у Саймака в разных произведениях не редко встречаются похожие идеи, названия, имена. Ведь автор не писал циклов.
Примирение на Ганимеде
Двое старых солдат, ранее воевавших по разные стороны, землянин Грэмп Паркер и марсианин Юрг Теком вместе с сенатором Шермоном Брауном оказываются в переделке. Роль последнего как раз в том, чтобы вовлечь в переделку. Далее же дело за вояками, которым предстоит преодолеть старую вражду ради общего выживания.
Суть рассказа именно в том, что старые противники окончательно примиряются. Пусть война закончена довольно давно, старое многих не отпускает. И старшему поколению забыть труднее, чем молодому.
Эпоха сокровищ
В рассказе видны корни, из которых появится роман «Мастодония». Есть сафари в прошлое, здесь его организуют двое учёных для финансирования собственных исследований. И вместе с охотниками в прошлом натыкаются на инопланетных бандитов. Те тоже пользуются машиной времени, чтобы грабить в разных эпохах. А награбленное прячут в доисторической эпохе.
Тут видно, что фантазия у автора не плохая. Однако этот рассказ из ранних, когда для Саймака это были пробы пера. Как следует он ещё не расписался.
Марсианин
Очень грустное произведение Саймака. Завязка обыденная для фантастики, на Землую возвращается марсианская экспедиция. Но все члены экипажа оказываются мёртвыми, но на корабле обнаруживается привезённое ими существо. Меховой шар без органов чувств. Через некоторое время животные в зоопарке сходят с ума, многие вырываются на свободу.
И понятно кто является виновником всего. Интересна сама ситуация, ведь существо это делает не со зла. Просто оно общается с помощью ультразвука, ищет того кто сможет его понять. С людьми не получился, он попытался с другими земными существами, но тоже неудачно. И фатально для последних. А ведь марсианину просто одиноко и страшно. Он тоскует по дому, не понимает почему его забрали. Но вернуть его нет возможности, а окажись он в плохих руках, его могут использовать как оружие. И учёный, который всё это понимает, принимает решение придать пришельца быстрой смерти. Это единственное что он может для него сделать.
Марсианский отшельник
Рассказ видится первой версией «Зловещего кратера Тихо», но это не удивительно. Саймаку было свойственно эксплуатировать похожие идеи и сюжетные ходы. Но подавал их всегда под разным соусом и разным способом приготовления. Чарли Уоллес и Кент Кларк (к Супермену он не имеет никакого отношения) являются марсианскими охотниками-отшельниками. И марсианская земля отнюдь не дружелюбная. И вот у их порога появляется Энн Смит, желающая попасть в местечко под названием Канал Безумцев, о котором ходят дурные слухи. Там ещё водятся существа, называемые призраками, ну прямо как Кратер Тихо.
Энн хочет помочь своему отцу, оказавшемуся в каком-то нематериальном измерении. А в Канале Безумцев встретит своего дядю, который в этом поможет. Вот такое совпадение, хотя вернее назвать роялем. В принципе рояли свойственны даже хорошим произведениям Саймака, во многом это его фишка, гармонично вписывающаяся в повествование.
Космические твари
Я конечно понимаю, что рояли являются фишкой творчества Саймака, которые он неплохо умеет применять. Но не в этом случае, тут получается всё слишком сказочно. Экипаж космического корабля ищет редкий металл, называющийся Элемент-7. Которые может и от повреждений спасти, и от радиации всякой защитить. Но герои сталкиваются с существами, обитающими в космосе, которых притягивает загадочная пирамида на астероиде. А излучение пирамиды заставляет всех мутировать, людей спасает только Элемант-7. Вот только сам корабль терпит аварию. И вот людям приходится искать выход из ситуации. А когда найдут, окажется ещё что они нашли большой запас Элемента-7. И всё подано тут максимально сказочно. Даже если отбросить что по нынешним меркам фантастика устарела.
На краю бездны
Газета «Вечерняя ракета» с редактором Артуром Хартом. Есть ли связь с другим рассказом под названием «Голодная Смерть»? Думаю что вряд ли, Саймак не был замечен в том, чтобы писать циклы. А вот в том что в его произведениях встречаются одинаковые идеи, сюжеты, названия и имена. Но не суть.
Главным героем является репортёр Грант Нейгл. К нему имеет счёт опасный преступник, сбежавший из тюрьмы, Ганимедского Алькатраса. И вот о преступнике, сбежавшем из Ганимедского Алькатрасе есть сюжет в рассказе «Примирение на Ганимеде». Но это совпадение, тут и преступники хотя ба разные имена носят.
И вот репортёра отправляют на задание, чтобы узнать о несчастных случаях в колониях на глубине океана, который люди начали осваивать. И там открывает новые тайны. Окажется что инопланетяне с Венеры пытаются изменить Мировой Океан. А ещё там преступники организовали собственную базу.
В рассказе есть репортёр, так же отшельник, окружённый ореолом романтики. Эти образы у Саймака встречаются не редко. Но сам рассказ не произведёт большого впечатления, поскольку он из ранних.
Ошибка
По солнечной системе бушует болезнь, а панацеей становится вещество, найденное на Юпитере. Вот только на планете очень мощное давление, справиться с которым можно только, создав встречное давление. И для этого нужен метал меркотит. Но из-за ошибки кого-то из канцелярии, на станцию Юпитера отправляют медь вместо меркотита.
По сути это рассказ про самоотверженность, где не обошлось без романтичного ореола. Собой жертвует спившийся сотрудник станции, о котором не всегда думали лестно. Хотя читатель может задаться вопросом, как такого человека держат на важном для человечества объекте? Путь тот и профессионал своего дела. Придётся смириться, что это допущение, необходимое для сути рассказа. Хотя можно было бы и уменьшить важность станции.
Мир красного солнца
«Машина времени» Уэллса не давала покоя многим фантастам, многие писали свои вариации этого произведения. Подобные вариации были у Саймака. «Мир красного солнца» одна из таких, к тому же это первый рассказ автора. А значит это проба пера. Позже с похожем сюжетом автор напишет «Большую уборку на Солнце», где будет похожая завязка, будет похожая ситуация в середине. И в чём-то схожий конец, не идентичный, но всё же.
Двое учёных, Харл Свенсон и Билл Крессман отправляются в будущее. И перемещаются дальше, чем хотели. Солнце угасает, а в мире произошёл какой-то апокалипсис. Люди одичали, а ими правит какой-то сверхмозг с комплексом Наполеона. И двоим учёным придётся стать освободителями. Это довольно примитивный сюжет, но рассказ вывозит концовка. Как выяснится, машина времени может перемещаться только в будущее. И итог человечества всё равно окажется печальным.
Большая уборка на Солнце
Этот рассказ напоминает «Мир красного солнца» того же Саймака. Только там на самолёте в будущее перемещались учёные, тут же репортёры. Но в обоих случаях путь обратно им в итоге не светит. Ещё в данном рассказе автор берёт в основу теорию Чижевского о влияние солнечной активности на поведение людей.
И вот на Солнце исчезли пятна, из-за чего человечество впало в депрессию. Такую, что вся цивилизация оказалась в упадке. И чем дальше, тем более люди становятся дикими. И вот герои перемещаются дальше в будущее, в надежде что цивилизация снова воспрянет. Но надежда оказывается тщетна.
Судя по всему это переосмысление Саймаком своего первого рассказа «Мир красного солнца». Тот не так плох благодаря концовке. Но в принципе раннее творчество Саймака является типичной фантастикой, ничем не выделяющейся.
Однажды на Меркурии
Идея взаимодействия землян с иными разумами, которые общаются и думают иначе, чем люди, часто встречается у Саймака. Зачастую общий язык находится, но так происходит не всегда. Работающие на энергетической станции люди сталкиваются с энергетическими цветными шарами, которые эмитируют людские мысли. Но потом оказывается, что они могут принимать человеческий облик, при чём далеко не с мирными целями.
Но тут поднимается философский вопрос, обязательно ли быть врагами. В данном рассказе ответ не утешительный, в пример приводится что люди и с себе подобными не ладили всю историю. Из-за различия культур и нравов.
На Землю за Вдохновением
Рассказ показывает, что воображение автора работало довольно интересно, хотя некоторые допущения совсем уж фантастичны. А что-то с точки зрения современности таки устарело, как бы Саймак не старался пойти дальше известной науки.
Главный герой, писатель Джером Дункан отправляется на Землю, чтобы найти вдохновение, ведь последние его книги не вызывают интереса. И найдёт он там мозг робота, который за многие годы придумал множество интересных сюжетов. Разумеется это не всё, Джерома ещё ожидают несколько приключений. И тут интересна встреча с роботами, которые прочитали его роман про роботов, которые построили на Земле свою цивилизацию. Только реальность оказалось такова, на Земле цивилизацию строить не из чего, так как ресурсов там давно нет.
Рассказ довольно забавный, его следует воспринимать именно так. Не обращая внимания на недочёты и наивность, свойственные фантастике первой половины ХХ века.
Кораблик в бутылке
Завязка истории походит на детектив. Убит один старатель на Меркурии, чудак о котором ходят разные слухи. И обвиняют его знакомого репортёра, который случайно узнаёт его тайну. Следы приводят его к доктору, который ищет лекарство от некой космической болезни, свирепствующей в Солнечной системе. Но кроме этого, он открыл секрет долголетия.
И вот тут автор высказывает мысль, что долголетие может не быть для людей благом. Ведь для владеющего этим секретом он будет источником власти. И этот источник вполне может стать причиной новых войн и насилия. Пусть Саймак больше известен как фантаст гуманист, он всё же не был наивным. Просто надеялся на лучшее.