Принесла сюда свое ОЦМ из специализированной темы на 7К.
Я долго созревала для развернутого обзора на костюмы "Дома дракона", и вот, наконец. созрела.
Сразу скажу, что рассматривать их я попытаюсь сразу в двух плоскостях - как самостоятельное явление и в сравнении с костюмами к "Игре престолов", потому что от этого все равно никуда не деться.
МОе общее впечатление - скорее положительное, хотя и без особых восторгов. Жани Темиме, как мне кажется, вполне справилась с задачей создать богатые роскошные и разнообразные наряды как для королевской семьи Вестероса, так и для высшей знати. В силу специфики сюжета в этот раз мы почти не видели представителей третьего сословия (которого, справедливости ради, и в ИП почти не было), солдат и духовенства - полагаю, большее социальное разнообразие ждет нас в следующем сезоне, но зато имели возможность насладиться привилегированным. По большей части костюмы радовали глаз кроем и функциональным разнообразием - мы увидели и придворные наряды, и домашние, наряды для путешествий, охоты, полетов на драконе и для войны, увидели единообразную узнаваемую одежду прислуги обоих полов, траурную одежду, нижнее белье, рубашки, халаты и чулки, а также турнирные и боевые доспехи рыцарей, Королевской гвардии и Золотых плащей, и все они не похожи друг на друга. Наконец, сериал порадовал нас чрезвычайным разнообразием, богатством и эстетической продуманностью украшений, головных уборов и сложными прическами, не забудем и об "экзотической компоненте", которую можно увидеть не только в одежде пиратов на Ступенях и наемников Триархии, но и знати вольного города Пентоса, сценами которого, кстати, открывалась и "Игра престолов".
Также хочу отметить прически Таргариенов обоего пола, в кои-то веки не похожие ни на облезлое мочало, ни на халу с маком (за исключением свадебных вавилонов Рейниры. но это единственное неприятное исключение, которое легко можно перетерпеть). А вот веларионовские дреды - таки мочалка. причем еще и плохо сделанная. Осуждаю.
Все, что есть до слова но - лошадиное говно(с), как говаривал Эйгон из дома Таргариенов, шестой своего имени.
Все нижесказанное никак не обесценивает перечисленных мной достоинств костюмов "Дома дракона" и труд Жани Темиме и всей ее команды. Но, но, но. К моему большому сожалению, если смотреть на сарториальный (выпендрюсь умным словом) образ сериала в целом. то он получился довольно скучным, предсказуемым и лишенным какой-то яркой стилистической индивидуальности, которая выделяла бы его среди множества других дорогих и не очень фэнтези-проектов последних лет. По качеству проработки образов и оригинальности образы, созданные Темиме, ближе к "Ведьмаку", чем к "Игре престолов".
И тут мы переходим к главной красной тряпке для фандомного быка, а именно - к сравнению с работой Мишель Клэптон, которое я обещала в начале
Я знаю, что Клэптон, по крайней мере здесь, принято ругательски ругать и не любить. И осознаю, что, находясь на противоположной позиции, остаюсь в презираемом меньшинстве, ШТОШ.
Так вот, сколько бы мы/вы/критики ни ругали Клэптон, а ее есть за что поругать - и за конкретные неудачные решения (Змейки, бублики на голове, корсеты на голое тело, отсутствие шапок на Севере вообще и в Застенье в частности), и за чрезмерное увлечение символизмом, который можно разглядеть лишь на стопкадре в качестве 4К, но созданные ей для ИП образы оказались настолько яркими и отмеченные печатью ее индвидуального видения и стиля, что их невозможно ни с чем спутать - ни Дени в голубом платье с косами на голове или в кожанке с цепью, ни характерные плащи Старков с пропущенными подмышками перекрещенными ремнями, ни свадебное платье Сансы с жесткой имитирующей фартингейл юбкой, ни "декоративную" кирасу Серсеи поверх красного шелкового платья, ни "выбеленные" меха одичалых и так далее. В противовес этому костюмы Темиме, к сожалению, выглядят очень усредненными, как будто "смазанными". Спори с них нашитые гербы - и можно легко продать в любой другой фэнтези-проект, где только самые внимательные заметят, что "это мы где-то уже видели". В целом эта безликость не то что бы нечто новое - Темиме же делала костюмы для последних то ли двух, то ли трех частей "Гарри Поттера" и, положа руку на сердце, вы можете вспомнить оттуда хоть один образ, который запомнился бы и при этом не был бы чем-то, что перешло по наследству от прошлых художников по костюмам?
Даже то, что хорошо запоминается в самом "Доме дракона", является, по сути, вариацией на тему костюмов из "Игры престолов" - так, замечательный полетный костюм Рейниры из кожаного платья-плаща и бриджей с сапогами (а также похожий на него охотничий костюм) напоминают костюмы Дени из 2 и из 7-8 сезонов, ее черное платье с вышивкой Мишель Каррагер явно отсылает к стилю "ИГры престолов" в целом, а зеленое муаровое платье Алисенты выглядит как слегка переделанный (и перекрашенный) наряд Серсеи. Пожалуй из по-настоящему удачных и при этом созданных Темиме без какой-либо базы, я могу отметить, конечно же, в первую очередь лаконичные, выделяющиеся своей непохожестью и подчеркнуто архаичные свадебные наряды и украшения Деймона и Рейниры, образ Кормильца Крабов, если отбросить в сторону маску Гарпии из ИП - отличная работа с текстурами и аксессуарами, а также шикарный в своей лаконичности и одновременно выразительности костюм Эймонда из удлиненного дублета до середины бедра и "злодейского" плаща без рукавов - вроде бы все черное и простое, но работает на образ и на актера, не пряча его харатер за ворохом разноцветных тряпок. Из чуть менее яркого, но тоже хорошего - "золотое" платье Рейниры с короткими рукавами из 1 серии, голубое и синее платья Алисенты, а также роскошный халат Деймона из золотой парчи и отличный домашний образ Рейнис из удлиненного дублета без рукавов, рубашки и бриджей, который очень ей подходит и отражает ее характер, а также костяную корону Деймона, которая смотрится куда лучше плавника (это мы уже проходили в ИП, и это была как раз одна из неудач).
Продолжая сравнение, отмечу, что интенция идеи Клэптон, согласно которой цветовая гамма костюмов делится по домам и, следственно, по регионам, и одновременно отражает внутреннюю динамику самих пероснажей и сериала в целом (чисто театральный прием, когда в последних сезонах все переодеваются в черное, но разное) оказалась настолько сильна, что даже в "Дома дракона" персонажи предпочитают "родовые" цвета, хотя у Мартина они, как нормальные средневековые дворяне, носили яркую и разнообразную одежду, а надевая гербовые цвета лишь по особым случаям. Так, Таргариены часто появляются в черном с добавлением красного (преимущественно мужчины, Рейнира носит больше золотое и розовое и зеленовато-золотистое, Хелейна - я говорю об урожденных Таргариенах - голубое, розовое и бледно-зеленое, а Рейнис - синее, в цвет дома мужа, или золотисто-коричневое), Ланнистеры, разумеется, делают акцент на красном цвете, Веларионы - на бирюзовый и голубой, а в одежде Стронгов проявляются в декоре цвета их дома. Согласна, идея настолько выгодная в своей простоте и наглядности, что отойти от нее крайне сложно да и, я полагаю, не нужно, а сами "родовые" наряды Темиме очень удачно все-таки разбавляет другими цветами, чего недоставало в "Игре престолов" - там иногда от бесконечных красных платьев Серсеи и голубых - Дени порой дергался глазик, хотя в книгах описано, что первая очень любила зеленый, как подходящий к цвету своих глаз, а вторая носила самые разнообразные по цвету платья. Так что здесь Темиме по тонкости подхода скорее выигрывает, как и по любви к аксессуарам, которых в ИП действительно недоставало, а когда они появлялись, то выглядели странновато и порой слишком современно.
К сожалению, у костюмов Темиме есть и еще один серьезный недостаток - как в сравнении с Клэптон, так и в вакууме - плохая работа с материалами. Символизм символизмом, а костюмы в ИП радовали глаз сложными орнаментами, замечательной работой с материалами и их текстурой, сложные сочетания кожи, шелка. бархата, льна, вышивки, чеканки, тканого узора и перфорации показывали уровень мастерства швей, вышивальщиц и ремесленников, а также создавали ощущение "богатства" и насыщенности картинки. ДД в этом отношении смотрится и скучнее, и дешевле, вопреки общему увеличению бюджета. Хороший дорогой шелк и шерсть соседствуют с ужасно выглядящим в кадре искусственным мехом (коврики из ИКЕИ были лучше, честное слово) и синтетическим шифоном, дорогая сложная вышивка - с дешевым кружевом, стразами и аксессуарами (ужасные кулон и кольцо Рейнис с Алиэкпресса, например, явные "стекляшки" в украшениях других Веларионов. в шпильках Рейниры и т.д. вязаные псевдокольчужные воротники Джейса и Люка или кружево на платье Лейны). Почему так сделано - не вем, но разница очень бросается в глаза. особенно если смотреть в хорошем качестве. Текстурные ткани в сериале есть, но ощущение, что используются они как попало, без какого-то общего видения и встраивания в образ как конкретного героя. так и сериала в целом.
Итак, если подытожить, то к плюсам работы Жани Темиме можно отнести следующее:
- функциональное разнообразие и продуманность костюмов персонажей для разных обстоятельств и ситуаций. Никто не режет кроликов(с) в вечернем платье и не приходит на бал в костюме для верховой езды;
- обилие, богатство и хороший в целом подбор украшений и головных уборов, как мужских, так и женских - перстни, колье, цепи, серьги, шляпы, шапки, вуали, капюшоны, чепцы и т. д.
- продуманные и более натурально выглядящие прически.
А к недостаткам -
- усредненность, отсутствие собственного индивидуального стиля и оформленной концепции, некую общефэнтезийную "безликость";
- дешевизну облика некоторых героев, которые по сюжету богаты и обладают высоким социальным статусом;
- сумбурное использование фасонов и элементов одежды из разных эпох и регионов. которые плохо складываются в единую картину.
Со следующего сезона нас ждет новый художник по костюмам - к сожалению, я не смогла сходу нагуглить ее имя, возможно, вы подскажете - посмотрим, сумеет ли она сотворить для него нечто по-настоящему впечатляющее и запоминающееся или хотя бы не уронить планку 1 сезона.