Про "огромные массы" разве где-то говорилось?
Во "Владычице Озера", намёками.
Перед портиком одного из дворцов их встретил Эредин Бреакк Глас. По его краткому приказу вокруг них
заклубились маленькие, одетые в серое эльфочки. Аваллак’х, Эредин и другие встреченные до сих пор эльфы были чрезвычайно высокого роста. Чтобы заглянуть им в глаза, ей приходилось задирать голову. Серые эльфочки были гораздо ниже.
«Другая раса, – подумала она. – Раса слуг. Даже здесь, в сказочном мире, должен быть кто-то, кто вкалывает, пока бездельничают хозяева».(с)
Утром сразу же пошла в конюшню. Даже не позавтракав. Не хотела встречаться с Аваллак’хом, не желала разговаривать с ним. Предпочитала избегать настырных, вопрошающих, любопытствующих, липнущих взглядов других эльфов и эльфок. В любом другом случае демонстративно равнодушные, к делам королевского алькова эльфы проявляли интерес, а у стен дворца, Цири не сомневалась, были уши.
Она отыскала в боксе Кэльпи, нашла седло и упряжь. Не успела оседлать кобылу, как рядом уже оказались слуги, серые эльфки, маленькие, на голову ниже обычных Aen Elle. Они помогли ей управиться с лошадью, кланяясь и льстиво улыбаясь.
– Благодарю, – сказала она. – Я управилась бы сама, но благодарю. Вы очень любезны.
Ближайшая к ней эльфка широко улыбнулась, и Цири вздрогнула.
Потому что у девушки в числе других зубов были и клыки…
Она подскочила к ней так быстро, что та чуть не присела от испуга. Отвела волосы от уха. Обычное, закругленное.
– Ты человек?
Девушка, а вместе с ней и остальные прислужницы бросились на колени, упали на глинобитный пол. Наклонили голову, ожидая наказания(с)
Реакция на произнесение местного аналога "Н-слова" доставляет неимоверно.
А вот как эльфийская раса "отступает" при столкновении с людьми:
"...
Слезь с лошади и посмотри.
Она спустилась на землю. Грунт был неровный. Она споткнулась. Что-то хрустнуло и осунулось под ногами. Сверкнула молния, и Цири глухо вскрикнула.
Ее окружало море костей.
Песчаные склоны впадины оползали, скорее всего подмытые дождями. И приоткрыли то, что скрывали. Кладбище. Морг. Огромный навал костей. Берцовых, тазовых, реберных, фаланг пальцев, черепов.
Цири наклонилась и подняла один.
Сверкнула молния, и Цири вскрикнула.
Она поняла, чьи останки здесь покоятся.
У черепа, носящего след удара оружием, среди прочих зубов сохранились клыки.
Теперь ты понимаешь, – зазвучало у нее в мозгу.
– Теперь ты знаешь. Это сделали они. Aen Elle. Король Ольх, Лис, Ястреб. Этот мир вовсе не был их миром. Он стал им после того, как они его завоевали. Когда отворили Ard Gaeth, обманув и использовав нас так же, как теперь пытаются обмануть и использовать тебя.
Цири выпустила череп из рук.
– Сволочи! – крикнула она в ночь. – Убийцы!(с)
Так сказать, "Ольх, Лис и Ястреб преподают национальный дарвинизм настоящим образом".