Про метагейм (тут наверное уместней)
Тут проблема в том, что игрок знает. И, несмотря на незнание персонажа, игрок подспудно и даже неосознанно может действовать, исходя из этого знания. И в любом случае подобное сверхзнание, даже если от него абстрагироваться, влияет на дальнейшие поступки персонажа, вносит коррективы в уже спланированные действия и дальнейшие планы.
Неосознанно - да, конечно. Ну так от этого в игре не избавиться вообще. Элементарно на уровне симпатий-антипатий к стилистике письма тех или иных игроков, к примеру, может возникнуть не особенно сюжетно обоснованное отношение одного персонажа к другому. Мне нравится как играет A, я буду подсознательно стремиться и искать поводы вступить с ним во взаимодействие, и даже если мы будем бить друг другу морды, то взахлеб. Мне не нравится, как играет B, и даже если по сюжету его персонаж мне сват-брат-любовник, буду стараться свести взаимодействие к минимуму, по возможности не нарушая целостности персонажа. Это нормально вроде, мы же для удовольствия играем все же, пусть даже все его в разном находят.
С игровыми действиями, непосредственно влияющими на развитие событий, конечно, сложнее. Как абстрагироваться от знания, что, допустим, внезапно появившееся желание убивать, вызвано таким-то конкретным магическим воздействием? Как абстрагироваться от знания того, что сказано в паблике? Как не дать влиять на свои действия сверхзнанию вообще? Подсознательно это, конечно, влияет, не может не влиять.
Но... а как, например, мы читаем все сообщения в паблике полностью, но реагируем только на действия и прямую речь, которые непосредственно наблюдают наши персонажи? Как отфильтровываем ту информацию о персонажах, которая известна всем, от той, которая известна только некоторым? Или вот у нас недавно прошла игра, в которой между персонажами был языковой барьер, и часть игроков пыталась (и по-моему, вполне неплохо) это отыгрывать, честно изображая непонимание и незнание того, что думают другие персонажи или говорят вслух на неизвестном языке. Самоконтроль, наверное, и попытки вывести бессознательное в область сознательного путем вопросов к себе и своему персонажу
В духе "как я понял это?", "откуда я это знаю?", "какова вероятность догадаться?", "как это будет выглядеть, если я...?" и т.д.
Если я не уверена, будет ли озарение моего персонажа по какому-то поводу смотреться естественно, я пойду спрошу у мастера, как он видит эту ситуацию. Если я планирую сделать что-то такое, на что категорически не хочу, чтобы другие среагировали метагеймом, я попрошу у мастера возможность действовать скрытно, с кубиком, и в случае успеха попрошу сообщение с результатами от лица мастера. Но это не такие уж частые случаи, мне кажется, и в первую очередь все равно каждый сам себя контролирует.
Если игра идет на интерес, то разве не интересней ограничить свой персонаж тем, что он чего-то не знает, вот совсем? Мы же миримся с тем, что иногда по механике все равны, и неписи не могут, к примеру, убить игровой персонаж, а в других играх, напротив, у одних есть и действующие неписи, и разные-страшные предметы, которых нет у других. Так и тут, неравенство доступных знаний - это элемент игры, с которыми по умолчанию подразумевается согласие.
Если игра идет на победу, и в ней ключевое - это голову поломать над чужими интригами, то да, наверное все тайное должно оставаться тайным для всех, но тогда очень важна предыгровая подготовка, хороший конфликт с хорошими мотивами и баланс сил, иначе получится игра в одни ворота.
На мой личный вкус, второе подходит для форумных игр чуть меньше, чем первое, но это кому как. Во втором случае метагейм контролируется главным образом мастером путем дозированной выдачи информации, в соответствии с механикой или по своему усмотрению (в таком варианте он действительно "ведет" игроков по игре). В первом игровой процесс имеет приоритет над победой, и метагейм со стороны игрока это моветон. Иногда эта проблема возникает, ведь все мы очень разные, но судя по уже довольно укоренившейся привычке в любой непонятной ситуации запрашивать броски кубиков/монетки, усложняющие жизнь своему же персонажу, не все так страшно.
Поэтому, возвращаясь к
можешь дополнить своими мыслями, как бороться с этим явлением.
хотя это было сказано не мне, скажу, что хочется в первую очередь доверять тем людям, с которыми играешь.
Для остального, наверное, есть личка с мастером, куда можно обратиться с вопросом в духе "а откуда персонаж A знает это?", и в каких-то вопиющих случаях попросить осадить "нарушителя".