• Приветствуем вас на 7Bastards!

    Большую часть разделов форума могут просматривать только зарегистрированные пользователи.
    Если вы уже зарегистрированы, пожалуйста, войдите в свой аккаунт.
    Если нет — зарегистрируйтесь с помощью кнопки в верхней правой части экрана или на странице https://7kingdomsbastards.ru/register/.

    В случае возникновения сложностей с доступом, пишите нам на sevenbastards@mail.ru.

Ведьмак [книги]

  • Автор темы Mr.Silver
  • Дата начала

Багровый Ястреб

Гость
Ведьмак как манифест польской национальной интеллигенции слабо обсудить?
Учитывая то, что пан Сапковский крайне скептично настроен относительно польского национализма (по крайней мере, традиционного, "ягеллоновского"), ярый антиклерикал (см. не только гуситскую трилогию, но и сборник его бесед с С. Бересем) и осуждает польскую политику религиозной и территориальной экспансии против России, это исключительно сомнительный тезис.
"Избранные места из переписки с друзьями":
"....Ибо в жертвенное мессианство и убежденность в собственной избранности верует исчезающе малая часть польского народа. Большая же — то есть разумная, а поэтому не нуждающаяся в психушках часть народа — давным-давно осознала, что никакие мы не мессии, никакие не винкельриды — да что там, мы не можем даже прикидываться павлинами и попугаями, будучи явно недостаточно пестрыми и интересными. Все здравомыслящие люди уже поняли, что в дере вне, именуемой Европа, мы расположены за овином. А наше мессианство, наш винкельридизм — и того дальше, а именно за той будочкой с вырезанным в дверце сердечком, которая за овином стоит. И, кстати, хорошо, что стоит именно там, ибо там ей и место"
"...— Понятия не имею, что для Польши хорошо, а что нет. Это не моя делянка. На то есть профессионалы. А мои симпатии неизменно остаются на стороне жертв погромов. Антипатии же касаются погромщиков. Независимо от расы, национальности и вероисповедания"
"...Разделы Польши были следствием контрреформации, превратившей нашу страну во внешнюю стену крепости, окруженной враждебными соседями, то есть православием и реформатами. В период гусизма вырваться из-под влияния Рима было, вероятнее всего, невозможно, не очень-то это удалось и самим чехам, зато обошлось им очень дорого: поражением на Белой Горе и его последствиями для чешской государственности. Но проводить политику толерантности и равенства в правах всех вероисповеданий в шестнадцатом и семнадцатом веках, сказать твердое «нет» иезуитам, подталкивавшим Польшу к войне с Москвой, избежать казацких войн, когда «ненависть отравила кровь побратимства», — это было уже возможно. И давало серьезный шанс избежать разделов. Однако шанс был упущен. Чем все закончилось — известно."
"...— Закрепившиеся у поляков стереотипы — тема для диссертации, немного жаль сейчас тратить на это время. Достаточно сказать, что поляки обожают стереотипы и, пользуясь ими, обожают хулить и бранить другие нации. И при этом оскорбляются, когда кто-то использует стереотипы в отношении их сам их, коря за пьянство, леность и тупость, говоря о polnische Wirtschaft или склоняя пресловутых Polish jokes. Так что тут мы имеем дело с типичной моралью Кали. Но, как уже было сказано, довольно об этом.
"...Историков в основном нервировал вопрос о преувеличении роли инквизиции. Действительно ли она имела в те времена такое влияние? Наверняка нет, но именно такую, сильную, требовала моя фабула. В то же время я категорически не согласен со все чаще высказываемым мнением, будто инквизиция была благотворительным учреждением, которое изредка, поглаживая при этом по головке, вежливо и робко просило уважаемых еретиков перестать грешить, а уговорив, отпускало домой, дав каждому на дорогу по кресту и булке с ветчиной"
"...— Но, уважаемый пан, разговор только что шел о «понимании средневековья», а теперь мы начинаем спорить о количестве костров? И где же я пишу, что их было шестьсот? Таких цифр нет ни в одной моей книге. Но, повторяю, я не изменю своего мнения относительно роли инквизиции, точно так же, как не напишу книгу о том, что Крестоносцы вторглись в Куявы, чтобы раздавать детям цветочки и конфетки. Даже если все профессора мира станут долдонить мне, что это исторический факт, а остальное — исключительно польская Greuelpropagande, проистекающая из закоренелой, глубоко запавшей в душу и одновременно иррациональной ненависти к немцам и всему немецкому.

Инквизиция в моей книге — литературный образ. Если даже мы положим — а я готов такое положение милостиво принять, — что определенная пропаганда и пропагандисты представили инквизицию в дурном свете, я ни в коей мере не заинтересован в том, чтобы снимать с названной организации этот odium. Ибо odium надлежит сей «фирме». Она его заслужила. С позиций моей жизненной философии, мировоззрения и морали, инквизиция — символ определенных действий — сжигания, истязания, удержания в узде, удушения прогресса. Для того она и была создана. И таковой я изображаю ее в своих книгах. А было ли на данной территории десять или сто десять костров… Смешно говорить…"
"...[Интервьюер]: — А вот в апрельском номере «Феникса»» за 1993 год вы опубликовали политическую сатиру «В воронке от бомб!», издевательски рисующую картину гражданской войны в Сувалках, проросшей из старых миазмов националистической ненависти. Эта сатира экстраполировала в будущее вашу антиклерикальную фобию (это адекватное определение?) и замороженную на протяжении последних пятидесяти лет Великим Красным Братом взаимную ненависть поляков, литовцев и немцев? Эта бравурная картина — чисто литературная игра или отражение истинных опасений, что правый радикализм и националистические демоны могут снова пробудить в Польше кровавый психоз? Или сегодня, когда угроза «черного фундаментализма» уже снята с повестки дня, вы по-прежнему боитесь?

— Снята? С повестки дня? Это когда же? Сей факт как-то прошел мимо моего внимания. О, я даже заметил определенные моменты, которые, похоже, могут свидетельствовать об обратном. Но лучше оставим это, тема небезопасная, чреватая в нашей «наконец-то свободной» стране судом и тюрьмой"
"...— Дьявол знает почему, но многое говорит о том, что так оно и есть. Правда, были эпохальные победы, например, под Грюнвальдом. Та битва действительно имела историческое значение европейского, если не всемирного масштаба. Орденское государство казалось непобедимым, и Крестоносцы лезли на наши земли, как только у них возникало желание — то просто пограбить, то ради демонстрации силы. Локетеку, правда, однажды удалось побить их арьергард, но когда вернулись остальные орденские рыцари, он тут же сбежал. Лишь Ягелло сломал эту мощь, хотя, разумеется, его победой не смогли воспользоваться. Перевесили в основном литовские интересы, о чем подробно пишет Ясеница.

Нам удалось ненадолго посадить на московский престол царя — вернее, проходимца, — и какое-то время мы трясли Кремль и всю Россию. И дотрясли до смуты: разве это не было для тех времен великой победой? Я уж не говорю о Вене и Батории. Разумеется, история приучила нас к битвам, о которых потом можно было сказать только одно: мы храбро сражались. Не было недостатка и в геройских пинках под зад. Во всей нашей истории, почитай, только одно восстание закончилось успехом — великопольское. Все остальные — гекатомба и кровавая бойня.

Меня, однако, не вдохновляет наше прошлое. Его надо знать, пони мать, каким-то образом относиться к нему. Но спокойно. Нет необходимости особо переживать. В нашей истории нет таких событий, которые стоило бы занести на черные страницы из-за их особой трагичности. И наоборот — в ней не случилось ничего такого, что стоило бы записать на золотых страницах и ставить алтари. У нас была такая же история, как у любой страны, — были взлеты, были падения, порой нас преследовали страшные неудачи. Но ошибка была в истоках: мы неудачно выбрали религию. Ведь если бы не контрреформация, не было бы и разделов. Мы потеряли свободу из-за Рима, из-за папства, заставившего нас поднять знамя контрреформации"
"... В Польше невозможно снимать ни НФ, ни фэнтези, мы просто не умеем этого делать. Нет средств, нет традиции, нет навыков. Наши киношники должны придерживаться близких им тем, милых, радующих глаз и ухо, соответствующих ментальности: мусор, мусорщики, свалки отходов, грязь, сифилис, бетонные дома-коробки, девки, альфонсы, бандиты, киллеры, полиция. Ну — и юмор. Шутка. Наши родные и такие близкие. «Поджарь себе сиськи!» — и зал помирает от хохота. Впрочем, с фильмами фэнтези в мире тоже было не все ладно. Если НФ дождалась своей «Космической Одиссеи», своего «Бегущего по лезвию» — фильмов, которых ей нечего стыдиться, то у фэнтези таких фильмов очень мало. «Конан-варвар», «Уиллоу», «Экскалибур»… Долго, очень долго пришлось этому жанру ожидать Джексона и «Властелина Колец». Но когда уж дождался, то хо-хо! На колени, мейнстрим, на колени!!! "
 

Арканис

Обитатель

Lestarh

Мудрость Форума
Зачем чинить то, что и так неплохо работает
Разве работает? Сами же жаловались только что... Прям семь пятниц на неделе.

А Сапек тот еще альтисторик, оказывается
Нормальный постсоветский и посткоммунистический интеллигент.
Замените в "избранных местах" Польшу на Россию/СССР и зазвучит настолько знакомо, аж ужас...

Учитывая то, что пан Сапковский крайне скептично настроен относительно польского национализма (по крайней мере, традиционного, "ягеллоновского"), ярый антиклерикал (см. не только гуситскую трилогию, но и сборник его бесед с С. Бересем) и осуждает польскую политику религиозной и территориальной экспансии против России, это исключительно сомнительный тезис.
Ну меня он тоже удивил, однако нельзя не признать, что традиционные польские темы и "болевые точки" - разделы, поражение и унижение сильнейшим противником, предательство союзниками, героические, но в итоге бессмысленные победы - всё отлично в цикле присутствует.
 

Багровый Ястреб

Гость
Замените в "избранных местах" Польшу на Россию/СССР и зазвучит настолько знакомо, аж ужас...
Да, меня тоже очень удивил пассаж про "неправильную" религию. Я раньше думал, что этот тезис только в восточно-славянских странах встречается.
Ну меня он тоже удивил, однако нельзя не признать, что традиционные польские темы и "болевые точки" - разделы, поражение и унижение сильнейшим противником, предательство союзниками, героические, но в итоге бессмысленные победы - всё отлично в цикле присутствует.
Естественно. Но цикл свободен от националистического экстаза "НАШИ ИДУТ" или "ПОЛЬСКИХ ЛЮДЕЙ ОБИЖАЮТ" (в отличие, кстати, от гуситской трилогии, где отчётливо видны хорошие-славяне-протореформаты и плохие-немцы-душители-свободы (и их польские католические сторонники))
 

Lestarh

Мудрость Форума
Я раньше думал, что этот тезис только в восточно-славянских странах встречается.
У нас больше общего, чем может показаться. В том числе - и постсоветское наследие.
Да и вообще - за последние двести лет Польша в составе Российского государства и его сателлитов пробыла куда больше времени, чем вне их.
 

Арканис

Обитатель
Разве работает? Сами же жаловались только что... Прям семь пятниц на неделе.
Работает, работает :)
Замените в "избранных местах" Польшу на Россию/СССР и зазвучит настолько знакомо, аж ужас...
При этом "наши" как раз о польской религии вздыхают, помнится
 

Smile

Обитатель
Что могу сказать. Польша, при всех завоеваниях, присоединениях, разделах и оккупациях сохранила свою самобытность, культуру, язык и государственность. Искренне уважаю народ, который смог все это, находясь между несколькими жерновами.

При этом "наши" как раз о польской религии вздыхают, помнится
А что не так с католицизмом? Свобода выбора!
 

Арканис

Обитатель
А что не так с католицизмом? Свобода выбора!
Ну Сапковский ноет, что поляки не ту религию выбрали, не надо было католицизм, наши нытики ноют, что не ту религию выбрали, надо было католицизм. Круговорот нытья в природе :)
 

Smile

Обитатель
Арканис ,)))) а совместить не пробовали?) Ничего сложного Живу в многоконфессиональной семье и никаких проблем. Главное- уважение к чужой религии. И это процесс обоюдный.
 

Зима

Обитатель
Ведьмак как манифест польской национальной интеллигенции слабо обсудить?
Довольно сомнительно. Нильфгард там, конечно, изначально выставлен империей Зла с этими отсылками на армии нацистской Германии, чОрными доспехами и тоталитарным строем. Но по итогу бесконечно от неё далёк и вообще одно из наиболее толерантных государств в мире. А его завоевание Севера чуть ли не на пользу этому самому Северу пошло. :crazzzy: Мне кажется, странно ожидать это от представителя польской интеллигенции: многочисленные завоевания и навязывания своей воли более сильными соседями должны были свой негативный след, это достаточно травматичный опыт.

а совместить не пробовали?
Чего? Польшу с Россией? Пробовали, все разы плохо получилось. :(
 

Lestarh

Мудрость Форума
Работает, работает
Ну если Вы так считаете...

Мне кажется, странно ожидать это от представителя польской интеллигенции: многочисленные завоевания и навязывания своей воли более сильными соседями должны были свой негативный след, это достаточно травматичный опыт.
Специфика Ведьмака - отсутствие совсем уж чётких оценок (за некоторыми исключениями). В большинстве случаев по каждому пункту (включая Нильфгаард) представлены доводы в пользу обоих выводов с предоставлением решения читателю. Ну и плюс ко всему - имхо у него периодически выходит не совсем то, что изначально задумывалось. Ту же нильфгаардскую оккупацию он словами и действиями и Геральта и многих других героев вполне себе осуждает. Что при этом у читателя складывается впечатление, что "в итоге может оно так даже и лучше" - это не факт, что вот прям так задумывалось. Ну либо уже эффект восприятия читателем (кстати, подозреваю, в немалой степени современным российским, который в целом всё ещё склонен ценить "стабильность" (тм) )
 

KOT-a

Обитатель
Российская Империя - это скорее Калантэ.
ну с Эмгыром они, прям скажем не связаны никак. Да и вообще не похоже.

Если рассматривать жизнь Цири с момента рождения и к окончанию саги, то можно наверно провести параллели с историей Польского государства от Речи Посполитой по XX век. Возможно и за уши притянуто) но интересно.
ну там скорее рефлексия Сапковского над политичкими событиями в Польшена премере Цинтры и др. - Разделение , оккупация, действия постоянных местечковых теневых групп под ковром глобальной силы и постоянные внутренние разборки. Чем аллегория в виде персонажей.
православие надо было им выбирать, чтобы не было реформации и контрреформации.)
лучше буддизм )
А православия свое-то девать некуда...

Что могу сказать. Польша, при всех завоеваниях, присоединениях, разделах и оккупациях сохранила свою самобытность, культуру, язык и государственность. Искренне уважаю народ, который смог все это, находясь между несколькими жерновами.
А че бы им не сохранить? Никто за все время ни на язык, ни на самобытность не покушался. В РИ имели довольна широкие права (что напрасно), к СССР их и вовсе никто не присоединял. Да и немцам ни до того было. Это как раз Украине там больше всего досталось - так и результат налицо.
Довольно сомнительно. Нильфгард там, конечно, изначально выставлен империей Зла с этими отсылками на армии нацистской Германии, чОрными доспехами и тоталитарным строем. Но по итогу бесконечно от неё далёк и вообще одно из наиболее толерантных государств в мире.
Ну, он у Сапковского нечто среднее между Германией и СССРc налетом от крестоносцев средневековья - собирательный образ мощной военной машины, прокатившейся по Европе, ИМХО. И потом у поляков таких уж идеологических противоречий с Германией никогда не было - просто чета не срослось. соответственно и отношения помягче.
 
Последнее редактирование:

Арканис

Обитатель

Havelock

Зампредседателя клуба Зануд
у поляков таких уж идеологических противоречий с Германией никогда не было - просто чета не срослось.
Угу. Просто "истинные арийцы" считали всех славян унтерменшами, соответственно, и поляков тоже...
 

BlackOrb

Обитатель
Сделано из шелковых веревок и весит 25кг. У меня вопрос. Зачем?
e0Y0y5fL.jpg
 
Сверху Снизу