Рассуждения про этичность - полный бред и имеют запашок повесточки.
А с 18 века - с появлением светской культуры - рассуждения о благости страдания и необходимости его терпеть, а не сопротивляться, выглядят как издевательство. Поэтому и идет методичная отмена пыток, наказаний и профилактических порок холопов, жен и детей по субботам. Хотя и с перекосом в другую сторону, наверное. Человек без вызовов и в полной безопасности тупеет.
Истина тут где-то посередине.
Когда поэт сыт и доволен жизнью - разве будет он писать, а даже если и будет - будут ли эти стихи прекрасны, будут ли трогать душу
А смысл в прекрасных стихах - если они порождены страданием? Личным ли (поэта) или страданием целой общности - простолюдинов, с которых содрали очередную шкуру, чтобы по запросу сеньора мастер наваял новую картину? Собственно все искусство до 20го века существовало строго за счет крови, пота и слез тех, кто оплачивал этот банкет (потому что в первобытно-общинном особо сильно не развернешься) и не имел никаких шансов хотя бы издали увидеть эту самую красоту.
И если кинуть на весы страдания "народных масс" и созданные за время существования государства красивые и величественные штуки (начиная с египетских пирамид и культуры шумеров) - то что из них перевесит?
Мазохизм или социальное неравенство нужно лечить или потребности удовлетворять, а не любоваться на его милые производные, и тем более странно оправдывать существование страдания тем что "ах, ну зато какая красивая поэма из этого родилась!" Это может быть научной констатацией факта (люди страдают и реагируют на это так-то и так-то), но не апологией.
Поэтому и я говорю - Толкин создал библию (моральное оправдание) для творческих людей (хотя Эру по идее и не может ни страдать, ни в чем-то нуждаться). Где эстетика и творческий порыв оправдывает все - даже страдание тех, кто и не согласен страдать. При этом он жестко отделил творчество от науки (т.е. тех, кто своей работой способен реально здесь и сейчас улучшить жизнь людей), точнее вознес "лириков", опустив физиков в лице Саурона и Сарумана, и прочих подобных мастеров.
Но в мире есть масса людей, которым этика милее эстетики. И они готовы переплавить все драгоценные оклады с Мадонн и все статуи древней Греции, лишь бы накормить голодных.
Кто из них прав?