"Я бьюсь над загадкой манускрипта уже четвёртый год, но до сих пор едва ли сдвинулся с мёртвой точки. Дорогой мой коллега, как никогда прежде я нуждаюсь в вашей помощи. Если им станет известно, что рукопись находится у меня, боюсь, меня не ждёт ничего хорошего. Пожалуйста, приезжайте как можно скорее, я покрою все издержки.
А.С".
Расшифровка манускрипта представляла нетривиальную задачу для лучших умов Соединённого Королевства. На самом деле, даже то, что сведения о его существовании распространились дальше застенков замка Иафах, было большим упущением Ордена. Это повлекло поспешно принятый запрет на любое копирование манускрипта или его частей. Охарактеризовать каким бы то ни было образом структуру текста (если это вообще был текст) не представлялось возможным, так как в нём не было никакого визуального разграничения разделов. Подавляющее большинство символов не использовались ни в одной из известных систем письменности и, судя по всему, были придуманы самим доктором.
В связи с этим наибольшую ценность представляли его ранние работы, которые, впрочем, не носили печати знания, содержащегося в манускрипте, но могли пролить свет на его тайну. К ним допускались посторонние люди, так как в отрыве от самого манускрипта они не обладали самостоятельной ценностью и, скорее, могли лишь свидетельствовать о том, как в процессе работы душевное здоровье доктора постепенно ухудшалось.
Например, часть, посвящённая разработке методов невербальной коммуникации с помощью небинарной логики (и потому напрямую связанная с идеографическим письмом манускрипта), содержала в себе бессмысленные на первый взгляд утверждения и умозаключения. Вот несколько типов задач, способы решения которых подробно разбираются на страницах рукописи:
I. Вопрос: А или Б?
1) А;
2) Б;
3) А и Б;
4) не А и не Б.
II. Вопрос: А?
1) А;
2) не А;
3) анти-А;
4) Б.
III. Вопрос: ?
1) ;
2) ∅;
3) 1;
4) А.
и т. д. и т. п. Доктор упоминал о том, что для решения примеров, относящихся к одному из этих типов, необходимо субпространственное линзирование в условиях фрактальной размерности. Изучению последнего он посвятил не меньше десяти лет жизни.
Другой не менее интересной темой являются чертежи и схемы устройств. Их назначение туманно, а возможность создания сомнительна. Но есть и исключения, например, приложение □ представляет собой подробный чертёж наружных деталей обуви с настрочной союзкой.
Из служебной записки следователя Ворца:
"В квартире следов тела не обнаружено. Погреб почти пуст, есть только заплесневевший ломоть сыра и наполовину пустая бутыль скисшего молока. По всем признакам здесь не жили никак не меньше недели <...> в дневнике дата вчерашняя есть. Позавчерашней нет, а та, что до неё, тоже есть. Свидетили (орфоргафия оригинала сохранена - прим.)
утверждают, что видели пропавшего несколько дней назад, а в окнах горел свет <...>
На столе обнаружен опытный образец устройства и документация к нему. [ДАННЫЕ ЗАСЕКРЕЧЕНЫ]
область пространства и замыкает в сферу. Свет спокойно проходит сквозь оболочку изнутри, но не может попасть извне. Выглядит, как зеркальный шар <...> Траектория лучей, запущенных по касательной, не искривляется. Таким образом, сфера образуется за счёт совокупности все[ДАННЫЕ ЗАСЕКРЕЧЕНЫ] [ДАННЫЕ ЗАСЕКРЕЧЕНЫ]
Отчёт направлю капитану. Ворц"
На диаграмме выше наглядно продемонстрировано, как гексагональная структура приводит к формированию метаматериальных слоёв, компактно укладывающихся друг на друге. В действительности это связано с аналогичной формой проточастиц. Их взаимозависимая ориентация указывает на то, что в сущности они являются множественными отражениями одного и того же объекта в ячейках пространства - С̶̺̼̲̲̰̭̞̓̓̈́̿Ф̵̧̪̞͖̈́̐̍̄͝И̷͍͇͖͓͚̱̐̄̎Р̵̢̠̤̈̊̽̏̿О̸̘̘͔̎̇̄̂̑Т̸̢̂̈́͛͒̿. Масса частиц уменьшается по мере удаления Д̸̲̼̤͇͖̍͐Р̶̢̛͎̆̔̑̿͑̚͜Е̶̮͉̺̇В̵̳̻̙̂̀͛͜А̴̭̘͔͋̎ от отражающей поверхности. Из этого следует, что для наиболее детального изучения идеально подходят тяжёлые ядра атомов. По соотношению доступности материала, массы и стабильности самым выигрышным является изотоп уран-238.
Множественность иной природы прослеживается в следах отражения А̶̘͎̼̋Б̷̮̔̓̓͊͐͆͝С̶̠̌̈О̷̮̄̅̇͝Л̵̫̥̳̣͉̙͕͋̾̈́͆͠Ю̶̺̍͐͋̎͐Т̵̨͙̫̯̊̔͌͐̚А̸̩̗̜̟͎̀̄: несмотря на то, что расчёты показывают, что их суммарное число стремится к бесконечности, мы можем наблюдать лишь крайне ограниченное их количество, так как заперты в пределах одной единственной ячейки, что прекрасно согласуется с теорией фрактальной вложенности. Множественность в данном случае связана с количеством отражающихся объектов, а не ячеек, и всегда кратна десяти.
Когда мы имеем дело с редчайшим случаем материализации детерминатора, этот процесс индуцирует единичный импульс и отпечатывает в исходном коде десять меток (при ином мультипликаторе число может отличаться). Однако ввиду естественного отклонения радианта, эти метки оказываются рассеяны вокруг мнимого пространственно-временного центра. Так произошло и на этот раз. Восемь посланий вы уже имели возможность прочесть ранее. Вопреки распространённому заблуждению, данный текст не следует считать девятым - на его месте должна была быть копия манускрипта Эйцелаха, но, к сожалению, форумный движок ограничен Юникодом, который не включает в себя даже десятой доли необходимых для этого символов, так что остаётся довольствоваться суррогатом. Это же обстоятельство затрудняет и суммарный подсчёт самих символов, так что с точки зрения стороннего наблюдателя следствие может опередить во времени свою причину.
Что же касается десятого текста, то уровень абстракции в нём так высок, что становится не вполне ясно, может ли он в принципе существовать в объективной реальности.
- Ну что же вы говорите, господин Векто, - с наигранным разочарованием сказал Плаут и потянулся в карман за платком. - Право, вы ведь уже не ребёнок. Давайте, я дам вам ещё одну попытку и, если она окажется лучше, забуду о предыдущей.
Он замолчал, сосредоточенно протирая свои очки. Лиас поглядел на цифровые часы на стене и заметил, что они как будто покосились: левый край был чуть ниже правого. Так, глядишь, и время замедлится, а потом вообще пойдёт вспять. Теперь недостаточно перевесить часы ровно - для баланса им придётся повисеть симметрично криво, с правым краем ниже левого. Вот только как долго? Если столько же - то баланс перекосится в другую сторону из-за неравноценности этих промежутков в силу разной скорости течения времени. Нет, там нужна какая-то функция от тангенса угла наклона...
Брр.
- Хорошо, - осторожно начал он, - хорошо. У нас в багажнике труп. Только это не труп, это ваш детерминатор. Тот, который украли у вас на прошлой неделе. Ну, то есть, получается, он сам себя украл. Я знаю, как детерминатор работает, я имел с ним дело. Возможно даже, знаю лучше, чем вы. Ведь это не вы его сконструировали. Он существовал задолго до вас - он всегда был. И третья зона его действия - вся вселенная. Детерминатор материализует мысли. Я думаю о том, чтобы что-то сказать, и благодаря детерминатору я это говорю, воздух начинает колебаться, и вы меня слышите. Ну, это если сильно упрощать. А этот тип, что у нас в багажнике... он и есть материальное воплощение детерминатора. Как это можно сделать, думаю, не мне вам объяснять. Это не та железка, которую украли у вас, и даже не я. Это был он. Проблема в том, что он и сам об этом не знал, а считал себя материализованным абсолютом, который утратил могущество из-за того, что в него перестали верить. А детерминатор, он осуществляет лишь то, во что верят, и чем сильнее и больше, тем лучше. Этот мужик даже организовал культ. Они там были свято убеждены в том, что когда детерминатор попадёт к ним в руки, их вера вернёт их богу былую силу. И вот потому детерминатор и был похищен. А теперь...
- Позвольте, я вас перебью, - вздохнул Плаут. - А вам не приходила мысль, что всё было подстроено мной? Что я и есть тот самый абсолют, который - как вы там сказали? - утратил могущество из-за неверия и теперь вынужден полагаться на возможности детерминатора. Что, если у меня в подвале прямо сейчас находится сотня таких же культистов, которым с рождения вдалбливали в головы определённые мысли и которым для полного счастья не хватает лишь трупа, который вы так любезно привезли мне в багажнике вашего автомобиля?
Лиас не нашёлся, что ответить.
- От звонка в полицию меня останавливает лишь чрезмерное к вам уважение, лейтенант. Им бы, уж поверьте, было очень интересно послушать ваши истории про труп в багажнике. Всего вам доброго.
И молитесь, чтобы ботинок не долетел до абсолюта. Иначе вас ждёт апокалипсис.