А мы знаем, как вандалы, жившие в Польше, называли эльфов?
В принципе из базовой готской фонологии получается что-то вроде *
alfs (ед. число)/
albeis (множ. число).
При переходе в славянский будет *
олпъ какой-нибудь...
Начнём с того, что её в своё время было слишком много, наелись. Кроме того, в этих рамках мало кто что нового придумывал, персонажи однотипны и шаблонны.
А это следствие не характера морали, а тупо качества исполнения. Хорошо прописать персонажей можно и в рамках достаточно контрастной этики.
С другой стороны мало кто в реале видит ся плохим, в основном в плане самобичевания или подросткового максимализма, мол быть сволочью круто. Но такое явно не является какой-то значимой мировоззренческой основой. В основе же у каждого есть определённая мировоззренческая база. И вот в ПЛиО это как раз очень хорошо показано, кстати. И мировоззрение может разное быть, кто-то считает ся волком, а многих других овцами, кто-то следует сухой логике, считая чувства несущественными. Ну и прочее такое. И вот серая мораль в данном ракурсе выглядит более логичной.
Не-не-не.
Если оставить в стороне моделирование религиозной этики, где одна из сторон обозначена метафизическим злом по определению, то вопросы морали и мотивации не совсем одно и то же.
Условно у нас есть злодей, который совершает нехорошие поступки - убивает, предаёт, истязает, насилует, пьёт кровь младенцев по утрам...
Если он делает это просто потому что назначен злодеем - ну тут недовольство публики понять можно. Но если автор вполне адекватно прописал ему логические мотивации и объяснения, закономерно вытекающие из его мировоззрения - это делает его мораль "серой"?
Условно если бы Рамси был не просто психом, а действовал в рамках некоей осмысленной и целеположенной парадигмы (например, чтобы магическими силами обрести власть или отпугнуть Иных от Дредфорта) это бы улучшало его мораль и карму?
Ведь "серость" морали это не наличие логических обоснований действиям злодея. Это наличие морального оправдания его действиям. Постановка злодея в ситуацию, когда он может вызывать симпатию и сочувствие читателя
Чёрно-белая мораль: это когда в истории присутствуют Добро и Зло с Большой Буквы.
Чёрно-серая мораль: воплощённого Добра нет, но точняк есть Зло, по сравнению с которым всё остальное — не Зло, а так, злишко.
Бело-серая мораль: В истории воплощённое Добро есть, но нет воплощённого Зла.
А серо-серая мораль — это когда ни одну из противоборствующих сторон нельзя назвать ни Добром, ни Злом, да и вообще в пределах мира нет чёткого нравственного ориентира, позитивного или негативного. В качестве протагониста, как правило, антигерой, в качестве антагониста — антизлодей.
.