Герберт Уэллс
«Машина времени»
Уэллс был писателем викторианской эпохи. Из тех, чья богатая фантазия вдохновляла на произведения в жанре ужасов и мистики. И это находит отражение в его произведениях научно-фантастического характера. Вспомним жутких инопланетян в «Войне миров».
В «Машине времени» мы встретим зловещих морлоков. А в ещё более далёком будущем мерзких крабообразных существ, там уже не будет места потомкам людей.
Уэллс не был первым, у кого возникла идея путешествия во времени. Но именно его произведение вдохновляло последующих фантастов писать по этой теме. Многое последующее по сути является компиляциями «Машины времени». Во многих старались впихнуть побольше научности.
Уэллс объясняет принципы путешествия во времени так, чтобы было доступно пониманию простого читателя. Тут скорее азы. Научности меньше, но и меньше возможности оспорить теории. Много текста это и не занимает.
Произведение носит характер социального. По мнению Уэллса люди будущего разделятся на два вида, элоев и морлоков. Эльфы и орки так и напрашиваются на язык. Возможно Уэллс как раз и переиначил эти названия. И писалось это до «Властелина колец» Толкина. Кроме того, термин «морлок» звучит зловеще. И в последующем будет использоваться другими.
Повествование ведётся от лица Путешественника во времени. Его имя не называется. Автор указывает его мнение о будущем, так что читателю даётся возможность предполагать свои теории. Но точка зрения главного героя тут довольно правдоподобна. Уэллс излагает всё очень логично.
Элои являются потомками аристократии, которые сумели полностью оградить себя от рабочего класса. И пользоваться плодами труда последнего. Научные достижения человечества сумели покорить природу. Не стало никаких опасностей, которые подстёгивают человеческий разум. Без него у людей исчезают стремления, позже и художественные порывы. И через долгие века аристократия превращается в элоев, способных только к бессмысленному веселью. На первый взгляд они красивы, приветливы и дружелюбны. Но по сути ничтожны и эгоистичны. Они даже и не думают помочь своему сородичу, попавшему в беду.
Противоположностью элоям являются морлоки, живущие под землёй. Далёкие потомки рабочего класса, потерявшие человеческий облик. По привычке они создают элоям всё необходимое, вроде еды и одежды. Но последние сами стали для них пищей. Скотом, который выращивают для забоя. Морлоки работают с техникой, потому у них сохранился интерес к новому. К той же машине времени. Но в то же время они не человечески жестоки. Тяжёлый образ жизни к этому и ведёт.
Произведение является предупреждением человечеству. Актуальному и в наше время. Отсутствие опасности ведёт к вырождению. Разделение на классы ещё более этому способствует. Большая опасность как раз у аристократии с её стремлением к роскоши. И безопасности. Хотя для элоев морлоки в итоге стали опасностью. Но это не поспособствовало к возрождению развития. Вероятно вырождение зашло слишком далеко, когда обратной дороги уже нет.
Морлоки тоже вызывают вопросы. Пусть они и потеряли человеческий облик. Да и мыслить стали иначе. Но они всё же работают с машинами, разбираются в технике. И не утратили любопытства. Но может это только его остатки. В конце концов у морлоков тоже нет опасностей. Есть только привычная работа, которую они делают из поколения в поколение. Необходимая чтобы выжить, правда со временем это обрело иные формы. Обеспечение элоев приобрело смысл ухода за скотом.
Произведение кажется скорее повестью, чем романом. Сейчас для романа привычен больший объём. Но не суть. В произведении будет место и приключениям, и романтике. Путешественнику во времени придётся бороться с морлоками, чтобы отобрать машину времени. У него возникнет привязанность к Уне, благодарной за своё спасение. Ведь её сородичи не пришли на помощь, когда она тонула. Правда закончится всё равно трагично.
Читатель отчасти не знает, является ли рассказ Путешественника во времени выдумкой или же реальностью. Но предполагается именно последнее.
Концовка остаётся открытой. Путешественник во времени предпринял новое путешествие и больше не вернулся. Возможно он погиб. Но кто знает, вдруг ему удалось предотвратить упадок человеческой цивилизации.
«Остров доктора Моро»
Повествование ведётся от лица Прендика, потерпевшего кораблекрушение. Вначале произведения он оказывается в лодке с двумя товарищами по несчастью. Вдали от цивилизации, чтобы выжить, они готовы есть друг друга. Но умирать никому не хочется, в итоге двое спутников главного героя убивают друг друга. Интересно, не является ли это некой аналогией к последующим событиям. Или частью мысли, к которой приходит читатель после прочтения.
Уэллс именно подводит к мысли, не высказывая её в лицо. Мы лишь видим мысли Прендика, который в конце стал видеть в людях проявление звериного. И это вполне понятно с психологической точки зрения. После всего пережитого. Но возникает мысль, так уж ли неправ главный герой в итоге.
Прендика подбирает корабль, где находится компаньон Моро, Монтгомери. Последнему главный герой и обязан спасению. Вот только с командой отношения не сложились. Капитан оставляет Прендика на острове вместе с Монтгомери и Моро. Там и разворачиваются последующие события.
Моро является учёным, ищущим знаний в генетике. И не считающийся со средствами. Он пытается создать из животных людей, но в результате им чего-то недостаёт. И Моро теряет к ним интерес. По сути он просто безнаказанно играет в Бога. И не думает о последствиях,
что оказывается чревато.
У созданных Моро зверолюдей существует своё общество. У них есть законы, вроде не пить крови, не лакать воду и тому подобное. С лозунгом «разве мы не люди»? Сдерживающим фактором для них является страх. В частности страх перед создателем, которого они считают за Бога. Страх оказаться в Доме боли, наказании за нарушение закона. И зверолюди его нарушают, порой безнаказанно. Ночью, когда никто не видит. Само их сообщество по сути пародирует общество людей. В которых самих пробуждаются звериные инстинкты. Часто сдерживающим фактором являются страх, религиозные запреты, социум. У зверолюдей тоже видно подобное этому. Но стоит всему исчезнуть, они снова теряют человеческий облик.
«Человек невидимка»
Многие мечтали стать невидимкой. Уэллс в своём произведении неплохо расписал, какие могут возникнуть при этом трудности. Вполне логично и правдоподобно. Люди будут воспринимать невидимку как диковинку. Относиться со страхом и недоверием. Если ходить в одежде, но нельзя допускать, чтобы были видны открытые участки тела. Ходить же голым может быть холодно. Да и босиком не по любой поверхности идти будет комфортно. Коме того это может выдать, например ноги испачкаются. И будут видны, когда остальное тело нет. Так же могут выдать снег, дождь, туман. Не следует шуметь и задевать прохожих. В общем жизнь не сахар.
Начало произведение кажется мистическим. Таинственный человек снимает комнату в маленьком селении. Он предпочитает уединённость, всё время скрывает своё лицо. И занимается непонятно чем. Но это вызывает любопытство. Кроме того характер незнакомца не вызывает симпатии.
В итоге таинственную личность разоблачают как невидимку. Для читателя это сюрпризом не будет, название произведения говорит само за себя. За ним начнётся настоящая охота.
Историю невидимки мы узнаем, когда он столкнётся с доктором Кемпом. Они старые знакомые. Невидимка является учёный по имени Гриффин. Белая ворона во всех смыслах этого слова. Это интроверт, думающий только о себе и своём открытии. Его не трогает даже смерть отца, которого он перед этим ограбил. Всё ради своего открытия. Возможно это чёрствость связана с тем, что Гриффин альбинос. Можно заподозрить, что желание открыть невидимость носит ещё более личный характер, чем кажется.
Принцип открытия невидимости объясняется понятным читателю языком. Так же Уэллс расписывал и принцип путешествия во времени в другом своём известном произведении. Хотя трудно судить о реальности подобного.
Гриффин надеялся найти в Кемпе союзника. Но тот выдал его, что вполне понятно. Невидимка и раньше был раздражительным и эгоистичным. А в состоянии загнанного зверя стал очень опасен. Собрался создать своё царство террора. Но всё равно его гибель вызывает сожаление.
«Рассказ о 20 веке»
Принцип готических ужасов виден и в научно-фантастических произведениях эпохи. Имеется ввиду Герберт Уэллс. Он пишет о изобретении вечного двигателя, поставленного на поезд. Но к любой новизне следует относиться аккуратно. Иначе дело грозит катастрофой.
«Похищенная бацилла»
Рассказ предсказавший угрозу биологического оружия. И его страшные последствия. Недотёпа террорист похищает у учёного бациллу, надеясь распространить болезнь по городу. Чтобы прославиться в числе ярких анархистов. Концовка же вызывает улыбку, анархист отличится не так как ему хотелось бы. Реальность куда печальнее.
«Страусы с молотка»
Уэллс писал не только фантастику и мистику. Перед нами юмористический рассказ про аферистов. И не сказать что жертв аферы жалко. Ведь они старались нажиться на чужом горе, пусть и путём своеобразной лотереи.
«Искушение Хэррингея»
Типичный мистический рассказ викторианской эпохи. Портрет пытается заключить с художником Хэррингеем договор, по которому тот сможет написать несколько шедевров. Но тот проявляет стойкость. Понятно что с помощью портрета говорит дьявол, хотя это открыто не говорится.
Есть конечно и другая вероятность. История известна со слов самого Хэррингея. И не известно, правду он говорит или нет.
«Человек, который делал алмазы»
Пророческое произведение о создании искусственных алмазов. Правда в домашних условиях это вряд ли возможно. Главный герой столкнулся со странным молодым человеком, утверждающим что способен создавать алмазы. И пытающимся продать ему один.
Рассказ в чём-то напоминает «Человека невидимку». Учёный, который старается достичь результата втайне. Пусть и менее эгоистичный.
«Ограбление в Хаммерпонд-парке»
Забавный рассказ о молодом человеке, по имени Тэдди Уоткинс, решивший украсть алмазы у леди Эвелинг. Окажется, что он не единственный такой умный. В итоге он вступит в схватку с другими грабителями. И его примут за героя. Впрочем он всё равно такой ролью не удовлетворится.
Тут нет никакой фантастики. Рассказ скорее забавный.
«Остров Эпиорниса»
Этот рассказ предшествовал даже знаменитому «Затерянному миру» Конана Дойла. Про доисторическое существо, сохранившееся до нашего времени. Главный герой оказывается на необитаемом острове. И его единственным спутником оказывается птенец доисторической птицы. Милый по началу, но потом создающий проблемы. Ничего не остаётся, как убить его.