Lestarh
Мудрость Форума
Всё таки "всем" - это как-то излишне категорично...А вот всякие монстры, циичные эльфы и мутанты всем нравятся.
Теперь немного философской мути.
Имхо в современных реалиях фентези пожирает несколько исходных жанров (довольно различных по аудитории).
1. Собственно классическая линия эволюции фентези идёт от развития романтической традиции конца XIX века (любовь фентезийных иллюстраторов к прерафаэлитам не совсем случайна). Из неё она приобрела такие черты как констрастность эмоций и оценок (вплоть до столь нелюбимой многими "черно-белости"), любовь к доиндустриальной и средневековой пасторали (упаси боже без средневекового же навоза) и обилие "сильных личностей". Именно это направление выражает Толкиен. И именно отсюда выросли масштабные эпик-фентези в духе "Саги о копье" и прочие, сильно повлиявшие на восприятие жанра (эльфы и прочая многорасовость, эпичный размах, обилие магии - растут именно отсюда).
2. Второй линией развития романтизма был готический роман. С ужасами и мистикой. А также весьма часто - мрачным и декадентским реализмом (всё плохо, все люди сволочи, мы все умрём). Эта линия в целом жила сама по себе, но в контакте с фентези - собственно Говард писал не только Конана, но и отдельные рассказы лавкрафтианского цикла (благо с самим Лавкрафтом они были друзьями по переписке, и периодически пописывали друг за друга).
Соответственно из этой линии эволюционировала ранняя Конаниана (которая довольно мрачна и местами натуралистична для 30...50-х годов) и её развитие - тот же Лейбер, например (вкладом этой линии развития в современный фентези-жанр стали многочисленные фентезийные варвары и воры, фентезийные мегаполисы с их социальным дном (практически все они в той или иной мере копируют Ланкмар от Фрица Лейбера), крысолюды и прочие "низкие" фентезийные расы, злобные колдуны и неведомые демонические хрени из параллельных реальностей и миров).
Наконец и "чистая готика" вложилась в фентези-копилку субжанрами городского и "конспирологического" фентези (тот же World of Darkness).
3. Наряду с романтизмом в массовой литературе XX века была широко представлена авантюрно-приключенческая линия. Начиналась она с классических авантюрных романов Купера, Хаггарда, Майн Рида и иже с ними. Здесь не было никакой фентези в принципе. Были приключения в дальних странах.
Но к началу XX века дальние страны как-то закончились, поэтому жанр был поглощён научной-фантастикой - приключения из морей и колоний переместились в космос и на его планеты.
Однако где-то с последней четверти XX века космическая тема стала терять популярность (по тем же причинам, что раньше и "географическая" - в общем уже понятно. что на планетах Солнечной системы ни Барсума, ни "венерианских джунглей" мы не обнаружим, а любые проекты сверхсветовых перемещений априори не совмещаются с понятием "научная"). А это привело к сближению жанра с фентези, ибо перемещение действия в чисто вымышленный мир - традиционно считалось её прерогативой.
Из этого источника, как мне кажется, растут ноги того самого low-fantasy где фентезийные элементы, в общем-то, вынужденные обстоятельствами (написал бы про реальность, да нет подходящих прототипов). Автора и читателей больше интересует приключение в достаточно реалистичном сеттинге, а не эльфы, скачущие на единорогах, и архимаги, меряющиеся параметрами своих волшебных посохов с богами...
К этой же категории тяготеет и Сапковский, особенно в Рейневане.
4. Наконец ещё одну линия развития массовой беллетристики заложили hard-boiled детективы 30-х. И рождённый ими жанр шпионского романа - возникают они параллельно, но после второй мировой практически сливаются в экстазе, активно заимствуя друг от друга. По существу гангстерские и шпионские романы крайне близки, отличаясь, в основном, обстоятельствами, дающим главгерою повод продемонстрировать свою крутость. Могут и совмещаться.
Здесь свинью авторам подложил конец Холодной войны, резко снизивший количество поводов писать "про шпионов и борьбу с ними".
Соответственно и этот жанр начал смещаться в сторону фентези. Собственно игровой Ведьмак ближе как раз сюда, нежели к предыдущему пункту (чем заметно и отличается от книжного).
Собственно какого лешего я это пишу?
Да к тому, что сейчас под ярлык "фентези" сползлись самые разные исходные жанры, с разными же законами этих жанров и достаточно разной аудиторией, имеющий не просто разные, а зачастую диаметрально разные вкусы.
Так вот "монстры, циничные эльфы и мутанты" нравятся целевой аудитории двух последних жанров. И им же не нравится "чёрно-белая этика" и обилие магии. Но это не все. Это лишь часть. Весьма значительная, но в целом "исторически" не фентезийная и привлечённая к этому жанру в основном обстоятельствами (спецификой реализации авантюрно-приключенческой и остросюжетной тематики в современных реалиях - не всем нравится читать про коррупцию, киберпанк и террористов, а больше нынче поприключаться и поводов нет).